Биография
После смерти Джоан Кроуфорд минул не один десяток лет, однако имя этой женщины по-прежнему остается символом артистки и женщины с большой буквы. Внешняя красота, невероятный внутренний стержень и целеустремленность позволили ей встать в один ряд с такими легендами кинематографа, как Марлен Дитрих и Грета Гарбо, а потрясающий талант перевоплощения принес Джоан «Оскар» и любовь зрителей, которая до сих пор остается с ней.
Детство и юность
Биография Джоан Кроуфорд, как история истинной женщины, наполнена загадками. Еще в молодости актриса изменила собственное имя, выбрав псевдоним. На самом деле артистку звали Люсиль Фэй Лесюр. Точный год рождения Джоан так и остался неизвестным — официальной датой называется 1904-й, но некоторые источники настаивают на более поздней дате. Вероятно, сама актриса не всегда называла истинный возраст, что и стало впоследствии источником домыслов и неточностей.
Детство актрисы нельзя назвать безоблачным: родители маленькой Люсиль расстались до рождения дочери (по другой версии — сразу после этого). Так или иначе, мать будущей звезды осталась одна с тремя детьми (у девочки были старшие брат и сестра). К счастью, женщина вскоре встретила мужчину, которого не испугала перспектива стать отцом троих детей.
Именно этот человек — Генри Дж. Кассин — привил Люсиль любовь к сцене и актерскому мастерству. Дело в том, что отчим девочки был управляющим театром оперы, что позволило ей проводить много времени за кулисами, наблюдая за волшебным перевоплощением артистов.
Магия сцены завораживала девочку, и вскоре она начала заниматься танцами. Однако карьера танцовщицы так и не сложилась: когда дети подросли, их мать и Генри Дж. Кассин развелись. Денег на оплату обучения не было, и Люсиль пришлось подрабатывать, чтобы помочь семье выжить. О танцах пришлось забыть.
Позднее девушка все же поступила в колледж. С утра она исправно посещала занятия, а вечерами бралась за любую работу. Однако в таком ритме долго продержаться не удалось, и Люсиль забросила учебу окончательно.
Фильмы
Несмотря на то, что будущей звезде приходилось работать и продавцом, и посудомойкой, мечта о сцене по-прежнему теплилась в ее сердце. Девушка не пропускала ни одного конкурса начинающих актеров, а также танцевала в местном кафе. Там-то Люсиль Кроуфорд (так она представлялась на тот момент) и заметил продюсер Джейкоб Шуберт. Вскоре Люсиль уже выходила на сцену одного из бродвейских театров, а в 1925 году получила первую роль в Голливуде.
Это была картина «Красавицы». Девушка дебютировала уже как Джоан Кроуфорд, сменив имя полностью по настоянию продюсеров. Тогда же ее внесли в список перспективных начинающих актрис, а вскоре имя Джоан Кроуфорд уже появилось в титрах фильмов «Бродяга, бродяга, бродяга» режиссера Гарри Эдвардса, «Неизвестный» Тода Броунинга и «Наши танцующие дочери».
Фильмография Джоан постепенно пополнялась новыми ролями, а настоящая слава пришла к Кроуфорд с уходом эры немого кино. Появление звука в фильмах разрушило карьеру многих артистов того времени, но стало триумфом для самой Джоан: выразительный эмоциональный голос актрисы стал прекрасным дополнением ее лицедейского мастерства.
Дебютной звуковой картиной для артистки стала лента «Недотрога», где она даже спела несколько песен. 1930-е годы принято считать расцветом карьеры Джоан. В прокат вышли картины «Украденные драгоценности» (здесь партнерами Кроуфорд по съемочной площадке стали неподражаемые Бастер Китон и Норма Ширер), «Гранд-отель» режиссера Эдмунда Гулдинга, «Любовь на бегу».
В 1937-м актриса стала прототипом образа злой королевы в мультфильме «Белоснежка и семь гномов».
А вот начало 1940-х стало временем некоторого затишья в карьере актрисы. Однако уже в 1945-м Джоан Кроуфорд сыграла в картине «Милдред Пирс». Эта роль принесла ей премию «Оскар», а также многочисленные приглашения от режиссеров. В дальнейшем она будет номинирована на получение главной американской кинонаграды еще дважды, но, к сожалению, безуспешно.
Последней крупной работой Кроуфорд стала картина «Что случилось с Бэби Джейн?», вышедшая в 1962-м. Здесь звезда сыграла в паре с Бетт Дейвис, своей давней неприятельницей. Несмотря на многолетнюю вражду, обе актрисы продемонстрировали профессионализм и не позволили личной неприязни повлиять на съемочный процесс. Фильм стал настоящим успехом, за короткий срок побив рекорды проката.
Позднее Джоан Кроуфорд еще несколько раз появлялась на съемочных площадках, однако эти картины оказались менее успешными. Последним фильмом в карьере артистки стал «Трог» режиссера Германа Коэна, вышедший в 1970-м. А 4 годами позднее женщина в последний раз появилась на публике. Фото с очередного приема расстроили Джоан:
«Если я так выгляжу, то вы меня больше не увидите», - произнесла Кроуфорд.
Она сдержала обещание и стала вести уединенную жизнь.
Личная жизнь
Личная жизнь Джоан Кроуфорд неоднократно становилась поводом для сплетен и домыслов. Ей приписывали романы с актерами и музыкантами и даже поговаривали о короткой связи с Мэрилин Монро. Однако это так и осталось предположениями поклонников и журналистов.
Первым возлюбленным голливудской красавицы стал трубач Рэй Стерлинг. По слухам, именно он поддерживал Джоан, когда та делала первые шаги на пути к славе. Однако эти отношения оказались недолговечными, и в 1924-м Джоан Кроуфорд вышла замуж за музыканта Джеймса Велтона. Этот брак, как и многое в биографии актрисы, остался загадкой — сама она никогда не упоминала о нем, поэтому невозможно с уверенностью утверждать, было ли это замужество официальным.
В 1929 году мужем Джоан стал актер Дуглас Фэрбенкс-младший. Поначалу отношения казались безоблачными, но в 1933-м супруги расстались. Причиной развода стала новая влюбленность Кроуфорд, которой стал Кларк Гейбл.
Это увлечение тоже оказалось недолгим — двумя годами позднее актриса вышла замуж за Франшо Тоуна, а в 1942-м снова пошла под венец с Филлипом Терри. Оба мужчины, как и сама Джоан, снимались в кино.
А вот следующим избранником голливудской звезды стал человек, далекий от мира кино — Альфред Стил, член совета директоров PepsiCo. С этим мужчиной Джоан прожила 3 года — до его смерти. Своих детей у актрисы не было, однако женщина воспитывала троих приемных дочерей и сына.
Смерть
В старости Джоан Кроуфорд вела уединенный образ жизни. Известно также, что женщина не один год боролась с раком поджелудочной железы. Актрисы не стало 10 мая 1977-го. Причиной смерти стал сердечный приступ.
Скандалы и интриги вокруг имени Джоан Кроуфорд не утихли и после ее кончины: дело в том, что женщина включила в наследство только двоих приемных дочерей, а вот старшей дочери Кристине и сыну не оставила ничего. Остальное состояние актриса отдала на благотворительность.
Спустя полтора года Кристина выпустила книгу под названием «Дорогая мамочка», в которой постаралась создать весьма неприглядный образ знаменитости. Работа также вызвала бурные пересуды и в короткие сроки стала бестселлером. Позднее она была экранизирована, главная роль в картине досталась Фэй Данауэй. Кроме того, в разное время появились документальные фильмы, посвященные жизни и творчеству великой актрисы Джоан Кроуфорд.
Фильмография
- 1925 - «Красавицы»
- 1926 - «Бродяга, бродяга, бродяга»
- 1929 - «Недотрога»
- 1931 - «Украденные драгоценности»
- 1932 - «Гранд-отель»
- 1935 - «Только без дам»
- 1936 - «Любовь на бегу»
- 1945 - «Милдред Пирс»
- 1962 - «Что случилось с Бэби Джейн?»
- 1965 - «Я видела, что вы сделали»
- 1970 - «Трог»