Джонатан Свифт — сатирик, принятый за сказочника: факты о жизни и творчестве писателя
Создатель «Путешествия Гулливера» вспоминается в первую очередь как автор приключенческой литературы. На самом деле Джонатан Свифт известен в Англии как писатель-сатирик. В английском языке даже появилось определение swiftian, означающее сатиру или мировоззрение, основные идеи которого поданы в реалистичной, но язвительной манере, т. е. свифтовской. В Ирландии Свифт – защитник прав ирландцев и один из основоположников национального движения. Эти и другие интересные факты из жизни сатирика – в материале 24СМИ.
Семья писателя
Джонатан Свифт родился в Дублине, столице Ирландии, ближе к концу 1667 года. В ноябре 2022-го отметили юбилей его появления на свет: 30-го числа исполнилось 355 лет со дня рождения писателя.
Семья была небогатой, но образованной. Дядя писателя Томас Свифт был женат на дочери английского драматурга Уильяма Давенанта, крестника Уильяма Шекспира. Сам Давенант утверждал, что на самом деле он вообще – незаконнорожденный сын прославленного английского классика. Прабабушка Свифта по отцу, урожденная Маргарет Годвин, была сестрой Фрэнсиса Годвина, который написал книгу «Человек на Луне». Считается, что это произведение повлияло на появление свифтовского «Гулливера».
В Ирландии отец Джонатана оказался не от хорошей жизни. В Англии поместье деда-роялиста разграбили во время гражданских войн. Его сыновья искали пристанище и решили начать юридическую практику в Дублине. Отец умер рано. В те времена было принято отдавать детей из обедневших семей на попечение более богатых родственников. Так Джонатан Свифт в 6 лет оказался в доме дяди Годвина Свифта, а затем – в колледже Килкенни и после него в дублинском Тринити-колледже. Завершив образование, он стал бакалавром богословия и права.
Джонатан Свифт жил в Дублине большую часть жизни. Только несколько лет он провел в Лондоне, а в остальное время ездил туда с кратковременными визитами.
Автопортрет
В 1731 году Свифт опубликует «Стихи на смерть доктора Свифта». Эта поэма – своеобразный портрет личности, в котором писатель объясняет цели, которых стремился достигнуть – высечь мошенников и плутов.
Литературная деятельность
Причины, по которым в творческой биографии Свифта возникла политическая сатира, вытекают из политической и религиозной жизни страны того периода. Англичане пережили серию гражданских войн:
- с 1642 по 1646 год;
- с 1648 по 1649 год;
- с 1649 по 1651 год.
Кульминацией второй войны стал судебный процесс, завершившийся казнью короля Карла I, апогеем второй – изгнание Карла II. В это же время монархия Англии прекращает оставаться монархией одного государства. Образуется Содружество Англии, Шотландии и Ирландии.
При Оливере Кромвеле в Англии англиканская церковь утрачивает монопольное право влиять на население. В Ирландии кроме католиков закрепляется протестантская церковь. После смерти Карла II престол занял его брат Джеймс II. Однако, когда католик Джеймс женился на католичке, английский парламент пригласил править Вильгельма Оранского, а Джеймса вынудил бежать. В политической жизни появился новый формат взаимоотношений монарха и подданных.
Набирала обороты промышленная революция. Правда, тогда этого термина еще не придумали. Богатели торговцы, импортеры, биржевые спекулянты. Увеличивалось количество профессий для представителей среднего класса. Промышленность делала общество более терпимым к инакомыслию, но новые люди, влиявшие на жизнь страны, не были «продуктом университетов». Они не знали латыни, не претендовали на утонченные манеры, но задавали обществу вектор движения, начинали диктовать условия. Старый истеблишмент почувствовал собственную уязвимость.
На престоле воцарилась королева Анна, та самая, которую российские зрители знают по комедии «Стакан воды», снятой режиссером Юлием Карасиком. Королеву Анну в фильме играет красавица Наталия Белохвостикова. Ее подругу, герцогиню Мальборо, поручили изобразить Алле Демидовой, а образ лорда Болингброка воплотил актер Кирилл Лавров.
По слухам, бродившим в английском обществе, королева Анна была неумеренно глупа и полностью управлялась подругой – Сарой Черчилль, герцогиней Мальборо. Это тоже не добавляло обществу уверенности в завтрашнем дне.
Причины возникновения сатиры Свифта
Кроме промышленной, жизнь людей меняла печатная революция. По мере того, как книги становились дешевле и доступнее, каждый получил возможность за небольшую сумму денег опубликовать собственное мнение. С одной стороны, это популяризировало достижения науки и литературные произведения. А с другой – печатное слово дало возможность высказаться глупцам и проходимцам. Обыватель не мог и не умел отличить истину от лжи, достоверное от недостоверного.
Считается, что Свифта раздражали люди, которые стремились овладеть знаниями в готовом виде, но при этом не задавали себе критических вопросов, и он решил стать просветителем. Предполагалось, что памфлеты и гротескная сатира его рассказов воспитывают в людях критическое отношение к прочитанному. Так писатель пытался заставить общество думать, размышлять, задавать вопросы и в конечном итоге учиться отличать истину.
Живой мертвец
Подростков часто критикуют за склонность к жестоким розыгрышам. Творчество Свифта отличается тем же качеством, хотя подростком писатель уже не был. Он не любил шарлатанов. Политические оппоненты тоже искренне стремились не попасть под горячую руку автора едких розыгрышей. История о популярном астрологе Джоне Партридже наглядно демонстрирует характер сатирика Свифта и последствия от его действий.
В начале XVIII века в Англии регулярно выходит астрологический альманах. Местные астрологи публикуют в нем традиционно туманные и расплывчатые прогнозы. Главный специалист издания – Джон Партридж. В конце 1707 года в альманахе появляется прогноз на 1708 год от имени неизвестного публике Исаака Бикерстаффа. Первое предсказание по тексту касалось Партриджа. Автор писал, что Партридж неизбежно умрет 29 марта 1708 года около 11 часов вечера от свирепой лихорадки.
Партридж, разумеется, выступил в альманахе с сообщением, что прогноз дурацкий. 30 марта по городу распространилось анонимное письмо от служащего почты, который якобы вчера сидел у постели безнадежно больного Партриджа и констатировал, что тот умер.
На следующий день, т. е. 1 апреля, Англия празднует День дурака. С утра к дому Партриджа поспешили гробовщик, затем церковный пономарь, затем работники похоронных служб, плакальщицы и просто сочувствующие. Чиновники вычеркнули Партриджа из реестров, т. к. он умер.
Астролог пытался протестовать и публиковать опровержения, но бюрократическая машина уже запустилась. Некоторые лондонцы искренне верили, что астролог, развлекавший их гороскопами, скончался, и присылали соболезнования его жене. Враги (люди, ставшие ранее жертвами несбывшихся предсказаний), встречая Партриджа, упрекали его в том, что ему не хватает правил приличия нормально упокоиться, раз уж умер, и не ходить по городу.
Последствия розыгрыша преследовали Партриджа до конца жизни. Ему снова и снова приходилось доказывать, что он жив. По легенде, остаток жизни астролог провел, нанимая детективов и пытаясь выяснить истинную личность злого шутника. Он не был единственным шарлатаном, которого Свифт разыграл на протяжении жизни.
«Сказка о бочке»
Первое крупное произведение Свифта написано между 1694 и 1697 годами. Называется «Сказка о бочке». Состоит из трех разделов, т. е. это большая пародия, состоящая из пародий поменьше. Опубликована сказка в 1704 году.
По сути, это пародия на состояние христианства во времена Свифта. По сюжету три брата пытаются проложить собственный путь в мире. Они унаследовали от отца три чудесно подходящих пальто и запрет вносить какие-либо изменения в них. На самом деле изменения – это единственное, чем братья заняты все время. Имена братьев: Питер (Святой Петр и католичество), Джек (Джон Кальвин и кальвинизм), Мартин (Мартин Лютер и лютеранство). Пальто – христианство. Наказы отца или его воля — это Библия.
Произведение получило огромную популярность. Его считают сатирой на царивший в Англии того времени религиозный хаос, где каждый власть имущий пытался утвердить собственный взгляд на окружающий мир. Однако произведение критиковали за ненормативную лексику и воспринимали неоднозначно. Королева Анна увидела в нем только ненормативную лексику и отреагировала отрицательно.
Вероятно, Джон Свифт ожидал подобную реакцию. Поэтому ни в этом, ни в других произведениях не подписывался собственным именем. Он каждый раз публиковал работы под псевдонимами. Среди самых известных – Лемюэль Гулливер, Исаак Бикерстафф, Саймон Вагстафф.
Приключения Гулливера
Самое известное произведение Джонатана Свифта – «Путешествия Гулливера». Книга впервые появилась в 1726 году и оказалась успешна. Английский драматург Джон Грей писал, что «"Гулливера" читают повсеместно – от кабинета министров до детской». В 2015 году произведение включили в список 100 лучших романов всех времен.
Приключение начинается с преамбулы, где Лемюэль Гулливер дает краткий очерк собственной жизни до путешествий. Затем описываются кораблекрушение и его пребывание в стране лилипутов. Во второй части читатель знакомится с путешествием в страну гигантов. В третьей после нападения пиратов Гулливер оказывается на летающем острове Лапута. В четвертой – путешественник попадает в страну гуигнгнмов (разумных лошадей) и еху (неразумных людей).
Интересные факты о Гулливере:
- Точно неизвестно, когда Свифт начал писать «Путешествия Гулливера». Предположительно, в 1713 году, когда вместе с единомышленниками сформировал Клуб Скриблера, где высмеивали популярные в то время литературные жанры.
- «Путешествия» стали противоположным взглядом на мир по отношению к роману Даниэля Дефо «Робинзон Крузо». Если Дефо показывает европейца, попавшего в другой мир, как всесторонне позитивного персонажа и победителя в битве «человек – природа», то Свифт демонстрирует европейца как человека, негативно приспосабливающегося, готового лебезить перед тем, кто больше, и унижать того, кто меньше. За это автора произведения считали человеконенавистником.
- За первые 3 недели после публикации «Путешествий» продали 10 тысяч экземпляров книги. Это позволяет считать ее бестселлером того времени.
Гулливер в Японии
Каннонзаки-парк (Kannonzaki Park), расположенный к югу от Токио, считается местом, где Гулливер впервые ступил на землю Японии. Каждый ноябрь местные туристические агентства организуют в порту Ксамоски фестиваль Гулливера-Каннонзаки. Главное мероприятие праздника – военный потешный парад. Американские моряки с военно-морской базы Йокосука в костюмах а-ля Гуливер проходят маршем по району.
Интересно, что Годзилла тоже отсылка к Гулливеру. В первом фильме монстр приземляется в Каннонзаки, откуда направляется в Токио. Так Годзилла повторяет путь Гулливера.
Критика Ньютона и Королевского общества
«Путешествия Гулливера» – сатира на научный подход к документированию знаний. Королевское общество поощряло путешественников делать заметки. Записывать информацию о странах, где они побывали, достопримечательностях. Приветствовались зарисовки. Но проверить записанную информацию можно было только путем перекрестных сравнений отчетов путешественников. Если же автор заметок был единственным, то он мог писать все, что хочется.
Жители летающего острова Лапута увлечены математикой, количественными расчетами, измерениями. Чрезмерность знаний показана в том, что они применяют квадранты при пошиве одежды, получая плохо сидящие вещи. Квадрант – прибор, измеряющий расстояние от солнца или звезды до горизонта. Так знания становятся бесполезными и не улучшают, а ухудшают жизнь людей.
Гулливер и астрономия
В книге упоминается о наличии двух лун вокруг Марса. Когда произведение писалось, о Фобосе и Деймосе еще ничего не знали. Спутники Марса открыли в 1877 году. За то, что писатель предвосхитил их открытие, большой кратер на Деймосе назвали в честь Джонатана Свифта.
Словообразование Свифта
Джонатан Свифт создавал новые слова. Так, Бробдингнег – страна великанов в «Путешествиях Гулливера». Представляет собой полуостров размером с континент 6 тысяч миль в длину и 3 тысячи миль в ширину. Согласно Оксфордскому словарю английского языка, «бробдингнег» получил переносное значение чего-либо огромного или гигантского в 1731 году.
Слово «лилипут» обозначает кого-то маленького. В голландском и чешском языках лилипутом называют человека ростом до 1,3 м. Считается, что Свифт, отдыхавший на берегу озера Лох-Эннел увидел крошечные человеческие фигурки на противоположном берегу и придумал слово «лилипут», оттолкнувшись от названия местности.
Среди других слов, не имеющих отношения к Гулливеру, но относящихся к Свифту, «ковбой» и «модернизм». Оксфордский словарь пишет, что слово «ковбой» впервые употребил Свифт для обозначения человека, ухаживающего за домашними животными. Термин «модернизм» Свифт придумал для обозначения особенностей стиля, характерного для современности.
Связь Гулливера с другими произведениями
Считается, что Гулливер вдохновлял других авторов. Он повлиял на написание таких произведений, как «Остров доктора Моро» и «Первые люди на Луне» Герберта Уэллса. В романе Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» главный герой Гай Монтэг, когда говорит о байтах информации, намекает на проблему, которую решали две партии лилипутов, остроконечники и тупоконечники, – с какой стороны разбивать вареное яйцо.
Гулливер на бис
Жизнь Гулливера Свифта заканчивается тем, что герой возвращается из путешествия домой к жене и детям. Но другие авторы продолжают брать Гулливера в новые путешествия за пределы мира, созданного Свифтом. В японском аниме 1965 года пожилой Гулливер отправляется в путешествие на Луну в команде мальчика, вороны, собаки и говорящего игрушечного солдатика. Самое раннее из таких произведений – «Воспоминания о дворе лилипутов» неизвестного автора, датируемое 1727 годом.
Свифт как основоположник ирландского национализма
Последние годы жизни писатель провел в Ирландии. Он публикует «Предложение о всеобщем употреблении ирландской мануфактуры» в 1720 году и «Письма суконщика» в 1724-м. Эти работы приносят ему славу патриота Ирландии. Сегодня в его честь даже проходит ежегодный фестиваль Trim Swift Festival.
Но не все считают Свифта патриотом. Джонатан – уроженец Дублина, но в документах он не указывал «ирландец». Автор писал «англичанин, родившийся в Ирландии». Это типичное восприятие колонистами подчиненных территорий. Личная ориентация на Англию в работе Свифта оставалась очень сильной всю жизнь. Он работал советником министров-консерваторов при королеве Анне. Он искал постоянное место работы в Лондоне. Он относился к Ирландии не как к католическому или протестантскому государству, а как к англиканскому.
Его литературные произведения не преследовали какую-то конкретную цель, например, независимость Ирландии. Он просто писал злободневные памфлеты, за которые его любили люди. Джонатан Свифт не отказывал в пожертвованиях малоимущим и нищим, давал беспроцентные кредиты бедным торговцам. Однако лорд Оррери в 1752 году писал, что ирландский патриотизм Свифта лицемерен. Он направлен на то, чтобы раздражать партию вигов, отстранивших от власти партию тори, которую поддерживал Свифт. Смерть королевы Анны разрушила надежды Свифта на политическую карьеру в Лондоне, и теперь он от злости «упражняется в остроумии».
Несмотря на то, что национальное сознание писателя не могло полностью оторваться от колониальной эпохи, Джонатан Свифт оставался популярным европейским автором. Его сатирой восхищались вплоть до XIX века. Людям нравилось его остроумие, критическое отношение к окружающей реальности.
Джонатан Свифт умер 19 октября 1745 года в возрасте около 80 лет. По желанию писателя его похоронили рядом с подругой Эстер Джонсон. Также он завещал использовать 12 000 фунтов стерлингов на открытие больницы Святого Патрика для душевнобольных. Больницу открыли в 1757 году. В 2022-м она все еще работает и служит для тех же целей – лечения и содержания пациентов с психическими заболеваниями.