Салемские ведьмы — колдовство или детская шутка: история знаменитого судебного процесса
Факты
24 августа 2022 г. 20:35
Время чтения: 12 минут

Салемские ведьмы — колдовство или детская шутка: история знаменитого судебного процесса

330 лет назад в американском городе, который назвали в честь Иерусалима, доктор осмотрел двух девочек, заболевших странной болезнью. Медик поставил нетипичный для врачебной практики диагноз – «одержимость дьяволом». Решение доктора запустило череду событий, которые в современном мире рассматриваются как абсурдная смесь косности, глупости и жестокости людей. Но преданные тогда суду за колдовство Салемские ведьмы сами не отказались бы обладать магическими способностями, чтобы выпутаться из переплета.

Итогом процесса стали массовые казни. Подробнее о причинах, ходе и последствиях Салемской охоты на ведьм – в материале 24СМИ.

Нравы жителей американской глубинки конца XVII века

Пуританами в Англии называли последователей кальвинизма, которые отрицали авторитет католической церкви. В 1620–1640-х годах ведомые желанием построить общество без грехов и пороков массово садились на корабли и устремлялись в Северную Америку. Общественно-политическая ситуация в Англии тоже не радовала протестантов.

К середине XVII века на севере восточного побережья современных США появилось несколько поселений, которые вместе образовали регион Новая Англия. Жители глубинки отличались набожностью и тщеславием, которое выражалось в стремлении поставить на «правильный путь» индейцев-язычников и осуждении соотечественников, оставшихся в старой Англии.

Поселенцы называли Северную Америку «землей дьявола», на которой они, как проводники воли Божьей, зажгли пламя истинной веры. Набожность пуритан перерастала в откровенный фанатизм, который переплетался с храбростью и упорством, а украшала этот «винегрет» уверенность в своей исключительности и избранности. Девиз поселенцев гласил: «Тот, кто страдает, побеждает».

Пуритане прославились нестандартными методами воспитания детей. Взрослые запрещали отпрыскам проводить время за типичными играми, которыми тешила себя ребятня в Старом Свете, даже игрушки отбирали, считая их бесполезными.

Поощрение вызывали занятия, которые готовили детей ко взрослой жизни. Например, из мальчиков с юных лет готовили рыбаков, следопытов, плотников, кузнецов, а девочкам показывали, как нужно шить, ткать, прясть и готовить еду.

Несмотря на раннюю подготовку ко взрослой жизни, к женщинам все равно относились предвзято. Считалось, что они легче поддаются различным искушениям и увещеваниям дьявола, а потому среди них искали ведьм, от которых защищались молитвой. Если обращение к Богу не помогало, то переходили к физическому устранению колдуньи.

В пуританах перемежались аскетизм и расчетливость в вопросах ведения домашнего хозяйства и в целом благосостояния семьи. Мечта построить общество без греха и порока разбилась о реализм в лице банальной жадности, которая подстегивалась ростом населения. Поселенцы обеспечивали себя едой, занимаясь фермерством. По мере увеличения численности членов семьи требовалось больше земли, чтобы прокормить всех.

Из-за новых территорий пуритане конфликтовали не только с индейцами, но и друг с другом – в XVII столетии имели место так называемые «соседские войны». Нередко аборигены, уставшие от беспардонного поведения поселенцев, устраивали вооруженные рейды на деревни пуритан. Например, за месяц до Салемского процесса индейцы атаковали город Йорк, соседствовавший с Салемом.

Ко всем бедам прибавлялись неурожаи или падёж скота, которые грозили голодом и смертью. Тяжелые условия делали людей суровыми и жадными, вынуждали экономить и бороться за свои интересы. Склочность протестанты проявляли и при выплате жалованья пастору, которого избирали для управления общиной. Жители Салема были особенно прижимисты, из-за чего два священника оставили пост досрочно. На смену им пришел третий глава общины, Самюэль Пэррис, в семье которого и случилось то, что дало начало охоте на ведьм в Салеме.

Начало охоты на ведьм в Салеме

На дворе январь 1692 года. Семья пастора Пэрриса столкнулась с нестандартной ситуацией. Дочь главы общины, 9-летняя Элизабет, и его племянница, 11-летняя Эбигейл, заболели. Особенность заключалась в симптомах. Девочка падали на пол, катались по нему, тела извивались и принимали странные позы. Молитвы пугали детей, которые закрывали уши и прятались.

Осмотреть девочек приехал врач Уильям Григгс. Доктор при постановке диагноза опирался на труды проповедника Коттона Мэзера, который пользовался авторитетом в Новой Англии. Григгс заключил, что дети попали под влияние дьявола.

На помощь пришла соседка Пэррисов, Мэри Сибли, которая распорядилась испечь «колдовской» пирог. Особенность заключалась в том, что муку нужно было смешать с мочой больных девочек и скормить выпечку собаке. Сибли указала, что после этого ведьме, которая навела порчу на детей, станет плохо.

Услышав такое, пастор разразился гневной тирадой. Глава общины подчеркнул, что такие методы – это борьба с нечистой силой при помощи дьявола. Дочь и племянница Самюэля продолжали болеть, а чуть позже в городке похожие симптомы появились еще у нескольких девочек. Элизабет и Эбигейл рассказали, что болеть начали после того, как некто уколол их иглой, когда они спали. Город переполошился, начался поиск подозреваемых.

Ход процесса над Салемскими ведьмами

Подозрение пало на женщину по имени Титуба, рабыню пастора, которую привезли с острова Барбадос. О происхождении прислужницы мало что известно, предполагается, что женщина родилась либо в Южной Америке, либо в Африке. Девочки затем добавили, что Титуба делилась с ними историями о колдовстве и обучала гаданию.

Титуба и дети
«Титуба и дети», Альфред Фредерикс / Фото: wikimedia.org

Рабыню арестовали. За решетку попали еще две женщины – Сара Гуд и Сара Осборн. Гуд была дочерью состоятельного трактирщика, который внезапно свел счеты с жизнью, когда Саре было 16 лет. Большую часть наследства забрали другие родственники, а малую долю, которую девушке удалось отсудить, впоследствии изъяли за долги покойного мужа. Гуд оказалась на улице и за годы нищенствования за ней закрепилась репутация грубой и сварливой женщины. На момент ареста ей было 38 лет.

Осборн до задержания была вовлечена в судебное разбирательство из-за наследства покойного мужа. Женщина нарушила правила: земля и поместье должны были стать собственностью сыновей, но Сара переписала все на себя и нового супруга, что в те времена вызвало резонанс.

Под давлением следователей Титуба заговорила. Призналась, что учила девочек гаданию, которому ее обучила хозяйка с Барбадоса. Затем рабыня назвала Гуд и Осборн своими сообщницами. Женщина стремилась смягчить или избежать наказания, поэтому говорила то, что хотели слышать следователи. Титубе удалось реализовать план: после суда ее выкупил из тюрьмы неизвестный. Считается, что это сделал сам Самюэль Пэррис, который впоследствии перепродал рабыню.

Когда рабыня выдала сообщниц, в Салеме началось неописуемое. Девочкам, пораженным неведомой болезнью, достаточно было указать на женщин, которые якобы на них воздействовали колдовством, и обвиненных отправляли за решетку.

Следователи не церемонились с задержанными: оказывали давление, применяли пытки, поэтому арестованные оговаривали и себя, и других. Ситуация доходила до абсурда. Например, одна из жительниц Салема публично высказала сомнения в правдивости свидетельств, которые давали девочки, за что была обвинена в колдовстве и пополнила ряды задержанных. 4-летняя дочь одной из арестованных, чтобы попасть к матери, оговорила себя. На свободу девочка вышла инвалидом.

Читайте такжеТеракт в метро Москвы — история взрыва на Пушкинской площади в августе 2000 года

В мае 1692 года губернатор определил судей. Из Бостона приехал Коттон Мэзер, который следил за процессом. Пораженные неизвестной болезнью продолжали подкреплять доказательную базу любыми способами. Например, девочки говорили, что во сне видят призраков людей, которые терзают их. Затем они называли имена мучителей, и те попадали за решетку.

Но этому предшествовал нетривиальный религиозный спор: мог ли дьявол воспользоваться нематериальными образами этих людей без их ведома, чтобы явиться во сне девочкам. Судьи заключили, что люди давали сатане разрешение.

Дом, где проходил судебный процесс
Дом, где проходил судебный процесс / Фото: wikimedia.org

Были и другие способы определить ведьму. Обвиняемую приводили к девочкам с завязанными глазами. Если дети начинали биться в конвульсиях в ее присутствии – значит, колдунья. Ведьмой считалась и та женщина, от прикосновения которой припадок оставлял девочек. Девочки настолько увлеклись процессом, что однажды проболтались про инсценировку одержимостью дьяволом, но быстро переиграли все в свою сторону, и мракобесие продолжилось.

Следствие вышло на главу ведьм Салема – пастора Джорджа Берроуза. Стоя перед виселицей, священнослужитель прошел проверку. Пастор прочел по памяти молитву и не запнулся. Считалось, что одержимые сатаной не могут сделать это, не запнувшись. Но палачи были настроены свершить казнь, поэтому объяснили прохождение проверки с помощью темных сил.

Не менее показательный случай произошел с 80-летним Жилем Кори. Старика нельзя было назвать идеальным пуританином. Дед был три раза женат, попадал под суд за убийство слуги, который стащил у него яблоко. Когда следователи пришли за его супругой Мартой, он не пытался заступиться за женщину.

Впоследствии Жиля самого назвали колдуном. Но пожилой мужчина не стал идти на поводу у следствия и соглашаться с обвинением. Тогда шериф придумал для Кори пытку камнями. Старика положили на пол и положили на грудь огромные камни. Следователи считали, что Жиль не выдержит боль и оговорит себя и родственников. Но дед понимал, что после доказанной вины и смерти его имущество будет отобрано и близким ничего не достанется, поэтому терпел и с издевкой добавлял: «Больше камней!»

Жиль умер через два дня после пыток. Тело старика похоронили в безымянной могиле. История несгибаемого мужчины породила городскую легенду: якобы перед несчастьем, которое ждет Салем, появляется призрак Жиля. Так, по рассказам местных, было перед разрушительным пожаром в 1914-м.

Итоги и последствия судебного разбирательства

За время разбирательства казнили 14 женщин и 5 мужчин, одного старика убили в ходе пытки, 5 человек скончались за решеткой, а всего в тюрьму по обвинению в колдовстве попало около 200 жителей Новой Англии. Ведь охота на ведьм постепенно выбралась за пределы Салема, девочки ездили в другие города, чтобы и там находить слуг сатаны.

Многострадальную Сару Гуд приговорили к смерти через повешение в июле 1692 года. Стоя перед виселицей, женщина изрекла слова, которые оказались пророческими. Последние слова Гуд были обращены в адрес священника Николаса Ноеса, который участвовал в судебном процессе. Она назвала мужчину лжецом и предупредила, что, если ее казнят, «Господь напоит его кровью». Ноес умер в 1717-м, и перед смертью у него шла кровь изо рта.

Число жертв могло быть больше, ведь охота на ведьм набирала обороты во второй половине 1692-го. Но все резко прекратилось, когда обвинение пришло в адрес жены губернатора. Глава региона потребовал остановить преследование ведьм и распорядился отменить назначенные суды. Позднее и казненных реабилитировали.

Для девочек, которые называли имена предполагаемых ведьм, никаких серьезных последствий не было. Одна из них, Анна Путнам, мучилась из-за того, что оговорила невиновных. Через 14 лет женщина написала письмо, в котором покаялась и попыталась объяснить поступок одержимостью дьяволом. Путнам обладала слабым здоровьем, постоянно болела и умерла в 36 лет.

Элизабет Пэррис публичных извинений не приносила. Девушка после судебного процесса вела обычную жизнь, вышла замуж, родила четверых детей и умерла в 77 лет. Ее двоюродная сестра Эбигейл также не извинялась, но после 1692 года о судьбе девочки ничего не известно.

Версии истинных причин Салемской охоты

Салемские ведьмы – явление, которое историографы пытаются изучить и обосновать с точки зрения медицины, социологии и психологии. Ученые не рассматривают теорию одержимости дьяволом, а предлагают более рациональные гипотезы.

Психиатры выдвигают версии, связанные с диссоциативным расстройством, которое могло быть у девочек, видевших призраков. Якобы одна из личностей ребенка нарочно обвиняла соседей в занятиях колдовством.

Не исключают теорию, согласно которой речь идет об особом виде энцефалита, при котором возможны галлюцинации. А также отравление неким веществом, которое могло вызвать интоксикационный психоз. Например, рассматривалась гипотеза с ржаным хлебом, который содержал грибок, известный как спорынья. Но версию опровергли еще в 1976 году.

Историографы отходят от серьезных теорий и допускают, что события, развернувшиеся в Салеме более трех столетий назад, могли стать последствием детской шалости.

Судебный процесс
Судебный процесс / Фото: wikimedia.org

Таким образом, историки могут только догадываться о причинах, которые вызвали болезнь салемских девочек. Но сомнений нет только в том, что эстафету дальнейшего мракобесия перехватило тщеславие пуритан, человеческая жадность и необразованность.

Влияние инцидента на культуру США

Жертв Салемского дела не только реабилитировали. Потомки установили в их честь памятник. Монумент открыли в Салеме в 1992 году, через 300 лет после трагических событий. Охота на ведьм в Новой Англии сформировала самобытный культурный пласт в американском искусстве. История нашла отражение в литературе и кинематографе.

Натаниэль Готорн на основе событий в Салеме написал роман «Дом о семи фронтонах» в 1851-м. Экранизировали историю впервые во Франции, где сняли картину «Салемские колдуньи» в 1957 году.

Французская писательница Мариз Конде написала в 1986-м роман «Я, Титуба, ведьма из Салема». Книга отмечена наградами, но автор придумала для рабыни новую биографию. Образ Титубы в целом сформировал отдельный пласт, в том числе в американской культуре. Рабыня с Барбадоса вдохновила писателей и режиссеров на создание персонажей – темнокожих ведьм, владеющих в совершенстве магией вуду. Например, в сезоне сериала «Американская история ужасов», посвященном шабашу ведьм, есть героиня по имени Мари Лаво, которая называет себя потомком Титубы.

Аналогичные случаи в истории

Охота на ведьм в Салеме не стала первой или последней в истории. Вера в сверхъестественное живет рядом с человеком с древнейших времен. Радикальные черты она приобрела в Средние века, когда сожжению приговаривали не только еретиков, но и людей, которые занимались колдовством, служили дьяволу или метили на роль антихриста.

В борьбе с колдуньями средневековым священникам помогал трактат «Молот ведьм», в котором изложен порядок преследования служителей сатаны. Появилась книга в конце XV столетия, а в этом же веке, но несколькими десятилетиями ранее во Франции и Швейцарии развернулась массовая охота на ведьм. Но преследование обрамлялось не в подозрение в наведении порчи, а в принадлежности обвиняемых к оборотням.

События начались на юго-западе Швейцарии, в регионе Вале́. Постепенно преследования начались в других местах страны и перешли во Францию. Чистка продолжалась 19 лет, и за это время казнили 367 женщин и мужчин.

Звание «последней ведьмы Европы» носит Анна Гёльди, жившая в Швейцарии в XVIII веке. Женщина работала горничной в доме судьи и врача Иоганна Чуди в городе Гларус. Проблемы у Анны начались, когда заболела дочь работодателя. У девочки были судороги, а в рвоте доктор нашел иголки. Иоганн обвинил горничную, что она якобы подбрасывает в молоко иголки и начиняет ими хлеб.

Читайте такжеВеликая депрессия 1930-х годов в США и остальном мире: причины кризиса, течение, последствия

Ребенок выздоровел, а Гёльди лишилась работы. Но проблемы не закончились. Женщину обвинили в колдовстве, арестовали, и под пытками Анна созналась, что дьявол являлся ей в образе собаки. В итоге горничную казнили в 1782 году. Но тогда общество вышло из «темных веков», поэтому осудило расправу над Гёльди по канонам охоты на ведьм. Анну реабилитировали в 2008 году.

Салемские ведьмы для пуритан стали настоящим позором, который они стремились прижечь, словно рану, дабы не допустить заражения. Но на деле оказалось, что набожное и «безгреховное» общество произвело на свет процесс, который в XXI веке вызывает осуждение и недоумение. Но тогда ведомые религиозным учением, снедаемые корыстными целями и страдающие от тягот жизни на новой земле жители Салема учинили расправу, которую сегодня назвали бы дикостью.

Читайте также