Биография
В конце 1990-х Американский институт киноискусства отдал Джону Уэйну 13-е место в списке ста величайших кинозвезд уходящего столетия. Лауреата «Оскара» и «Золотого глобуса» современники называли королем вестерна. Прозвище Duke — в переводе с английского «герцог» — прикрепилось к Уэйну недаром. Он оказался в компании наиболее востребованных голливудских звезд эпохи звукового кино и снимался в 5-6 картинах ежегодно.
Детство и юность
Родился Мэрион Роберт Моррисон (настоящее имя Уэйна) весной 1907 года в провинциальном американском городке Уинтерсет, что в Айове. Вскоре родители изменили второе имя первенца на Митчелл, потому что назвали Робертом второго отпрыска.
Джон Уэйн вырос в семье, не имевшей отношения к искусству. Приверженцы пресвитерианской веры, появившейся в Северной Америке от переселенцев из Шотландии и Англии, воспитывали детей в строгости. Отец, ветеран Гражданской войны, учил сыновей мужеству и доблести, воспитывал настоящими мужчинами. Позже эти качества Дьюк воплотил в лучших киноролях.
В детстве и юности будущий король вестерна вовсе не мечтал о свете софитов и съемках. Мэрион Моррисон хотел стать отважным «морским котиком», но поступить в Военно-морскую академию США не смог. Тогда юноша переключил внимание на футбол и добился успеха, получив от государства грант на учебу в университете Южной Каролины. Он выбрал юриспруденцию, но в будущем ни дня не работал по специальности, ведь проучился на факультете всего 2 года, с 1925-го по 1927-й.
Фильмы
Увлечение кино пришло к Джону Уэйну случайно. Студентом он подрабатывал в знаменитой киностудии «ХХ век Фокс» — поначалу статистом, реквизитором, а затем каскадером. Парня с благородной ирландской внешностью заметил начинающий режиссер Джон Форд. Позже биографы назовут его мастером, который зажег в Голливуде еще одну яркую звезду — Уэйна.
На момент знакомства Джон мелькнул в эпизодах нескольких картин, но отсчет фильмографии актера ведется с 1930 года, когда на экраны вышел мелодраматический вестерн Рауля Уолша «Большая тропа». Гонорар новичка, несмотря на главную роль, составлял $ 75 в неделю, но с этого фильма началась блестящая творческая биография легенды американской киноиндустрии.
Позже, в середине 1950-х, размер гонораров Уэйна за съемки вырос до заоблачных высот: «ХХ век Фокс» за участие в фильме платил Дьюку полмиллиона долларов.
В молодости актер играл добродушных парней, бесстрашных, но наводящих ужас на врагов, умеющих любить, но не позволяющих романтическому чувству руководить поступками и сворачивать с пути. Поначалу карьера развивалась неспешно. Следующая работа в кино досталась Уэйну спустя 3 года в драме Альфреда Грина «Мордашка».
Затем прошло еще 6 лет, когда об актере вспомнил Форд, пригласив сыграть главного героя ковбойской саги «Дилижанс», которую тепло приняли киноманы Америки и Европы. В российском прокате зрители увидели усеченную версию. Малыш Ринго в исполнении 32-летнего Уэйна получился на удивление обаятельным. Это первая картина режиссера в жанре вестерн, в которой просматривался почерк будущего мэтра, заслужившего 4 статуэтки «Оскар» за режиссуру.
Снова появившись на экране и получив благодаря мастеру звучный псевдоним, Джон Уэйн больше не искал роли — режиссеры находили артиста сами. Но главное — о нем не забывал Джон Форд, приглашая звезду едва ли не во все свои проекты. Их творческие пути переплелись до конца жизни.
В 1940-х фильмография Дьюка пополнилась мелодрамой-боевиком «Негодяи», на съемочной площадке которой он встретился с неотразимой Марлен Дитрих. Затем Уэйн сыграл ключевых персонажей в вестернах Форда «Форт Апачи», «Три крестных отца», «Тихий человек» и других.
Очередная волна славы и зрительской любви пришла к артисту в 1948 году, после премьеры вестерна «Красная река». Лента Говарда Хоукса помогла поклонникам таланта Уэйна увидеть звезду в новом свете. Джон продемонстрировал тонкую психологическую игру. В его исполнении переселенец Том Дансон плавно трансформируется из грубого и авторитарного владельца ранчо в человечного и справедливого героя.
Критики сошлись во мнении, что в «Красной реке» Duke играл себя. В жизни артист был патриотом страны, носителем национальных традиций. Позже, исполняя в боевике «Зеленые береты» роль полковника Керби, он слился с персонажем, пропагандирующим войну во Вьетнаме, и снискал огромную популярность в армии США. Уэйн придерживался принципа, что родина — превыше всего.
«Права она или не права, но это — моя страна», — говорил Джон.
В 1956-м Джон Уэйн снялся сразу в двух ярких проектах — вестерне «Искатели» Форда и киноэпопее Дика Пауэлла «Завоеватель». Оба фильма оказались лидерами рейтингов, а у звезды удвоилась армия поклонников. В последней ленте зрители узнали артиста в образе Чингисхана.
В 1960 году артист дебютировал как режиссер и продюсер, отведя себе же главную роль. Он не изменил любимому жанру: в вестерне «Форт Аламо» сыграл реального исторического персонажа Дэви Крокетта — путешественника, офицера и политика. Дебют Уэйна оказался более чем успешным. Фильм получил главные кинопремии Голливуда за лучшие звук и музыку и 6 номинаций на «Оскар».
В 1969-м артиста накрыло новой волной славы. На пике популярности он оказался после премьеры картины «Настоящее мужество». Вестерн принес Уэйну «Оскар» и «Золотой глобус» как лучшему актеру. Гонорар звезды за съемки в ленте составил $1 млн плюс 35% от проката. В 2010-м братья Коэн решились на ремейк киношедевра, назвав его «Железная хватка».
В 1976 году поклонники Джона Уэйна увидели фаворита на экране в последний раз. Звезда сыграл главную роль в вестерне Дона Сигела «Самый меткий», будучи смертельно больным. Позже «знамя» героя вестернов, упавшее из рук великого Дьюка, подхватил Клинт Иствуд.
Личная жизнь
Звезду вестернов обожали жители провинции и женщины. Рослый красавец (рост Уэйна 1,93 м при весе 104 кг) с ярко выраженным характером и мужественной внешностью нравился и красавицам-коллегам. Ходят слухи о романах Дьюка с Марлен Дитрих, Джоан Кроуфорд и Полетт Годдар. Его личная жизнь была бурной и часто обсуждалась на страницах желтых изданий, папарацци ходили за звездой по пятам, чтобы сделать компрометирующее фото.
Трижды Джон Уэйн побывал в браке. Жены — все, как на подбор, темноволосые красавицы — родили ему семерых детей, из которых пятеро — сыновья. Первенец Патрик Уэйн, которого родила Дьюку первая супруга Джозефин, пошел по стопам отца и выбрал актерскую стезю. А сын Майк встал во главе отцовской кинокомпании, выпустившей срежиссированные Джоном ленты «Форт Аламо», «Команчерос» и «Зеленые береты».
Интересно, что актер был видным масоном, мастером ложи «Морион МакДаниэл», и достиг 32-го градуса Шотландского устава.
Смерть
Короля вестернов не стало летом 1979-го. Он скончался в медицинском центре Лос-Анджелеса. Причиной смерти стал рак желудка. Любимой поговоркой голливудского актера были слова:
«Если утром ты проснулся, считай этот день счастливым».
Позже биографы двух звезд — Форда и Уэйна — отметили интересный факт. Режиссеру и зажженной им звезде диагностировали онкологическое заболевание одновременно, в середине 1960-х. В 1973-м не стало мэтра вестернов, актер пережил его на 6 лет.
На 9-й день после смерти Джона Уэйна калифорнийскому аэропорту в городе Санта-Ана дали имя звезды. В одном из терминалов установили памятник артиста в образе героя вестерна, что и не удивительно. Ведь в сознании американцев имя Уэйна навсегда слилось с этим жанром кино.
Фильмография
- 1930 — «Большая тропа»
- 1939 — «Дилижанс»
- 1942 — «Негодяи»
- 1948 — «Красная река»
- 1948 — «Форт Апачи»
- 1952 — «Тихий человек»
- 1956 — «Искатели»
- 1956 — «Завоеватель»
- 1960 — «Форт Аламо»
- 1963 — «Риф Донована»
- 1969 — «Настоящее мужество»
- 1970 — «Рио Лобо»
- 1972 — «Ковбои»
- 1976 — «Самый меткий»