Пасха — праздник Светлого Христова Воскресения: история и традиции торжества
Светлое Христово Воскресение (новозаветная Пасха) – самый главный праздник для христианина. Празднуется на третий день после распятия и смерти Иисуса. Пасха считается самым первым из христианских праздников. История торжества, завершающего Страстную неделю, пасхальные традиции и символы – в материале 24СМИ.
История праздника
Появление праздника уходит корнями в глубокую древность. 5000 лет назад иудеи праздновали ежегодный весенний отел скота. Позже принялись отмечать начало жатвы, а затем языческий праздник стал христианской Пасхой – так считают историки.
Ветхозаветная Пасха, или Песах, появилась в ознаменование даты исхода евреев из Египта и освобождения от рабства. Точной календарной даты у этого библейского события нет. Исход мог произойти весной и совпасть с языческим праздником. Накануне ветхозаветной Пасхи Иисус с учениками собрался на Тайную вечерю. Затем последовали арест, смерть и воскресение Спасителя, предсказанные ветхозаветными пророками.
Новозаветная Пасха ознаменовала воскресение Иисуса и освобождение человечества от первородного греха. Праздновать день воскресения начали не сразу. Самое ранее зарегистрированное празднество относится ко II веку. Ранние христиане вынуждены были скрываться из-за гонений со стороны Римской империи.
В 325 году н.э. на Первом Никейском соборе, созванном римским императором Константином I, постановили перенести праздник на неделю позже еврейского. На этом же соборе приняли правила расчета даты: праздновать Пасху в первое воскресенье, которое последует за первым полнолунием, что наступит после весеннего равноденствия. Так праздник стал переходящим и зависящим от полнолуния.
Позже, когда церковь разделилась на западное и восточное течения, правила расчета даты усложнились. У западных христиан Пасха каждый год выпадает на число между 22 марта и 25 апреля по старому стилю. У восточных христиан (православных) празднование происходит между 4 марта и 8 мая. В 2022 году в России православные христиане празднуют Воскресение Христово 24 апреля. В 2023 году – 16 апреля, в 2024-м – 5 мая.
В XX веке предпринимались попытки установить фиксированную дату праздника. В 1963 году Второй Вселенский собор в Ватикане выдвигал предложение о реформе даты. Предлагалось воскресенье, следующее за второй субботой апреля и другие варианты. У каждого были сторонники, но ни один не применили на практике. В начале XXI века дискуссию продолжили. К обсуждению реформы, кроме католической конфессии, подключились сирийская православная церковь, коптская, но единое решение опять не приняли.
Суть и значение
Религиозное значение Пасхи заключается в праздновании воскресения Спасителя из мертвых и торжества жизни над смертью. В Первом соборном послании святого апостола Петра говорится, что Бог дал верующим «новое рождение через воскресение Иисуса из мертвых». Священнослужители трактуют это так: тот, кто следует за Иисусом, воскресает духовно, чтобы идти в будущее новым путем и получить вечное спасение в Царствии Небесном.
Пасха не всегда означала воскресение Иисуса Христа из мертвых, но всегда ее сутью было обновление и возрождение. Поэтому торжество связывают с языческим праздником прихода весны и обновления природы. Впервые теорию о том, что христианские праздники установлены вместо популярных языческих, высказал нортумбрийский монах Беда Достопочтенный в VIII веке. Он писал, что английское название праздника (Easter) восходит к имени англосаксонской богини весны и плодородия Остары (Эостры).
Сейчас эту теорию считают неосознанным заблуждением. Первым, кто выдвинул серьезные аргументы против прямой связи праздников был Якоб Гримм, филолог и сказочник. Он писал, что имя богини связано с общим индоевропейским корнем, означавшим «сиять, блистать». Богиня древнего пантеона была божеством рассвета.
У греков ее имя трансформировалось в Эос, у римлян – в Аврору, у германцев – в Остару. В Месопотамии могла быть собственная богиня, восходящая к праиндоевропейскому источнику, но это не значит, что христианская Пасха – прямое наложение нового праздника на более древний.
Пасхальные традиции
Торжественное церковное богослужение начинается в субботу вечером. Около 11 часов совершается полунощница с пением канона «Волною морскою». Под песнопение диакон и священник вносят плащаницу в алтарь и затворяют царские врата. Эта часть службы символизирует погребение Иисуса. После распятия ученики не могли совершить полный обряд, поэтому церковь из века в век проводит его вместо апостолов.
Хор поет стихиар «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангелы поют на небесах». Священник и прихожане покидают храм, начиная крестных ход. Обойдя вокруг храма, священнослужитель возвращается к двери, осеняет ее крестным знамением и начинает петь славословие Святой Троице. Войдя в дверь, он трижды приветствует прихожан словами «Христос воскресе!». Ему отвечают: «Воистине воскресе», – после чего хор поет тропарь Пасхи. Завершается торжественное богослужение утром освящением пасхального хлеба.
Главная праздничная икона Светлого Христова Воскресения называется «Сошествие в ад». Согласно христианскому учению, после распятия Спаситель спустился в ад, разрушив его врата. Произнес проповедь и освободил заключенные там души. Среди них были ветхозаветные праведники, а также прародители человечества – Адам и Ева. Этот момент и изображен на большинстве икон, посвященных теме.
Главное пасхальное чудо – схождение Благодатного огня. После воскресения Спасителя в Иерусалиме над Голгофой и пещерой, в которой покоилось его тело, возведен храм Воскресения. На Пасху на мраморной плите храма возникают шарики голубоватого цвета. От них православный патриарх зажигает лампаду и свечи. Затем свечи передаются армянскому патриарху и людям. В то же время голубоватые огни вспыхивают под куполом храма.
Чудо схождения Благодатного огня свершается каждый год после молитвы православного патриарха. По легенде, однажды армяне подкупили чиновников, чтобы им позволили первым войти в храм. Они долго молились, но Благодатный огонь не зажегся. В этот день православные молились на улице. Неожиданно молния ударила в мраморную колонну рядом с православным патриархом и зажгла свечи у верующих.
С тех пор его право молиться о нисхождении Благодатного огня в храме никто не оспаривает. Легенда гласит, что год, когда Благодатный огонь не снизойдет к верующим, станет последним годом человечества, после которого наступит апокалипсис.
На Руси в Средние века тоже существовал обычай зажигать перед церквями костры во время Светлой заутрени. Огонь от них собирали и несли домой, чтобы зажечь домашнюю лампаду. Потухшие угольки праздничного костра складывали под крышу как оберег от молний и огня. В деревнях после пения «Христос воскресе» стреляли из ружей холостыми зарядами, приветствуя победу жизни над тьмой и смертью.
Народные приметы и поверья
Пасха – любимый народом праздник. За тысячи лет каждое сословие или сообщество профессионалов создали свои традиции, «обросли поверьями» и приметами. Даже у воров были собственные пасхальные приметы. Если украсть что-то в церкви во время пасхальной службы и остаться незамеченным, то целый год можно удачно воровать и остаться не пойманным. Азартные игроки клали в башмак монету перед службой. Верили, что она будет помогать хозяину выигрывать.
Основа пасхальных поверий – вера в обновление сущего. Первое, о чем заботились хозяйки, – здоровье и благополучие семьи. Солнце на Пасху «лучами играет», радуется воскресению Иисуса. У него просили красоты. Утром после восхода женщины умывались из золотой или серебряной посуды, обращались к солнцу, припевая: «Солнышко-ведрышко, выгляни в окошко!» – и формулировали просьбы.
На Руси существовало поверье, что после воскресения Спасителя солнце оставалось на небе 8 дней. Первые два дня оставалось на востоке, затем три дня стояло в зените, потом опускалось к западу, где оставалось еще два дня, и только на восьмой день спускалось за горизонт. Люди верили, что в это время открылись двери рая. Тот, кто умрет на Светлой неделе, попадет в рай. Умершего хоронили с красным пасхальным яйцом в правой руке. Воспоминание об этом обычае осталось в поговорке: «Умер на Пасху – яичко в руку».
Охотники верили, что на пасхальной неделе нельзя ходить в лес, брать в руки оружие и проливать кровь. Бог мог покарать нарушителя смертью: ружье разорвется в руках, или на на охотника бросится дикий зверь.
Пасхальный праздничный стол – важный элемент праздника для живых. Первые кулинарные традиции восходят к ветхозаветной Пасхе. Евреи жертвовали Богу агнца. Мясо ягненка клали под жертвенник, благословляли и ели на Песах. Позже пасхальный стол дополнили сыры, хлеб, сладости и крашеные яйца.
Обычай освящать разноцветные яйца впервые описали в XIII веке. Традицию объясняют практическими мотивами. Пасхе предшествует Великий пост, когда употребление жиров животного происхождения и яиц запрещено, но куры все равно несутся, а коровы дают молоко. Чтобы продукты не испортились, яйца отваривали, а из молока делали творог. В праздник угощали друг друга, так как съесть накопившиеся излишки своими силами мог не каждый.
В гости на Пасху обязательно приглашали родственников и кумовьев. В отношении процесса празднования Светлое Христово Воскресение схоже с Масленицей. Хозяйка готовит очень богатый стол. Считалось, что пасхальные яства наделены сверхъестественной силой и могут помогать человеку в трудные моменты.
Кости с пасхального стола сохраняли. Часть хранили дома и в грозу бросали в очаг, чтобы защитить дом от молнии и града. Другую часть закапывали в землю для защиты сада и пашни от болезней и вредителей. Точно так же на поле разбрасывали крошки от пасхального кулича. Верили, что они способствовали урожайности.
Больше всего примет и суеверий связаны с пасхальными яйцами – древнейшим символом жизни. Яйцо кажется мертвым, но из него может появиться живой цыпленок. Необходимость окрашивания в красный цвет объясняли тем, что в писании сказано: «Пасха красная, праздник праздников». Скорлупу собирали и до конца пасхальной недели не выбрасывали. Верили, что по улицам ходит Иисус с апостолами, может наступить и пораниться. После праздника скорлупу закапывали в саду или в поле.
Яичные традиции:
- Крашеные яйца дарили людям и несли на кладбище похристосоваться с умершими родственниками. Для этого яйцо клали на могилу, а затем разбивали и скармливали птицам небесным.
- Пасхальное яйцо давали тяжелобольным людям. Верили, что если больному суждено жить, то, съев яйцо, он выздоровеет.
- Первое яйцо, которым похристосовались в воскресенье, хранили для защиты от пожара. Если начался пожар, то его следовало бросить через забор. Считалось, что пламя сразу потухнет.
- Пасхальным яйцом «привлекали» урожай. Для этого перед праздничным богослужением одно яйцо складывали в кадку с посевным зерном. После возвращения из церкви его разбивали и скармливали птицам.
Были свои приметы и у девушек. В пасхальные дни не брали в руки соль, чтобы руки не потели. Умываясь утром, клади в бадью красное яйцо для красоты и приобретения румянца. Умываясь, полагалось стоять на лезвии топора, чтобы быть крепкой (здоровой), как металл, и решительной. Не обошлось и без любовных примет:
- чешется губа – к поцелую;
- ударилась локтем – милый вспоминает;
- в еду попал таракан или другое насекомое – к свиданию, посланию от милого.
С первого дня Пасхи в деревнях служили специальные пасхальные молебны. Священник ходил по домам в сопровождении оброшников – благочестивых стариков и старух, которые дали обет «ходить под Богом» на пасхальной неделе. Священнослужитель служил молебен, благословляя дом, домочадцев. Иногда дополнительно служил молебен во дворе, благословляя домашних животных.
Оброшники выполняли роль церковного персонала. Оброшничали с целью попросить у Бога что-то важное: чтоб муж не пил или не буянил, чтобы ребенок не болел, чтобы дочь удачно вышла замуж и т. д. Хозяева жертвовали священнику на храм и угощали в благодарность за заступничество перед Богом.
Не обошлась Пасха и без суеверий и колдовства, несмотря на то, что священники не одобряют такие вещи. Маги всех направлений создавали обереги и амулеты.
Один из таких – антмоз, неразменный червонец. По поверьям, волшебная монета всегда возвращалась к хозяину и приводила с собой другие монеты, среди которых оказалась. Чудодейственные деньги не горели в огне, не тонули и не заканчивались, как не кончается солнечный свет. Для создания надлежало встать в уголке церкви во время заутрени и в ответ на слова священника «Христос воскрес!» ответить: «Антмоз маго», – удерживая в левой руке серебряную монету.
По поверьям, в пасхальную ночь запрещалось бродить по улицам. Пока Иисус Христос сокрушал врата ада и выводил грешников, часть нечистой силы разбежалась по земле. Перед воскресеньем черти особенно агрессивны и могут навредить человеку.
Другая группа поверий связана с верой в то, что на Пасху умершие родственники приходят домой. Во время крестного хода, когда священник и прихожане вышли из церкви, туда приходят души умерших, чтобы помолиться и похристосоваться. Если спрятаться со страстной свечой, то их можно увидеть, но говорить с умершими запрещалось.
Блюда на Пасху
Главное блюдо стола – крашеные яйца. Их укладывают на блюдо с проросшим овсом. Чтобы появились всходы, зерно нужно посадить во влажную землю за 5–7 дней до праздника.
В Чистый четверг пекли куличи, медовые пряники, делали творожные пасхи. Пасхальный пряник отличается от обычного. Его выпекают в форме птицы, зайца или барашка. Эта традиция возникла тогда, когда люди заменили жертвенных животных на их подобие в форме выпечки.
Кулич пекут в память о последней трапезе Иисуса с учениками. Для выпечки берут цилиндрические высокие формы из толстой жести. В советское время за неимением форм хозяйки пользовались алюминиевыми кастрюлями. В старину – специальными ведрами. Использовать их для другой выпечки запрещалось. Украшали куличи окрашенным зерном или пшеном.
Еще одно популярное блюдо – творожная пасха (паска). Творог перемешивали со сметаной и спрессовывали в форме пирамидки. На боковинах наносили буквы ХВ, что значило «Христос воскрес». Для блюда брали сухой однородный творог. Протирали его через сито, чтобы разбить большие комки, и паска получалась воздушной и однородной.
На Руси к Пасхе варили овсяный кисель. Запекали мясо – баранину или телятину.
Современная пасхальная кулинария пополнилась сладостями: шоколадными зайцами и яйцами, зефирными кроликами. В некоторых странах дети оставляют пасхальные корзинки, чтобы ночью пасхальный кролик наполнил их сладостями по аналогии с рождественскими подарками Санта-Клауса.
Цветы – важное дополнение праздничного стола. Главный цветок – лилия. Это цветок Девы Марии. Ими украшают стол, из них плетут венки, используя в качестве основы еловые ветви.
Пасха – праздник, который отмечают представители всех христианских конфессий. Прихожане обязательно посещают церковь, но даже те, кто не слишком религиозен, соблюдают пасхальные традиции, потому что радуются приходу весны и не против праздничных угощений.