Биография
Американская актриса Бетт Дейвис, несмотря на скандальный характер, считается одной из величайших киноактрис Голливуда, ярчайшей представительницей кинематографа 1950-х годов. За 60 лет снялась в 122 мелодрамах и комедиях, триллерах и мюзиклах, телесериалах. Ее творческий путь извилист и ухабист, личная жизнь — трагична, но наличие врожденного актерского таланта сомнению не поддается.
Детство и юность
5 апреля 1908 года в Лоуэлле, Массачусетс, в семье адвоката Харлоу Моррела Дейвиса и Рут Августы Фавор родилась будущая звезда Голливуда Рут Элизабет Дейвис. Спустя год на свет появилась младшая дочь — Барбара Харриет.
Чтобы не путать мать с дочкой, Элизабет называли Бетти. Уменьшительно-ласкательная форма второго имени, а также впечатления от романа «Кузина Бетта» Оноре де Бальзака в молодости убедили американку официально изменить имя на Бетт.
После развода с Харлоу в 1915 году Рут Августа перевезла детей в Беркшир, где Элизабет пошла в школу-интернат Crestalban. В 1921-м женская часть семьи Дейвис снова сменила дом, переехав в Нью-Йорк. В Америке сестры вступили в скаутское движение. Бетт оказалась настолько успешна, что «дослужилась» до лидера патрулирования.
Училась в школе-интернате Академия Кушинг в Ашбурнгхаме, Массачусетс. Здесь Бетт познакомилась с будущим мужем Хармоном Нельсоном.
Фильмы
В 1926 году Дейвис увидела постановку Генрика Ибсена «Дикая утка» с Бланш Юркой и Пег Энтуисл в главных ролях. Вечер, проведенный в театре, стал ключевым в биографии девушки — она загорелась идеей стать актрисой. Девушка записалась на прослушивание в театральную школу Civic Repertory, но ее директор, актриса Ева Ле Гальенн, назвала Бетт «неискренней» и «легкомысленной».
Американка, не отчаявшись, попробовала попасть в театральную труппу Джорджа Кьюкора. Режиссера не впечатлил актерский талант Бетти, но он дал ей небольшую роль поющей в хоре девушки в бродвейской постановке. В 1929 году Дейвис заняла центральное место в пьесе «The Earth Between» Вирджила Геддеса. Премьеру спектакля заморозили на год, но звездный час Бетт все равно пробил: Бланш Юрка пригласила девушку исполнить роль Хэдвиг в судьбоносной постановке «Дикая утка».
Окрыленная успехом, в 1930 году 22-летняя Дейвис отправилась покорять Голливуд. Девушка провалила прослушивание в Universal Studios, но ее использовали как «реквизит» для проб других актеров: 15 мужчин, один за другим, должны были ее страстно целовать.
Спустя год Бетт вернулась на студию, но выбрала для этого неудачный наряд: глубокое декольте вывело режиссера Уильяма Уайлера из себя, и он выгнал девушку из павильона. Директор Universal Studios Карл Леммле готов был навсегда запереть для Дейвис двери компании, но режиссер Карл Фройнд отметил, что она подойдет для картины «Богатая сестра» (1931). Этот кинопроект стал для американки дебютным.
За два года, 1931-й и 1932-й, актриса снялась в 6 фильмах Universal Studios и Columbia Pictures: «Мост Ватерлоо», «Семя», «Дорога домой», «Угроза» и «Адский дом». Ни один из них не сделал Бетт знаменитой, поэтому она, разочаровавшись в собственном таланте, решила покинуть Голливуд.
Вовремя рядом оказался актер Джордж Арлисс, который рекомендовал Дейвис на главную роль в картине «Человек, который играл бога» (1932). Фильм принес девушке долгожданный успех. Warner Bros. подписала с ней 5-летний контракт. Их совместное творчество длилось 18 лет.
Широкое признание критиков Дейвис получила в 1934 году, сыграв в экранизации романа Уильяма Сомерсета Моэма «Бремя страстей человеческих». Пока многие более опытные актрисы отказывались от роли Милдред Роджерс, Бетт видела возможность продемонстрировать весь спектр актерских навыков.
После съемок в этом фильме газета «The New York Times» назвала Дейвис «одной их самых интересных современных киноактрис», а в 1935 году ей присвоили премию «Оскар» за лучшую женскую роль. Бетт отнеслась к награде отстранено, назвав ее «утешительным призом».
Дейвис считала, что ее карьера страдает из-за посредственного амплуа «пустоголовой красотки», поэтому, нарушая условия контракта с Warner Bros., снялась в двух независимых британских картинах и подала прошение о приостановлении отношений с кинокомпанией. Те, однако, ответили судебным иском. Дейвис объяснилась с журналистами:
«Я знала, что, если продолжу появляться в посредственных картинах, у меня не останется карьеры, за которую стоит бороться».
Актриса проиграла суд и вернулась в Голливуд — с долгами перед Warner Bros. и без контракта. Отсутствие документа, впрочем, не лишило Дейвис работы: за роль в фильме «Иезавель» (1938) девушка второй раз удостоилась «Оскара». Успех спровоцировал в прессе слухи, согласно которым Бетт должна была исполнить роль Скарлетт О'Хары в фильме «Унесенные ветром». Режиссер предпочел уже известной актрисе свежую и неопытную Вивьен Ли.
В последующие годы имя Бетт Дейвис пестрило в таблоидах. «Победить темноту» (1939) принес актрисе третий «Оскар», а «Частная жизнь Елизаветы и Эссекса» (1939) стал первым и единственным цветным фильмом, снятым в разгар ее карьеры. Чтобы сыграть Елизавету I в старости, Дейвис пришлось сбрить волосы и брови.
Роль Регины Гидденс в драме «Маленькие лисички» (1941) сделала Бетт Дейвис второй актрисой после Фэй Данауэй, чья героиня-злодейка попала в сборник американского Института кинематографии «100 самых великих злодеев». Этот фильм — последняя работа в фильмографии девушки с Уильямом Уайлером.
В период войны Дейвис отдалилась от камер, демонстрируя талант солдатам в театрах. Многие актеры последовали ее примеру: они встречались с героями фронта в кабаках и ресторанах, рассказывая монологи или просто беседуя. Эти события легли в основу фильма «Голливудская лавка для войск» (1944).
В мемуарах 1962 года Дейвис писала:
«В моей жизни есть несколько достижений, которыми я искренне горжусь. «Голливудская лавка» — одно из них».
В 1980 году актрису поощрили медалью «За выдающиеся заслуги в области гражданской службы». После рождения дочки в 1947 году популярность Дейвис пошла на спад: она отказывалась от ролей, которые приносили другим актрисам награды, критиковала сценарии, чем портила отношения с коллегами. В 1950-х ее называли самой скандальной и эгоистичной актрисой.
От окончательного краха американку спас триллер «Что случилось с Бэби Джейн?» (1962), в котором актриса снялась вместе с Джоан Кроуфорд — своим заклятым врагом. Женщины полвека конкурировали за награды и мужчин, ненавидели друг друга. После смерти Кроуфорд в 1977 году Дейвис сказала:
«О покойниках принято говорить только хорошо. Джоан Кроуфорд умерла? Вот и хорошо».
Личная жизнь
Впервые в брак Бетт Дейвис вступила 18 августа 1932 года в Юме, Аризона. Избранником стал Хармон Оскар Нельсон. Брак активно обсуждался в прессе: актриса была на пике популярности, и ее заработок составлял $ 1 тыс. в неделю, в то время как супруг приносил в семейный бюджет меньше $100 за тот же период времени.
Дейвис отвечала, что многие голливудские жены зарабатывают больше, чем их мужья, однако для Нельсона финансовое превосходство жены казалось унизительным. Дошло до того, что он запретил ей покупать дом, потому что был не в состоянии оплатить его сам.
В итоге деньги разрушили семейные отношения. В браке с Нельсоном Дейвис неоднократно прибегала к абортам, потому что не хотела воспитывать ребенка в «трудной» семье. В 1938 году Хармон узнал, что жена изменяет ему с актером Ховардом Хьюзом, и подал на развод.
Во время съемок в ленте «Иезавель» Бетт встречалась с режиссером Уильямом Уайлером. Девушка называла его «любовью всей своей жизни».
В 1940 году Бетт крутила роман с Джорджем Брентом, коллегой по фильму «Великая ложь». Актер предложил ей пожениться, а она отказывалась — встретила Артура Фарнсворта, владельца гостиницы в Новой Англии. Пара обвенчалась в декабре того же года в Римроке, Аризона. В августе 1943 года супруг умер.
В 1945-м Дейвис вышла замуж за художника Уильяма Гранта Шерри. Мужчина заинтересовал ее тем, что никогда прежде не слышал об актрисе. Спустя 2 года, в возрасте 39 лет, Бетт родила первенца — Барбару Дейвис Шерри. Актрису очаровало материнство, она всерьез думала о завершении карьеры. Однако количество предложений неуклонно росло, женщина пропадала на съемках, от чего страдали отношения между матерью и дочерью.
С 1950 года знаменитость была замужем за Гэри Мерриллом. Пара усыновила девочку и мальчика, Марго Мошер (6 января 1951 года) и Майкла (5 января 1952 года). Спустя 10 лет после свадьбы брак распался. Причиной послужили алкоголизм и домашнее насилие.
Смерть
В 1983 году Дейвис диагностировали рак молочной железы и провели мастэктомию. Актриса перенесла четыре инсульта, в результате которых левая часть ее тела оказалась парализована. Болезнь не заставила Бетт отказаться от курения и алкоголя: до конца жизни она выкуривала до 100 сигарет в день.
На церемонии American Cinema Awards в 1989 году Дейвис потеряла сознание. Момент падения опубликовали все таблоиды. Актриса отказалась ложиться в больницу, и 6 октября того же года 81-летняя Бетт Дейвис скончалась от рецидива рака молочной железы. Погребена на кладбище Голливуд-Хилс рядом с матерью и сестрой.
Фильмография
- 1931 - «Плохая сестра»
- 1934 - «Бремя страстей человеческих»
- 1935 - «Опасная»
- 1938 - «Иезавель»
- 1939 - «Частная жизнь Елизаветы и Эссекса»
- 1942 - «В этом наша жизнь»
- 1945 - «Кукуруза зелена»
- 1952 - «Звезда»
- 1956 - «Свадебный подарок, или Все как у людей»
- 1962 - «Что случилось с Бэби Джейн?»
- 1964 - «Тише, тише, милая Шарлотта»
- 1989 - «Злая мачеха»