Ян Жижка — средневековый вождь гуситов и национальный герой Чехии: факты о полководце
Ян Жижка, пожалуй, наиболее прославленная личность в истории чешского народа. Средневековый славный воин и отважный полководец сегодня признан национальным героем Чехии. Но, как и в случае с большинством подобных людей, с ним связана масса мифов, которые сложно отделить от фактов.
Рождение и детство
Неточности и разногласия начинаются с момента рождения Жижки. Исследователи не в состоянии установить точную дату, но принято считать, что он родился в 1360 году. Родиной Яна стала Южная Чехия, городок Тронцов.
По поводу родителей также толком не сохранилось документальных свидетельств. Они принадлежали к небогатому дворянскому сословию. Отца звали то ли Яном, то ли Рехоржем, а мать — Йоханной. В семье также росли дочь Анежка и сын Ярослав.
Легенда гласит, что мать родила будущего революционера под дубом — это случилось внезапно, когда она отправилась в поле. При этом разыгралась буря, что тоже нельзя расценивать в качестве 100%-й истины. Дело в том, что такая деталь свойственна десяткам рассказов о рождении великих мужей.
Ян Жижка в 5-летнем возрасте с подачи отца уже стал готовиться к ратной службе. Его сажали верхом, учили стрельбе из арбалета и лука, показывали принципы фехтования. В 7 лет мальчика отдали богатому рыцарю пажом ради освоения норм этикета. В этом статусе он принялся чистить господскую одежду, прислуживать за столом, бегать с посланиями. Говорят, в это время он еще и освоил музыкальные инструменты.
Происхождение фамилии
Череда источников, опубликованных в первой половине XX столетия, посвящена вопросу происхождения фамилии чешского национального героя эпохи Средневековья. Встречается ряд теорий.
Распространенная гипотеза сводится к тому, что «жижка» в переводе означает «одноглазый». Получается, это его прозвище, полученное из-за потери зрения. Однако версию оспаривают те, кто убежден: Жижкой звали еще предполагаемого отца таборита. Значит, это, скорее, такая фамилия.
Разбойник
О том, что делал Ян Жижка в ранний период жизни, известно крайне мало. Дошли сведения, что он продал часть собственных земель и перебрался в Прагу, где оказался на личной службе пажом у короля Вацлава IV.
Условно началом военного пути называют зарю XV столетия, когда будущий предводитель восстания занимался откровенными разбоями. Впрочем, для той эпохи разбой считался в среде мелких дворян типичным делом и не вызывал осуждения. Вдобавок о короле Вацлаве говорят как о слабохарактерном алкоголике, в годы правления которого страна теряла контроль власти и планомерно погружалась в нищету.
Ян Жижка через службу королю сумел прорваться наверх. Однако вскоре осознал, что это бесперспективная дорожка, поэтому бросил двор и принялся грабить торговые караваны в окружении собранного из мелких дворян и простолюдинов отряда.
Сохранилась официальная бумага, датируемая 1406 годом, в которой упомянут Жижка в качестве фигуранта судебного процесса. Разбойника поймали и допросили. Под пытками удалось получить информацию, что Жижка разграбил обоз с продовольствием, а также убил охранника.
Вскоре его поймали снова. Тогдашний закон предписывал повесить грабителя с большой дороги. Однако казни так и не случилось. Ян получил амнистию по желанию лично Вацлава IV. Историки не берутся наверняка утверждать, в чем заключалась причина такого великодушия: предполагают, что могли повлиять связи при дворе еще с детских лет.
Грюнвальдская битва
Выйдя на свободу, Ян Жижка собрал отряд из наемников, с которым отправился в Польшу. Здесь, как считается, ему довелось участвовать в Грюнвальдской битве.
Сражение закончилось тем, что Польское королевство и Великое княжество Литовское покончили с Тевтонским орденом. Большинство рыцарей оказались в плену или были убиты. Орден после этого разгрома больше так и не оправился, вдобавок его растерзали внутренние распри и экономический упадок. А польско-литовский союз обрел статус доминирующего объединения.
Впрочем, ряд ученых сомневаются в участии Жижки в этой схватке, которую по сей день относят к важнейшим в истории Польши, Литвы и Белоруссии.
Битва при Азенкуре
В британских книгах, изданных в XIX веке, написано, что Яну Жижке довелось состоять на службе у Генриха V и участвовать в битве при Азенкуре. Это сражение относится к числу крупнейших за период Столетней войны.
Пишут, что Жижка воевал на стороне Франции, которая проиграла, несмотря на многократное численное преимущество. Однако сам Жижка отличился невиданной храбростью.
У иных авторов указано, что ничего подобного быть не могло — Ян в этот период сражался с турками, жил в Венгрии либо в Дании или даже в Саксонии. Но вновь никаких убедительных подтверждений не приводится.
Ян Гус
После Грюнвальда Ян Жижка возвратился в Прагу, где вошел в ближний круг Софии, жены Вацлава. Как раз в это время он познакомился с реформатором и проповедником Яном Гусом и его идеями. Впрочем, нет достоверных источников, рассказывающих о знакомстве двух мужчин. Озвучена гипотеза, что изначально Жижка и не собирался сражаться за веру, а хотел бить немцев, сильно влиявших в то время на Чехию.
Что касается Яна Гуса, то он был священником с революционными взглядами. На проповедях осуждал не только дворянство, но и представителей верховного духовенства. Разумеется, такая дерзость вызывала у власти недовольство. Любопытно, что негативно относящийся к церкви Гус себя считал убежденным христианином. Но это не помогло ему избежать обвинения в ереси.
Констанцский собор решил отправить его на костер. Приговор исполнили 6 июля. После этого в Богемии поднялась волна недовольства в рядах его приверженцев — нависла угроза народного восстания.
Гуситские войны
Началось беспокойное время. Спустя 4 года после казни Гуса разыгрались Гуситские войны. Под этим общим названием подразумевают череду гражданских войн между католиками во главе с Сигизмундом и гуситами.
Гуситская паства не просто оскорбилась расправой над своим предводителем. Это событие показало им, что Ватикан уверен в своем праве руководить Чехией — в духовном смысле тоже. Но тяготеющие к независимости чехи с этим не соглашались.
Их стали преследовать, что в итоге привело к ряду местных вспышек волнения. Вскоре уже вся Богемия оказалась поглощена волной восстания. Начались Гуситские войны.
Гуситское движение в Чехии боролось не с одним конкретным врагом, а сразу с несколькими. Но в первую очередь выступало против Ватикана. По факту многолетние стычки закончились поражением гуситов. Причина заключалась во внутреннем расколе — они разделились на чашников и таборитов.
Первые считались умеренными, приветствовали завершение войны и мир с Ватиканом. Табориты во главе с Яном Жижкой, действовали как истинные радикалы, неготовые идти на компромиссы. Такие часто проигрывают, что и произошло.
Радикалы проиграли, утратив авторитет и влияние. Однако гуситское движение не прекратило существовать, просто вошло в более умеренное русло.
Тактика и стратегия Яна Жижки
Став лидером повстанцев, Ян Жижка сумел из неприспособленной народной толпы создать опасную организованную армию. В короткий срок ему удалось объединить крестьян, ремесленников и горожан в сплоченное военное объединение, которое стало раз за разом громить армии профессиональных наемников и рыцарей.
Заслуга предводителя в том, что он установил строгую дисциплину, а также усовершенствовал ряд приемов и техник — среди прочего опирался на боевое искусство хазар, половцев, печенегов.
Тактика и стратегия Яна Жижки заключались в том, что он придумал использовать в сражениях вагенбурги. Речь о своеобразном оборонительном укреплении из повозок, на которых кочевники перевозили по степям имущество. Гуситы скрепляли их при помощи цепей, создавая практически непреодолимое препятствие для врага. У Жижки появились настоящие передвижные баррикады с амбразурами. По сути, вагенбурги — прообразы нынешних боевых машин.
Артиллерия Жижки
Еще одна особенность армии полководца — артиллерия. Гордость повстанцев представляла собой осадные и полевые орудия. В качестве последних использовались «гуфницы». Они стреляли ядрами из камня. А еще применялись «тарасницы» — длинноствольные орудия на лафетах из дерева. Они стреляли как каменными, так и металлическими ядрами. Для осады армия Жижки пользовалась бомбардами, которые били на расстояние до 500 м.
При помощи артиллерии гуситам удавалось бороться с тяжелой вражеской конницей, которая становилась отличной мишенью за счет собственной неповоротливости.
«Великий слепец»
Часто попадается утверждение, что Ян Жижка потерял глаз во время Грюнвальдской битвы. Однако в ряде источников указывается иное: чех получил рубящую рану головы еще в 11 или 12 лет и после этого наполовину ослеп.
Так или иначе, в дальнейшем, когда начались Гуситские войны, он утратил и второй глаз, полностью став слепым. Впрочем, это не помешало ему продолжить управление армией гуситов. А враги с этого времени стали называть его «Страшным слепцом» или «Великим слепцом».
Черты характера
Большинство описаний личности Жижки сводятся к тому, что это смелый, храбрый и честный человек. Смерти он не боялся, однако при этом умел трезво оценивать ситуацию и отступать, если возникала необходимость. Впрочем, после оценки результатов его деяний открываются и иные черты характера.
Жижку называют крайне религиозным человеком. По поводу веры он отличался непримиримостью и не воспринимал никаких пререканий. Иногда говорят, что это выглядело как фанатизм. Если попадались несогласные, он безжалостно с ними расправлялся — заживо сжигал сотни еретиков. В итоге безоружные жертвы исчисляются тысячами.
Еще ему ничего не стоило полностью разрушить деревню или монастырь. Таборит с презрением относился к искусству, которое считал греховным, по этой причине без раздумий уничтожал любые произведения на пути.
Личная жизнь
По поводу личной жизни Яна Жижки также известно крайне мало. Установили, что у него была жена, которую, предположительно, звали Катаржиной. При заключении брака от нее мужу достались некие земельные владения.
Жена умерла рано, но успела родить дочь, названную Анешкой. Она выросла, после чего отец отдал ее замуж за знатного представителя дворянства.
По иной версии, у Жижки были две жены, и звали их одинаково. Но в любом случае родилась единственная дочь.
Смерть
Ян Жижка заболел чумой как раз в разгар осады крепости Пршибислава. Это произошло в 1424 году. Вскоре он умер. После утраты солдаты стали называть себя сиротами. Но гуситы еще какое-то время продержались — армия одержала ряд побед без предводителя. Хотя в конце концов движение прекратило существование.
С последними днями и смертью Жижки связана, пожалуй, наиболее известная легенда. Если ей верить, гетман пожелал, чтобы после смерти с него содрали кожу и натянули ее на армейский барабан. Якобы таким путем он хотел и после ухода из жизни вдохновлять солдат. Но ни единого упоминания о таком барабане не обнаружено, как не подтверждена и соответствующая просьба Жижки.
Жижкова могила
Яна Жижку в чешском народе любят и уважают. В его честь ставят монументы, ему посвящают книги, проводят исторические исследования. При этом чехам приходится с грустью признавать, что до сих пор неизвестно, где же покоится национальный герой.
Принято считать, что его похоронили в Чаславе. Над гробницей поместили палицу из железа, которая была у него любимым оружием. Но в первой половине XVII столетия гробницу разграбили по личному указанию императора. Останки извлекли из могилы и выбросили. Куда они подевались, остается загадкой.
Но чешский народ не унывает и постоянно приходит на поклон к тому месту, где герой умер. Это место сегодня называют Жижковой могилой. В память о гетмане поставили гранитную стелу — она здесь возвышается с 1874 года.
Память
На территории нынешней Чехии значится ряд памятных деревьев, так или иначе связанных с Яном Жижкой. В их числе дубы, буки, груши и липы. А также в список включают куст боярышника. По различным легендам, эти растения прямо или косвенно соотносятся со славными похождениями таборитов и их предводителя. Впрочем, далеко не все памятные деревья сохранились. К примеру, тот дуб, под которым, по легенде, мать родила Яна, в 1700 году сожгли по церковному распоряжению.
Но и помимо деревьев памятников Жижке хватает. Самые известные из них стоят в чешских городах, в частности в Праге. На севере столицы, на холме Витков, разбит национальный мемориал, который венчает конная статуя гетмана.
Жижка неоднократно становился героем художественных произведений. Например, Альфред Мейснер изложил череду народных стихотворных опусов в его честь. Также о нем писали в исторических романах, повестях. В середине XX века снято несколько кинокартин о жизни и подвигах этого человека. Сегодня он также мелькает и в компьютерных играх с историческим уклоном. А в 2022 году на экраны вышла лента «Средневековье», посвященная деяниям лидера таборитов.
Значение для истории
Начав жизненный путь как разбойник и авантюрист, Жижка превратился в национального чешского героя. Он стал удачливым полководцем, лидером гуситов, их радикальной ветви. В итоге оставил заметный след не только в чешской и европейской, но и в мировой истории.
Многие эпизоды из его биографии еще предстоит подтвердить либо опровергнуть. Но едва ли это повлияет на давнишнее убеждение чешского народа, что Ян Жижка — истинный герой и гордость нации.