Вспышка ВИЧ в Элисте в 1988 году: факты, последствия и расследование причин трагедии
Факты
20 июля 2022 г. 17:35
Время чтения: 8 минут

Вспышка ВИЧ в Элисте в 1988 году: факты, последствия и расследование причин трагедии

Первые пациенты, зараженные ВИЧ, появились в СССР в 1985 году. Есть теория, что случаи инфицирования фиксировались ранее, но широкая общественность узнала о распространении вируса иммунодефицита человека в 1988-м. Отправной точкой стала вспышка ВИЧ в Элисте, когда массово заразились пациенты местной больницы. Подробнее о трагедии, которая положила начало эпидемии вируса иммунодефицита человека в России, – в материале 24СМИ.

Распространение ВИЧ в мире к 1988 году

Когда ВИЧ пришел в Элисту, о заболевании в мире знали уже 5 лет. История изучения вируса началась в 1981-м. Тогда болезнь называли «гомосексуальным раком». Первыми жертвами недуга стали лица нетрадиционной ориентации. Угнетенный иммунитет зараженных не мог бороться с пневмонией, раком кожи, грибковыми и герпетическими инфекциями. Аналогичные симптомы позже зафиксировали у проституток и наркоманов.

Пока ученые дискутировали о природе происхождения болезни, недуг обнаружили среди больных гемофилией. К концу 1982-го подтвердили информацию, что ВИЧ передается через переливание крови.

Внимание на болезнь обратили, когда стали массово болеть граждане США. Исследователи провели работу и установили, что большое количество носителей ВИЧ-инфекции проживают в Гаити. Ученые установили, что часть зараженных родом из Африки.

Исследователи более подробно изучили ВИЧ, установили, что его финальной стадией является СПИД. Описали симптомы синдрома и выяснили, что аналогичная болезнь унесла жизнь гражданина Конго (Центральная Африка) еще в 1959-м, за 22 года до начала исследования. Ученые выдвинули теорию, что вирус иммунодефицита человека проник из африканских стран на территории государств Карибского бассейна, в том числе Гаити.

Исследователи установили, что ВИЧ появился среди жителей островной страны в 1969–1971 годах. Сексуальная революция и движение хиппи ускорили распространение вируса среди жителей США. В 1980-х годах болезнь стала массовым явлением в Соединенных Штатах, после чего о недуге узнали во всем мире.

Исследованием вируса одновременно и независимо друг от друга занимались француз Люк Монтанье и американец Роберт Галло. Ученые изучали биологический материал пациентов со СПИДом. Из лимфоузлов и крови исследователи выделили возбудителя синдрома, который в 1987-м по решению ВОЗ назвали вирусом иммунодефицита человека. К 1986 году ВИЧ зафиксировали в 70 странах, а общее число зараженных составляло 50 тыс. человек.

Нулевой пациент

Советский Союз вкладывал ресурсы в развитие африканских стран, помогал в борьбе за независимость от европейских государств. Среди партнеров Москвы было и Конго, которое в 1960-м перестало быть колонией Бельгии. Африканские студенты приезжали в СССР, чтобы учиться в университетах. Союз отправлял военных специалистов и рабочих на Черный континент, чтобы помогать приобретшим независимость государствам развивать экономику и укреплять оборонительный потенциал.

В 1982-м в Конго остановился экипаж советского корабля. Один из матросов провел досуг в компании с зараженной ВИЧ проституткой. Моряк и стал нулевым пациентом в Калмыцкой АССР. Вернувшись на родину, мужчина женился и передал вирус супруге. Первый ребенок пары родился здоровым, а второй заразился еще в утробе матери. После родов малыша госпитализировали в районную педиатрическую больницу, где он вскоре умер до определения диагноза. Отец ребенка скончался через 3–4 года от СПИДа, лекарства тогда не было, кроме того, болезнь сильно подорвала психическое здоровье моряка.

О другом нулевом пациенте рассказал врач-инфекционист, сын главного эпидемиолога СССР Валентина Покровского, Вадим Покровский. В 1987-м специалисту довелось работать с переводчиком, который в 1981 году работал в Африке и имел половые контакты с местным населением. За шесть лет болезнь перешла в последнюю стадию.

Ученый начал с того, что расспросил пациента о всех половых связях, чтобы понять, в какой момент тот заразился и кому мог передать вирус. По словам инфекциониста, нулевой пациент после возвращения в СССР имел половые связи с 25 солдатами срочной службы, которые после увольнения в запас разъехались по стране.

Перед Покровским появилась непростая задача: найти бывших срочников и убедить их сдать тест на самое постыдное заболевание в СССР. Врач нашел солдат и уговорил пройти тестирование, которое показало ВИЧ-инфекцию у пяти из них. Покровский выяснил, что один из зараженных, который жил в Смоленске, был донором крови. Кроме того, солдат заразил жену, которая родила инфицированного ребенка.

Собранные материалы о распространении ВИЧ в СССР Покровский передал в Министерство здравоохранения. Чиновники удивились и раскритиковали информацию, предоставленную врачом: мол, в Союзе не может быть вируса иммунодефицита человека, потому что он есть только в капиталистических странах среди гомосексуалистов, наркоманов и проституток.

Но меры приняли. Доноров крови стали тестировать в обязательном порядке, и все новые случаи заражения было велено переправлять в Москву, в инфекционную больницу на Соколиной горе, куда вскоре прибыли два пациента из Элисты.

Ситуация в Элисте в 1988 году

Первой пациенткой была женщина, которая захотела после смерти собственного малыша по тогда еще не выявленной причине стать донором крови. Уроженка Элисты после перенесенной утраты желала помочь другим малышам. Но при обследовании у нее выявили ВИЧ. Вторым пациентом стал младенец, который лежал с этой женщиной в одной палате «грудничкового» отделения Республиканской детской больницы, когда ребенок пациентки еще был жив.

Медики установили, что женщина – несостоявшийся донор инфицировалась от ребенка в процессе кормления грудью. Младенец умер до определения диагноза.

Вопреки расхожему мнению, вспышка ВИЧ в Элисте не замалчивалась. О трагедии проинформировали в декабре 1988-го в эфире передачи «Время», которая транслировалась на всю страну. Вирусом заразилось 75 детей и четыре женщины.

Палата детской больницы в Элисте
Палата детской больницы в Элисте / Автор фото: Константин Тарусов / ТАСС

От отрицания проблемы чиновники перешли к решению. В начале 1989-го сформировали врачебную комиссию, которую возглавил Вадим Покровский. В состав вошел будущий главный санитарный врач России Геннадий Онищенко.

Первая версия, которую отработали специалисты, связана с проверкой половых партнеров женщины-донора и матери второго младенца. Выяснилось, что муж пациентки был здоров, равно как и родительница ребенка. Проверяли доноров, от которых младенцу переливали кровь, но и у них ВИЧ-инфекцию не обнаружили. Началось полномасштабное расследование инцидента, чтобы установить причины и имена виновных.

Читайте такжеПожар в гостинице «Россия» в 1977 году: причины, ход расследования, жертвы и другие факты о трагедии

Ход расследования

Врачебную делегацию из Москвы под началом Покровского местные чиновники не заметили из-за отсутствия в ее составе громких имен. Поэтому медики работали по горячим следам, которые никто не стремился затереть. Представители местной санэпидстанции накануне приезда проверяющих самостоятельно установили ряд недочетов, поэтому были заинтересованы в сотрудничестве с коллегами из столицы.

Покровский начал с обхода отделений. Врач обратил внимание на шприцы, на которых от руки были сделаны надписи: «пенициллин», «стрептомицин» и т. д. Медик вспомнил, что для экономии времени московские врачи перед введением инъекций меняли только иглы, а шприцы использовали одни и те же. Поэтому Покровский предположил, что и в провинции подобная практика распространена.

Однако врача смутили надписи на шприцах. По правилам шприцы после использования должны были отправлять на дезинфекцию. В таком случае в надписях не было смысла. Покровский пообщался с пациентами, которые подтвердили, что медсестры использовали один и тот же шприц для введения инъекций нескольким больным.

Фото: Константин Тарусов/ТАСС
Фото: Константин Тарусов / ТАСС

Врач изучил медицинские карты пациентов, посчитал количество уколов и сравнил с числом шприцов, отправленных на дезинфекцию. Расследователь подтвердил теорию, что больница не отправляла все шприцы на стерилизацию. Покровский отметил, что администрация медучреждения не додумалась избавиться от документации, что помогло установить факт внутрибольничного заражения ВИЧ.

Когда комиссия Покровского обвинила во вспышке ВИЧ персонал элистинской больницы, местные чиновники совместно с администрацией медучреждения провели свое расследование, в ходе которого появились альтернативные версии.

Причиной трагедии назвали некую местную болезнь овец. Второй теорией стал зараженный иммуноглобулин. Покровский раскритиковал эту версию, указав, что соединения плазмы крови обрабатывают в спирте на протяжении трех суток.

Политика гласности не позволила замять правду о происшествии и сделать теорию о болезни овец и бракованном иммуноглобулине ведущей версией. В январе 1989-го Генеральная прокуратура РСФСР завела уголовное дело. Виновными во вспышке ВИЧ в Элисте признали медицинский персонал больницы, но никого не осудили. В результате трагедии своего поста лишились глава Минздрава Калмыкии и его помощники. Уволили также главного врача детского медучреждения.

Последствия инцидента

Вспышка вируса иммунодефицита человека в СССР произошла в Элисте. Но у происшествия были последствия, которые вскрылись в ходе расследования Покровского. Московские врачи изучили медкарты детей и выяснили, что, когда состояние малышей ухудшалось, их отправляли в больницы более крупных городов.

Считалось, что там специалисты лучше, поэтому шанс на выздоровление выше. Инфицированных детей направляли в Ростов, Волгоград, Ставрополь, где медперсонал также менял только иглы. В регионах случались вспышки ВИЧ, но меньшие по масштабу, чем в Элисте.

Гласность не дала замять трагедию, но сыграла злую шутку с инфицированными детьми в Элисте. В СССР началась паника, люди требовали изолировать зараженных младенцев. У стен больницы собирались люди с плакатами, которые содержали фразы вроде «Здесь живет СПИД» и «Очистим Родину от СПИДа».

Судьба детей, зараженных ВИЧ в элистинской больнице, сложилась по-разному. Из числа первых маленьких пациентов умерла половина. Часть инфицированных остались живы, с помощью лечения и антиретровирусной терапии обзавелись здоровым потомством.

История, произошедшая в Элисте в 1988 году, легла в основу российского сериала «Нулевой пациент», премьера которого состоялась в мае 2022-го. Роль Вадима Покровского сыграл Никита Ефремов. Сериал критики и зрители приняли тепло, отметив работу Аскара Ильясова, который сыграл врача-педиатра больницы в Элисте.

Читайте такжеЧернобыльская авария — радиационная катастрофа 1986 года: причины, ход событий, последствия

Ученые изучили геном вируса, который обнаружили у элистинских детей. Изыскания привели к советскому моряку, проведшему досуг с конголезской проституткой, которая обошлась военному в стоимость от $0 до $3. «От нуля» означает, что матрос мог купить банку пива, выпить хмельной напиток, а емкость отдать жрице любви, которая затем могла продать ее или заказать украшения из алюминия.

У всех зараженных детей вирус был подтипа G, который встречался в 1980-х только в Конго. Поэтому вспышка ВИЧ в Элисте случилась по вине медперсонала больницы, а нулевым пациентом стал моряк, который проходил срочную службу во флоте и оказался в Конго, где познакомился с зараженной женщиной.

Читайте также