Биография
О том, в какой последовательности и по какой причине случилась трагедия в ту роковую ночь 1986-го в Чернобыле, снято немало фильмов и выпущено телепередач, написано большое количество книг и выдвинуто миллион версий. Но в официальном документе значились конкретные имена и фамилии причастных к взрыву, среди которых – и правая рука главного инженера ЧАЭС Анатолий Дятлов. Однако сам мужчина до конца жизни не переставал опровергать предъявленные ему и коллегам обвинения.
Детство и юность
Третий день весны 1931-го принес с собой радостное событие – в семье Дятловых, проживавших в небольшом селе Атаманово, родился наследник, сын Толя. Отец Степан прошел Первую мировую, заработал инвалидность и в наступившее мирное время трудился на Енисее сторожем при бакенах (плавучих знаках). Мать вела домашнее хозяйство. Подробных сведений о ранних годах будущего инженера нет. Но, кажется, что первая половина жизни прошла под счастливой звездой, ликвидированной страшным взрывом в Чернобыле.
В победном 1945-м парень окончил 7 классов и поступил в техникум горной металлургии, находившийся в соседнем поселке Норильск. Учебное заведение открылось осенью годом ранее, из трех предложенных отделений Анатолий выбрал электротехническое. Преподавателями Дятлова были ученые с мировыми именами, например, Николай Федоровский, Леонид Анисимов, Николай Урванцев.
Им студент Дятлов внимал охотно, грыз гранит науки легко, с удовольствием и интересом. За это и получил на руки через 5 лет заслуженный красный диплом. Позднее сие учреждение приобрело статус политехнического колледжа и попало в 2015-м в сто лучших организаций, предоставляющих среднее профобразование. Выпускник, проработав на местном предприятии 3 года, отправился в Москву, где поступил в МИФИ. В итоге и в столичном вузе талантливый парень также учился на отлично.
Карьера
В 1959-м Анатолий по распределению оказался на крупном 199-м ЗЛК, расположенном в Хабаровском крае. Здесь он занимал руководящие посты, числился старшим инженером, начальником лаборатории и т. д. вплоть до 1973-го.
В этом году из-за семейных обстоятельств попросил перевод в Украину и оказался на позже печально прославившейся атомной электростанции имени Владимира Ильича Ленина. На этом объекте мужчина прошел путь от заместителя начальника реакторного цеха до заместителя главного инженера станции по эксплуатации.
Авария на Чернобыльской АЭС
Через год после катастрофы, в июле 1987-го, прямо в зоне отчуждения прошло судебное заседание, где назвали имена причастных к аварии (инженеров и руководителей) и решали их дальнейшую судьбу. А она оказалась безрадостной: Дятлова и его пятерых коллег обвиняли по 220-й, 165-й и 167-й статьям Уголовного кодекса.
Были еще виновные, но до суда они из-за полученного облучения не дожили. В итоге первой троице, в том числе и Анатолию Степановичу, дали 10-летний тюремный срок, другой – 5, 3 и 2 года соответственно.
Дятлова арестовали еще полугодом ранее – в декабре 1986-го. На тот момент он, потерявший 15 кг веса, только с месяц как выписался из московской больницы, где лежал с открытыми ранами на ногах, заново учился передвигаться. Несмотря на подорванное слабое здоровье, инвалида 2-й группы поместили в следственный изолятор, где он подвергался многочасовым допросам.
А далее – и вовсе отправили по этапу в тюрьму Киева и в ИК общего режима, расположенную в украинском поселке Крюково. Хотя ввиду тяжелых заболеваний у осужденного делать этого не надлежало.
Драматично и то, что до Чернобыля атомные станции не являлись взрывоопасными объектами, а такие нюансы, как то, что в трагедии мог быть виноват сам реактор, в расчет не брались. Принятие последнего за равносильную причину произошло спустя почти десятилетие после случившегося, хотя спустя 3 месяца звучали доклады членов Правительственной комиссии по расследованию:
«Мы к аварии шли. Если бы не произошла авария сейчас, она при сложившемся положении могла бы произойти в любое время. Ведь и эту станцию пытались взорвать дважды, а сделали только на третий год. Как сейчас известно, не было ни одного года на АЭС без ЧП».
Однако вскоре протоколы засекретили, аресты продолжались. 24 вопроса Дятлова к судьям, касающиеся соответствия реактора нормам проектирования, настойчиво отклонялись.
За Анатолия Степановича ходатайствовали видные ученые, в том числе множество официальных писем отправлял лично Андрей Дмитриевич Сахаров. Когда его не стало, хлопотала супруга Елена Боннэр. В итоге судьба смилостивилась над погибающим инженером-физиком – его освободили через 3 года и 9 месяцев.
Своим долгом мужчина считал изложить на бумаге собственное видение случившегося и дать другую точку зрения, прежде всего правдивую. Так родилась книга «Чернобыль. Как это было», где Дятлов подробно описал роковой день, собственные действия до и после трагедии, а также ее причины. В ходе повествования автор полемизировал с Валерием Легасовым, продолжая добиваться справедливости.
«Поскольку советские информаторы во главе с академиком Легасовым к истине не стремились, в клевете на персонал прибегли ко лжи, умолчали об известных фактах, то и доклад специалистов МАГАТЭ о причинах Чернобыльской катастрофы содержал явные неточности», – писал он.
Личная жизнь
О таком разделе биографии, как личная жизнь Анатолия Степановича, есть не так много информации, как о его работе. Известно, что была жена Изабелла Ивановна, и именно она принесла в медсанчасть к супругу, помимо необходимых сигарет, бритвы, туалетных принадлежностей, еще и водку.
Женщина положилась на ходившие упорные слухи, что 40-градусная спиртовая жидкость помогала при облучении. По воспоминаниям мужчины, от угощения он отказался и, как оказалось, зря – потом алкоголь ему категорически запретили. Позднее Изабелла Ивановна обивала все пороги и ходила по инстанциям, пытаясь добиться освобождения и оправдания любимого человека.
Что касается характера и увлечений Дятлова, то о них свидетельствовали его друзья и коллеги:
«Его феноменальная память просто поражала, когда он читал на память Есенина или Блока. Внешне он не заботился о своем имидже, со стороны он казался резким, категоричным и вообще человеком со сложным характером. Но надо было знать Дятлова, надо было видеть, как он любил детей, природу, лес».
5 августа 2017-го на Youtube появилось новое видео от сталкерского канала My Road, посвященное пятиэтажному дому Анатолия Степановича в Припяти, находившемуся по адресу проспект Ленина, № 7, квартира 39. Ведущий Евгений Путник проник в жилище, как нельзя лучше характеризующее своего хозяина, и показал, в каком виде оно находится сейчас. Несмотря на занимаемый пост, инженер явно не купался в роскоши – стандартные три комнаты, тесный коридор, маленькая ванная.
Смерть
Спустя 9 лет после взрыва на ЧАЭС, 13 декабря 1995-го, Анатолия Дятлова не стало. Причина смерти – сердечная недостаточность как следствие лучевой болезни. Несмотря на попытки лечения в Германии, заболевание прогрессировало.
Где находится его точное место захоронения, неизвестно. Если полагаться на документальный фильм «Чернобыль. Завещание», где вдова энергетика показала могилу мужа, можно предположить, что она находится на городском кладбище Киева.
Накануне ухода Анатолий Степанович дал видеоинтервью, в котором в течение часа подробно излагал собственную видимость трагедии и описал происходившее. Обезоруживающий правдой и четкостью повествования ролик-исповедь, опубликованный в апреле 2016-го, вызвал огромной резонанс в интернет-пространстве.
К трагедии 1986 года обратились и зарубежные режиссеры: 6 мая 2019-го состоялась премьера мини-сериала «Чернобыль», созданного усилиями США и Великобритании. В роли Анатолия Дятлова – Пол Риттер («Квант милосердия», «Инферно»).
Награды
- Орден Знак Почёта
- Орден Трудового Красного Знамени