Гуситы — вера и война: история и быт чешского реформаторского религиозного движения
Факты
28 октября 2022 г. 6:04
Время чтения: 12 минут

Гуситы — вера и война: история и быт чешского реформаторского религиозного движения

Гуситский период – важнейший в истории Чехии и знаковый для Европы. Образуются национальные государства, приходит в упадок рыцарство, появляются новые тенденции в религии и культуре. Ян Гус – реформатор. Его последователи – гуситы – сражались за веру, основанную на Библии, а не на установившихся догмах церкви. Подробнее о движении и его значении – в материале 24СМИ.

Проблемы религии в средневековой Чехии

Гуситское движение было национальным и религиозным. В последнем смысле оно представляло собой вызов папской власти и настаивало на национальной автономии в церковных вопросах. Как чешское национальное движение приобрело антинемецкий и антиимпериалистический подтекст.

Возможно, наиболее радикальным требованием гуситов было то, что всем христианам должно разрешаться полное причастие. В то время причащаться вином разрешалось только духовенству, а простолюдинам – нет. Эта часть верования широко известна. Чаша, используемая для причастия, стала символом гуситов. Ян Гус поддерживал идею о том, что люди не должны покупать индульгенции. Так назывались церковные документы, которые выдавали людям в знак прощения грехов после оплаты в пользу церкви n-й суммы.

Ян Гус и его последователи

Ян Гус (1369–1415) – идеолог чешского реформаторского движения. Богослов, философ, ректор Пражского университета в 1409–1410 годах. Родился в городе Гусинце в Богемии в бедной семье. Готовился к церковной деятельности. В раннем возрасте пел и прислуживал в церквях в Праге. Был рукоположен в священники, начал проповедовать. В проповедях высказывался против многих аспектов католической церкви.

Гус выступал:

  1. За духовную чистоту церковных иерархов. Священнослужитель, погрязший в грехах, не может руководить паствой, а прощение грехов – функция Бога, а не церкви, торгующей индульгенциями.
  2. Против верховной власти папы. Единственным, кто стоит во главе церкви, считал Иисуса Христа. Отсюда следовало, что папа не имеет права устанавливать новые требования, увеличивающие его власть.
  3. За равенство церковных иерархов. Как апостолы были равны, так и епископы в одинаковой степени их приемники. Никто не может быть выше других, в том числе папа римский.

Гус также переводил Священное Писание. Его считают одним из реформаторов чешского языка. Он боролся на право чехов использовать родной язык в церковных вопросах: вести проповеди, оформлять документы на чешском.

Витраж с изображением Яна Гуса в евангелистской церкви в Хоккенхайме (https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Jan_Hus_on_stained-glass_windows#/media/File:Hockenheim_Evangelische_Kirche_Glasfenster119.JPG)
Витраж с изображением Яна Гуса в евангелистской церкви в Хоккенхайме / Фото: Wikimedia.org

С 1378 года римско-католическую церковь разделил западный раскол. Власть поделили между двумя папами. Пизанский собор призывал свергнуть соперничающих церковных иерархов и реформировать церковь. Их поддерживали чешские магистры Пражского университета, в то время как немецкие были против. Немецкие магистры поддерживали архиепископа Збынека. Гус, соответственно, был против.

В 1409 году король Вацлав провел реформу университета, предоставив чешским магистрам три голоса, а немецким – один. Часть немцев эмигрировали из Праги, а ректором университета стал Ян Гус. Окончательный разрыв между Збынеком и Гусом завершился, когда Пизанский собор низложил двух пап – Григория XII и Бенедикта XIII. Вместо них избрали Александра V.

Свергнутые папы сохранили юрисдикцию над частями Западной Европы. Григория XII признавали в Богемии, где жил Гус, но сам реформатор со сторонниками признавал власть нового папы Александра V. Збынек умер в 1411 году, и дело о ереси Гуса было молчаливо прекращено.

Следующий виток конфликта начался в 1412 году из-за продажи индульгенций. Несмотря на поддержку народа, у Гуса не было таковой от короля, получавшего процент с реализации «грехопростительных грамот». Гус и Иероним Пражский устроили публичный диспут, кульминацией которого стало сожжение указа антипапы Иоанна XXIII, разрешавшего продажу индульгенций.

Враги Гуса возобновили дело о ереси. Реформатора отлучили от церкви. Чтобы уменьшить народные волнения, король предложил священнослужителю покинуть Прагу и выехать в Южную Богемию, где в течение следующих лет Ян Гус проповедовал и занимался литературной деятельностью.

Поскольку западный раскол не ослабевал, король Сигизмунд Венгерский решил стать реставратором церковного единства. Он вынудил Иоанна XXIII собрать Констанцский собор, чтобы положить конец ересям. Гуса пригласили на собор. Ехать он не хотел, но Иоанн XXIII пригрозил королю Вацлаву отречением от церкви за несоблюдение предписания. В Констанце реформатора арестовали и заключили в камеру, из которой он уже не вышел. Констанцский собор осудил Яна Гуса как еретика, приговорил и торжественно сжег на костре в июле 1415-го.

Казнь Гуса вызвала протесты в Богемии. 452 представителя дворянских семей заявили о поддержке гуситских идей и непризнании решений собора. Тогда папа призвал к началу нового крестового похода против еретиков 1 марта 1420-го. Это событие стало началом гуситского восстания в Европе.

Особенности вероисповедания и быта гуситов

С позиции жителя XXI века, который ходит в церковь по собственному желанию, трудно понять, чего хотел Гус. Но в XV веке церковь действительно была «грязной» в этическом и финансовом отношении. Ян Гус писал, что христианин в Богемии платит «за исповедь, за мессу и за причастие, за индульгенцию, за благословление и за воцерковление женщины, за отпевание и погребение. Если он спрячет копейку от воров, то все равно ее отберет церковь». Назрела необходимость ограничить поборы.

Гус защищал верховенство библейского авторитета над авторитетом католической церкви. Поддерживал доктрину предопределения, учения о том, что Бог уже избрал тех, кого намерен спасти. Через 100 лет эту идею поддержит и другой реформатор – Мартин Лютер. Он считал, что Бог определил, кого спасет, а кого нет, независимо от их веры, грехов, заслуг или их отсутствия. Поэтому продажу индульгенций считал не более чем способом наживы.

Внутренние течения гуситского движения

Последователи Гуса известны как гуситы. В движении гуситов выделяли несколько течений:

  • таборитов;
  • утраквистов;
  • сиротцев;
  • оребитов.

Утраквисты, или умеренные гуситы – самая большая партия в движении. Ее основная догма заключалась в том, что церковная Евхаристия должна совершаться вином и хлебом для всех, включая мирян. В те времена вино было дорогим удовольствием, доступным только богатым и священнослужителям. Эмблема утраквистов – чаша для Евхаристии.

Табориты – крестьяне из города Табор – «Градиште горы Табор». Таборитами называли себя радикальные гуситы. Чешский генерал и последователь Яна Гуса Ян Жижка относился к таборитам. Последние отвергали развращенность церкви и настаивали на том, что нужно следовать только нормам, прописанным в Библии. Некоторые историки отмечают, что идеи таборитов – это пример раннего анархо-коммунизма.

Ян Гус на Констанцском соборе . Картина XIX века Карла Фридриха Лессинга (https://en.wikipedia.org/wiki/Jan_Hus#/media/File:Hus_(Lessing_1842).jpg)
Ян Гус на Констанцском соборе . Картина XIX века Карла Фридриха Лессинга / Фото: Wikipedia.org

Оребиты – последователи гуситов из Восточной Богемии. Названы по горе Ореб, расположенной там же. В 1423 году оребиты объединились с сиротцами в одно движение. Сиротцы, или «Союз сирот» – последователи радикального крыла гуситов в Богемии. Они выделились из таборитов и были представителями бедных бюргеров и низшей аристократии.

Разногласия между течениями касались формы, а иногда содержания. Так, течение пражских гуситов стремилось к упрощению церковного ритуала, но в целом его поддерживало. Табориты признавали только таинство крещения, Тайную вечерю и таинство брака. Не признавали чистилище и поклонение святым, которых назначила церковь. Общей была программа «Четыре Пражские статьи», согласованная вождями в 1420 году.

Гуситские войны

Убив Гуса, церковь обеспечила протестующим мученика и знамя. Письмо протеста, подписанное 452 аристократами, совет в Констанце отверг, а подписантов объявил еретиками. Отсутствие одного лидера разделило сторонников Гуса на отдельные течения. Начались разногласия и полемика между тем, что правильно, а что ложно. Смерть короля Чехии Вацлава IV ускорила политический кризис. Престол унаследовал венгерский король Сигизмунд. Притом что население не протестовало против Сигизмунда, гуситы были против. Сигизмунд решил бороться с гуситской оппозицией, начав десятилетний период гуситских войн.

Крестовый поход Сигизмунда

В 1420-м император собрал войско и двинулся на Прагу, по пути заняв несколько чешских городов. Навстречу ему двинулись войска гуситов. Руководил ими Ян Жижка. В битве под Прагой гуситы победили, а Сигизмунда лишили чешского престола. Победители приняли программу, получившую название «Четыре статьи». Содержание программы:

  • свобода проповедования Слова Божьего;
  • причащение мирян хлебом и вином (т. е. чашей – отсюда название «чашники»);
  • запрет священникам представлять одновременно светскую и духовную власть;
  • наказания за смертные грехи без индульгенций.

Крестовые походы Джулиано Чезарини

В том же году между членами гуситского движения возникли разногласия. Течение разделилось на утраквистов и таборитов. Начались бесконечные споры богословов. В 1422-м Ян Жижка покинул таборитов, организовав новое движение в Восточной Богемии. После смерти Жижки в 1424 году они стали называть себя сиротцами. Значение слова – «осиротевшие». При жизни Жижка сражался против Сигизмунда и врагов Моравии, но объединить страну вокруг единого ядра не смог.

Его последователи во главе с Прокопом Лысым утратили интерес к длительной войне с католической церковью, вместо этого сосредоточившись на походах против немецких земель, граничивших с Богемией. Тогда церковь предприняла 5 безуспешных крестовых походов против гуситов. В те времена церковь боролась с гуситами и другими еретиками только крестовыми походами.

Читайте такжеЯн Жижка — средневековый вождь гуситов и национальный герой Чехии: факты о полководце

После последней битвы при Домажлице в 1431-м крестоносцы выдохлись. Папа римский Мартин V созвал Базельский собор, чтобы заключить мир с гуситами, однако накануне открытия понтифик умер. На соборе представители католической церкви пытались подтвердить решение Констанцского собора, на котором осудили Яна Гуса.

Необходимость поиска компромисса с гуситами привела к появлению Базельских компактатов. Это «правки и дополнения» к «Четырем статьям». Так, на соборе разрешили мирянам причащаться хлебом и чашей. Против нового соглашения выступали табориты. Обе враждующие фракции встретились в битве у Липан в мае 1434 года, где табориты потерпели поражение.

Музей (мемориал) Яна Гуса на родине в городе Гусинце (https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Birth_house_of_Jan_Hus#/media/File:Jan_Hus_memorial_in_Husinec_in_2011.JPG)
Музей (мемориал) Яна Гуса на родине в городе Гусинце / Фото: Wikimedia.org

Новый папа Евгений VI не признал решений Базельского собора, объявил о его роспуске и созыве нового в 1438-м. В ответ собор низложил папу и выбрал нового главу церкви – архиепископа Феликса V. Впоследствии он будет признан антипапой. Евгения поддержало большинство европейских монархий. Новый раскол подорвал авторитет католической церкви и усилил реформаторские движения в Европе.

Военное искусство гуситов как причина побед

Военными успехами гуситы обязаны Яну Жижке – реформатору военного дела и человеку, который завершил эпоху доминирования рыцарей на поле боя. Основой успеха тяжелой конницы был внезапный наскок. Вес рыцаря с конем в броске превышает 700 кг. Устоять против него в чистом поле пехотинец не мог. Только каменные замки могли месяцами держать осаду.

Главные причины побед гуситов над крестоносцами:

  1. Вагенбург. Укрепленный лагерь, состоящий из сцепленных в круг тяжелых повозок. Повозка представляла собой деревянную прямоугольную конструкцию на колесах, обитую железом. Крышка повозки откидывалась. Внутри размещались стрелки, которые вели огонь через бойницы. Так повозка превращалась в деревянный щит, защищающий стрелка со всех сторон. Внутри каждого фургона помещалось 20 солдат. Из них 8 арбалетчиков, 8 человек с пиками, двое с пищалями и еще двое запасных были водителями этого средневекового танка. Вне боя в повозке ехали люди. Незащищенные повозки с вещами и провиантом оборонявшиеся ставили внутри вагенбурга.
  2. Пищаль, или пиштала. Трубная ручная пушка, стрелявшая при помощи пороха. Длина – 40–50 см. Благодаря стрельбе из пищалей рыцарская конница разбивалась, не приблизившись к повозкам. Дополняли армию стрелков из пищалей воины с пушками-гаковницами.
  3. Воинский устав. Ян Жижка систематизировал процесс обучения воинов и составил правила, по которым отряд взаимодействует во время похода. Считается, что его войско отличалось высоким боевым духом и религиозным рвением.

В битве при Судомере 25 марта 1420 года Жижка не только использовал повозки, но и учел свойства местности, разместив вагенбург на болоте. Те рыцари, кто не погиб от огнестрельного оружия, все равно не имели шансов на победу, что сильно подрывало боевой дух противника.

В мае табориты взяли Прагу. Когда Сигизмунд пытался ее отбить, то выступил против войска Жижки с армией из 8000 человек. По сведениям летописцев, победу над Сигизмундом одержал отряд из 130 воинов. Сигизмунд месяц осаждал холм с гуситами, но не дождался, пока у осажденных кончатся припасы, и начал безуспешную атаку. На следующее утро католики атаковали повозки таборитов. Началась паника. Часть солдат разбежались и около 400 человек утонули при попытке вплавь пересечь реку Витава. Табориты же в этой битве потеряли трех человек.

Победы и военные успехи Жижки тем удивительнее, что полководец был слепым. По легенде, один глаз он потерял в Грюнвальдской битве, когда служил в войске польского короля Ягайло. Второй глаз потерял в битве при замке Раби.

Повозка таборитов на сражении реконструкторов в Польше(https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Hussite_wars#/media/File:Husitsky_bojovy_vuz_replika.jpg)
Повозка таборитов на сражении реконструкторов в Польше / Фото: Wikimedia.org

Итоги и последствия

После крестовых походов против гуситов власть в Чехии делили между собой политические союзы под управлением выборных полководцев – гетманов. В 1452-м один из них, Йиржи Подебрад, разбил таборитов и стал королем Чехии по решению сейма. Он пытался заключить соглашение с католической церковью, но расходился во взглядах. В 1462 году новый папа римский объявил Пражские компактаты недействительными, короля Йиржи предал анафеме и объявил начало нового крестового похода. В результате на чешский престол взошел Владислав II, католик по вероисповеданию, сын короля Польши.

Историческое значение деятельности гуситов

Спустя столетие после гуситских войн на 90% чешских земель придерживались догматов гуситов. В Моравии до сих пор есть сторонники этого движения (моравская церковь), хотя сегодня они и не называются гуситами. Также в Чехии есть чехословацкая неогуситская церковь.

Ян Гус и его теория стали частью зарождавшегося движения протестантизма. Он оказал влияние на Мартина Лютера и лютеранскую реформацию. Распространенная точка зрения гласит, что Гус – протопротестант. Однако ряд богословов считают, что учение Гуса ближе к восточному православному христианству.

Ян Гус признан величайшим героем чешской нации по результатам опроса 2015 года. Его проводило Чешское радио. 6 июля в Чехии празднуют день Яна Гуса.

Мемориал Яна Гуса на Староместской площади в Праге, построенный в 1915 году (https://en.wikipedia.org/wiki/Jan_Hus#/media/File:Jan_Hus_Statue_and_Tyn_Church,_Old_Town_Square,_Prague_-_8190.jpg)
Мемориал Яна Гуса на Староместской площади в Праге, построенный в 1915 году / Фото: Wikipedia.org

Интересные факты

О жизни Гуса известно мало. Его фамилия неизвестна. Гус – прозвище-топоним, данный по месту происхождения – Ян из Гусинца.

  • Точная дата рождения тоже неизвестна. Исследователи называют 1369, 1373–1375 годы.
  • По легенде, свою мученическую кончину Гус предвидел в детстве. Будучи маленьким мальчиком, он шел домой и попал под сильную грозу. Ян спрятался в расщелинах камней, чтобы переждать дождь, а через время молния попала в дерево рядом и сожгла его. Когда мать заволновалась и пошла искать сына, то нашла заплаканного Яна у дерева. Сквозь слезы мальчик твердил, что дерево сгорело так же, как сгорит он.
  • Гус – защитник прав женщин. В своих проповедях говорил, что женщина тоже создана по образу и подобию Божьему, поэтому может проповедовать и даже воевать наравне с мужчинами.
  • В 1915 году в Праге был открыт мемориал Яну Гусу в честь 500-летия реформатора. В 1893 году памятник Гусу открыли на Союзном кладбище в Богемии, штат Шью-Йорк. Это был первый мемориал, установленный в честь иностранца в США за счет добровольных пожертвований соотечественников.
  • Ян Гус до сих пор считается еретиком с точки зрения католической церкви. Он не был реабилитирован, но папа римский Иоанн Павел II в 1999 году сказал, что «сожалеет о жестокой смерти».
Читайте такжеЖанна д’Арк — народная героиня Франции: легенды и мифы о жизни и смерти Орлеанской девы
  • Одним из врагов гуситов стала Жанна д'Арк. В письме к лидерам гуситов она требовала отказа от еретических верований, иначе угрожала начать против них крестовый поход. Но через 2 месяца Жанну пленили бургундцы с англичанами, и поход не состоялся.

Хотя гуситы в основном боролись за реформу религиозной жизни, они оказали сильное влияние также на государственное устройство Чехии и военное ремесло. Ян Жижка не проиграл ни одного сражения. Современники и потомки признают его одним из величайших полководцев и военных реформаторов.

Читайте также