Биография
Сомерсет Моэм — автор 21 романа, новеллист, драматург и критик, вращавшийся в высших кругах Лондона, Нью-Йорка и Парижа. Писатель творил в жанре реализма, ориентируясь на традиции натурализма, модерна и неоромантизма. О его собственной, невероятно насыщенной жизни написаны десятки книг. Но Моэм любил писать о других и старался отделять себя от своих героев, хотя делал исключения и в этом правиле.
Детство и юность
Уильям Сомерсет Моэм родился 25 января 1874 года. Сын юриста британского посольства в Париже, он заговорил на французском раньше, чем постиг английский язык. В семье Сомерсет был младшим ребенком. Трое братьев были намного старше, и после их отправления на учебу в Англию мальчик остался в доме родителей один.
Моэм много времени проводил с матерью и был привязан к ней. Она скончалась от туберкулеза, когда ребенку было восемь. Эта утрата стала сильнейшим потрясением в жизни мальчика. Переживания спровоцировали дефект речи: Сомерсет стал заикаться. Эта особенность осталась с ним на всю жизнь.
Отец скончался, когда будущему мальчику было десять лет. Семья распалась. Старшие братья учились на юристов в Кембридже, а Сомерсета отправили под опеку дяди-священника, в доме которого и прошла его юность.
Ребенок рос одиноким и замкнутым. Дети, воспитанные в Англии, не принимали его. Заикание и акцент франкоговорящего Моэма высмеивали. На этой почве застенчивость становилась все сильнее. Друзей у мальчика не было. Книги стали единственной отдушиной для будущего писателя, обучавшегося в школе-интернате.
В пятнадцать лет Сомерсет уговорил дядю отпустить его в Германию для изучения немецкого языка. Гейдельберг стал местом, где он впервые почувствовал себя свободным. Юноша слушал лекции по философии, изучал драматургию и увлекся театром. Его интересы касались творчества Генрика Ибсена, Артура Шопенгауэра, Иоганна Вольфганга фон Гете, Рихарда Вагнера, Бенедикта Спинозы, Поля Верлена и Данте Алигьери.
В Великобританию Моэм вернулся в восемнадцать лет. Он обладал достаточным уровнем образования для выбора будущей профессии. Дядя направлял его на путь священнослужителя, но Сомерсет предпочел отправиться в Лондон, где с 1892 года стал студентом медицинской школы при больнице Святого Томаса.
Книги Сомерсета Моэма
Изучение медицинского дела и врачебная практика сделали из Сомерсета не только дипломированного врача, но и человека, видевшего людей насквозь. Медицина наложила отпечаток на стиль писателя. Он редко использовал метафоры и гиперболы.
Первые шаги в литературе были слабыми, так как среди знакомых Моэма не было людей, способных направить его на верный путь. Он занимался переводом произведений Ибсена, чтобы изучить технику создания драматургии, писал рассказы. В 1897 на свет появился его первый роман «Лиза из Ламбета».
Анализируя произведения Генри Филдинга, Федора Достоевского, Чарльза Диккенса, Гюстава Флобера, писатель также ориентировался на актуальные для его времени тенденции. Он много и плодотворно работал, постепенно став одним из самых читаемых авторов. Книги быстро продавались, принося писателю доход.
Моэм изучал людей, используя в творчестве их судьбы и характеры. Он верил, что самое интересное таится в повседневном. Это подтверждал роман «Лиза из Ламбета», в котором ощущалось влияние творчества Эмиля Золя.
В романе «Миссис Крэддок» просматривалось увлечение автора прозой Ги де Мопассана. Писатель впервые задавался вопросами о жизни и любви. Обеспеченным человеком Моэма сделали пьесы. Премьера «Леди Фредерик», состоявшаяся в 1907 году, утвердила его в статусе драматурга.
Моэм придерживался традиций, воспеваемых театром Реставрации. Авторитетными для него были комедии Оскара Уайльда. Пьесы Сомерсета разделяются на комические, где прослеживаются идеи, сходные с размышлениями Бернарда Шоу, и драматические, отражающие социальные проблемы.
В творчестве писателя нашел отражение опыт участия в Первой мировой войне. Свои переживания и впечатления Моэм выразил в произведениях «За боевые заслуги», «На острие бритвы». В военные годы он побывал в автосанитарной части во Франции, в нейтральной в Швейцарии в интересах британской разведки и в России. В конце концов оказался в Шотландии, где лечился от туберкулеза.
Моэм много путешествовал, побывал в странах Европы и Азии, в Африке и на островах в Тихом океане. Это обогащало его внутренний мир и давало впечатления, которые он использовал в творчестве.
В произведениях английского писателя заметен реализм и пессимистические настроения. В них присутствует трагизм, связанный с суровостью окружающего мира и существованием героев в социальных условиях, глубокие драматические конфликты. В романе «Бремя страстей человеческих», основанном на биографии писателя, соединены эти категории. В романе «Луна и грош» Моэм рассуждает о трагедии художника, в «Узорном покрове» — об участи ученого, а в «Театре» — о буднях актрисы.
Новеллы и рассказы Сомерсета Моэма отличаются острыми сюжетами и психологизмом. Автор держит читателя в напряжении и использует прием неожиданности. Присутствие авторского «я» в произведениях — их традиционная черта.
В России
Когда Моэм узнал, что в войну секретные службы вербовали в шпионов писателей, а те, в свою очередь, справлялись с заданиями, легко устанавливая нужные связи, он загорелся этой идеей. Одного литератор не учел: он был застенчивым, замкнутым и плохо коммуницировал с людьми. Поэтому его миссия в России особым успехом не увенчалась.
Собственно шпионом Сомерсет не был, он передавал шифры через британское посольство, представляя собой связующее звено между настоящими разведчиками и руководящими органами. Россию Моэм покинул разочарованным. Однако те дни писатель вспоминал с особым чувством собственного достоинства, считая, что выполнял важную для страны операцию.
Личная жизнь Сомерсета Моэма
Эксперты продолжают обсуждать неоднозначность личности Моэма и его личную жизнь. Первые биографы отзывались о писателе как о человеке со скверным характером, цинике и женоненавистнике, неспособном воспринимать критику.
Умный, ироничный и трудолюбивый писатель целенаправленно прокладывал себе путь к литературным вершинам. Он ориентировался не на интеллектуалов и эстетов, а на тех, для кого его произведения были актуальными. Моэм запретил освещать личную корреспонденцию после его смерти. Запрет был снят в 2009 году. Это прояснило некоторые нюансы его жизни.
В жизни писателя были две женщины. Он очень любил Этельвину Джоунз, известную под именем Сью Джоунз. Ее образ использован в романе «Пироги и пиво». Дочь популярного драматурга, Этельвина была успешной 23-летней актрисой на момент знакомства с Моэмом. Она только что развелась с мужем и быстро сдалась под напором ухаживаний писателя.
Мисс Джоунз славилась легким нравом и свободомыслием. Моэм не считал это пороком. Поначалу он не планировал свадьбу, но вскоре переменил решение. На предложение руки и сердца писатель получил отказ. Девушка была беременна от другого.
Сомерсет женился на Сири Могам, дочери мецената, известного строительством детских домов. Сири успела побывать в браке: в 22 года она вышла замуж за Генри Уэллкама, которому было 48 лет. Мужчина был владельцем фармакологической корпорации. Семья быстро распалась из-за измены жены с владельцем сети лондонских универмагов. Моэм познакомился с девушкой в 1911 году. В их союзе родилась дочь Мэри Элизабет. На тот момент Сирине была разведена с Уэллкамом.
Связь с Моэмом оказалась скандальной. Девушка предприняла попытку самоубийства из-за притязаний бывшего мужа на развод. Писатель поступил как джентльмен и женился на Сири, хотя чувства к ней быстро пропали. Вскоре супруги стали жить отдельно. В 1929 году состоялся их официальный развод.
Союз с Джеральдом Хакстоном подтверждал бисексуальность писателя. На момент знакомства Сомерсету Моэму было 40, а его спутнику — 22 года. Сохранились совместные фотографии партнеров. Будучи мужчиной призывного возраста, Хакстон, служивший у писателя секретарем, попал под мобилизацию и отправился на войну. Ему не повезло оказаться в немецком плену. А вернувшись, он стал нежелательной персоной в собственной стране. Это стало причиной многолетних путешествий Моэма, который отказался расставаться с Хакстоном.
Знакомых своего протеже писатель использовал в качестве прототипов произведений. Известно, что Джеральд даже подыскивал новых партнеров для Моэма. Одним из таких мужчин стал Дейвид Познер.
Семнадцатилетний юноша познакомился с Моэмом в 1943 году, когда тому было 69 лет. Хакстон умер от отека легких, и его сменил Алан Сирл, еще один поклонник писателя. Моэма того периода запечатлел на портрете Грэхем Сазерленд. В 1962 году литератор официально усыновил своего секретаря, лишив дочь Мэри Элизабет прав на наследство. Но та сумела отстоять законные права, и суд признал усыновление недействительным.
Смерть
Сомерсет Моэм скончался на 92-м году жизни. Это произошло 15 декабря 1965 года в провинциальном французском городке Сен-Жан-Кап-Ферра, неподалеку от Ниццы. Причиной смерти стала пневмония. Вопреки французским законам, пациента, умершего в стенах больницы, не подвергли вскрытию, а перевезли домой и на следующий день сделали официальное заявление о смерти.
Родственники и друзья писателя заявили, что он нашел последнее пристанище на любимой вилле. У Моэма нет захоронения, так как была произведена кремация. Его прах развеяли у стен библиотеки при Королевской школе в Кентербери. Это заведение носит его имя.
Экранизации произведений Сомерсета Моэма
Помимо того, что часть своей карьеры Моэм трудился сценаристом в Голливуде, его собственные произведения экранизировали множество раз. «Узорный покров» — трижды, более других известен фильм под названием «Разрисованная вуаль» Джона Каррана.
Премьера первой экранизации «Бремени страстей человеческих» прошла в 1934 году, а в 1946-м и 1964-м состоялись еще две попытки увековечить историю жизни Филипа Кэри в кадре. Другие книги Моэма тоже неоднократно использовались представителями мира кино и театра для адаптации.
Библиография
- 1897 — «Лиза из Ламбета»
- 1901 — «Герой»
- 1902 — «Миссис Крэддок»
- 1904 — «Карусель»
- 1908 — «Маг»
- 1915 — «Бремя страстей человеческих»
- 1919 — «Луна и грош»
- 1922 — «На китайской ширме»
- 1925 — «Узорный покров»
- 1930 — «Пироги и пиво, или Скелет в шкафу»
- 1931 — «Шесть рассказов, написанных от первого лица»
- 1937 — «Театр»
- 1939 — «Рождественские каникулы»
- 1944 — «Острие бритвы»
- 1948 — «Каталина»
Цитаты
«Перед тем, как писать новый роман, я всегда перечитываю «Кандида», чтобы потом бессознательно равняться по этому эталону ясности, грации и остроумия»
«Я вообще не ходил бы смотреть свои пьесы, ни в вечер премьеры, ни в какой другой вечер, если бы не считал нужным проверять их действие на публику, чтобы на этом учиться, как их писать»
«Умирать — ужасно скучное и тягостное занятие. Мой вам совет: избегайте чего-либо подобного»
«Забавно в жизни вот что: если вы отказываетесь принимать любые вещи, кроме самых лучших, то очень часто именно их и получаете»
Интересные факты
- У Моэма была необычна пищевая привычка — он любил ослиное молоко. Продукт ассоциировался у писателя с последними днями, проведенными в компании матери. Ей ослиное молоко прописывали как лекарство от туберкулеза.
- К своему ремеслу автор относился весьма серьезно, ежедневно писал не менее полутора тысяч слов, а рабочий стол располагал исключительно рядом с глухой стеной, чтобы избежать отвлекающих факторов.
- В войну Сомерсет служил в ом числе волонтером Красного Креста.