Константин Станиславский — творчество и судьба самого «недоверчивого» режиссера
Константин Станиславский — известный во всем мире режиссер, задавший новое направление сценическому искусству. Его биография была насыщена связанными с творчеством и личной жизнью интересными фактами, хотя широкие обывательские массы почти ничего об этом не знают.
Происхождение из фабрикантов
На 2023 год пришелся юбилей — 160 лет со дня рождения Станиславского. Он появился на свет 17 января 1863 года. Константин Сергеевич — коренной москвич. Его родители были богатыми промышленниками, потомственными фабрикантами. Они специализировались на изготовлении канители — тонкой серебряной или золотой проволоки для парчи.
Никто в семействе не имел отношения к театру, кроме бабушки — известной актрисы из Парижа Мари Варлей, побывавшей в Российской империи на гастролях. Получается, будущий актер и режиссер по национальности был русским, но с небольшой примесью французской крови.
В семье воспитывалось 9 детей. Костя рос слабым и болезненным, страдал рахитом и до 10 лет не выговаривал некоторые согласные. Но за счет материнской заботы мальчик все-таки окреп и даже прослыл заводилой среди сверстников.
Настоящая фамилия театрального деятеля — Алексеев. Станиславский — это псевдоним, который он взял в 1885 году, позаимствовав его у выступавшего на подмостках талантливого и известного тогда актера-любителя — доктора Маркова.
Семья Алексеевых была красивой, любящей, олицетворяла собой исполненный гармонии толстовский мир. Как и другим представителям зажиточного купечества конца XIX столетия, им была присуща определенная театральность.
Начало творческого пути
Денег на образование детей отец с матерью не жалели. Константин с братьями и сестрами изучал не только обычные дисциплины, но и танцы, иностранные языки, фехтование. В течение 3 лет он получал образование в гимназии, осваивая восточные языки, но потом настоял на том, чтобы его забрали из заведения. Родители пошли сыну навстречу, увидев в нем особый интерес к театральным постановкам. С этой поры он стал выходить на сцену домашнего театра, известного под названием «Алексеевский кружок».
Здесь регулярно устраивали любительские спектакли, а также пышные праздники с фейерверками. Часто как раз Константин Сергеевич выступал главным инициатором таких мероприятий.
Несмотря на увлечение искусством, в молодости Станиславский много лет отработал на отцовской фабрике, где даже дорос до директорского кресла. Он изучал производственные процессы, для освоения оборудования бывал во Франции. Семейное дело отнимало все основное время, на театральный кружок отводились, как правило, только вечера. Но театр вскоре вышел на первое место.
Первые успехи
Станиславский в сотрудничестве с двумя Федорами — художником Соллогубом, а также педагогом и певцом Комиссаржевским — основал Московское общество искусства и культуры. В течение 10 лет он работал в организации актером, заслужив признание. Его сравнивали с ведущими артистами императорских театров той поры. Так начался стремительный рост карьеры будущего теоретика сценического искусства.
Вскоре он поднялся на новую ступень — официально стал режиссером. А еще через несколько лет в паре с Немировичем-Данченко создал Московский художественный театр, в труппу которого попали артисты из Общества искусств, а также ученики Владимира Ивановича.
Новый театр
К концу XIX и началу XX века назрела пора отказа от прежней сценической рутины. Драматический театр пребывал в неудовлетворительном состоянии и жаждал реформ. В 1897 году состоялась знаковая встреча, когда Константин Станиславский с Немировичем-Данченко сформулировали задачи для нового театра и разработали программу для осуществления смелых замыслов.
В мировом сценическом искусстве стало зарождаться новое направление. Первое проявление сдвигов связано с постановкой чеховской «Чайки». Вслед за этим на подмостках сыграли «Дядю Ваню», «Вишневый сад» и «Три сестры» — над всеми спектаклями режиссеры работали в дуэте.
С подачи Станиславского на русской сцене утвердились новые базы режиссерского театра. Закрепились такие понятия, как единый «художественный замысел», объединяющий все элементы постановки. Теперь актерский ансамбль становился целостным явлением, а каждая мизансцена обретала психологическую подоплеку.
Кроме прочего, Константин Сергеевич первым стал стремиться к тому, чтобы атмосфера спектакля выглядела поэтично, чтобы образы смотрелись достоверно, а актеры испытывали и транслировали в зал подлинные переживания в каждом эпизоде.
Эксперименты
Впервые Константин Станиславский выступил в роли режиссера самостоятельно, без знаменитого партнера, когда поставил пьесу «Брандт». В процессе работы он параллельно основал экспериментальную студию, постоянно находясь в поиске новых форм. В дальнейшем при постановке спектакля «Жизнь человека» он ярко проявился в качестве экспериментатора, предложив зрителю неожиданный актерский грим, освещение, костюмы, декорации.
Поначалу нововведения Станиславского современники восприняли резко отрицательно. Его эксперименты заканчивались большими убытками, а система актерского мастерства оставалась никому не нужной. Видимых результатов не замечалось — доходило до того, что Константин Сергеевич подумывал бросить театр. Но смелость победила — критику и череду неудач удалось выдержать, что привело к мировому признанию заслуг режиссера.
Миф о суфлерах
Считается, что новатор Станиславский настолько осмелел, что решил упразднить должность театрального суфлера. Но это миф. Он не только не противился присутствию такого сотрудника при постановках, но даже не убирал со сцены суфлерскую будку.
Со временем характерная «ракушка» посередине подмостков модернизировалась. Ее сделали съемной, а внутри оборудовали освещением. Но суфлеры не исчезли. Станиславский причислял этих людей к важнейшим в театре и даже заявлял, что при упразднении должности и сам покинет театр.
Суфлеры работали и в спектаклях следующего поколения — у Всеволода Мейерхольда или Евгения Вахтангова. Они присутствуют на сцене и сегодня, правда, не всегда. Впрочем, теперь артисты чаще пользуются микронаушниками. Возрастает вероятность того, что раковина суфлера как элемент классического театра вскоре уйдет в прошлое.
Разногласия с Немировичем-Данченко
В биографии Константина Сергеевича не всегда сохранялись безоблачные времена. Даже в отношениях с напарником иногда возникали шероховатости. Впервые разногласия между Станиславским и Немировичем-Данченко возникли, когда они ставили в 1902 году спектакль «На дне» по одноименному произведению Максима Горького.
Дело в том, что обе личности были талантливы и сильны. Каждый из режиссеров обладал собственным взглядом на то, как лучше выстраивать те или иные сюжетные линии спектаклей. Постановщики не сходились во мнении, какие детали стоит акцентировать, а какие отодвинуть на задний план.
Наконец, трудности в отношениях вызывали и некоторые бытовые особенности поведения. Известно, что Станиславский был спонтанным по натуре человеком, способным мгновенно менять решения. Этим он нередко приводил Владимира Ивановича в отчаяние.
Методика Станиславского
Константин Станиславский приступил к разработке учения об актерском творчестве в начале 1900-х. Впоследствии его труд прославится как система Станиславского. Она по сей день считается лучшим подспорьем для начинающих актеров и режиссеров при овладении тонкостями сценического мастерства. Студенты театральных вузов учатся этапам трансформации в какой-либо образ, базируясь на принципах великого режиссера.
Станиславский написал книгу «Работа актера над собой», которая посвящена актерскому мастерству. Труд учит, как создавать и показывать образы на сцене. Смысл сводится к технике переживания, по которой артист обязан проживать жизнь героя, как собственную. Выступающий должен не изображать различные чувства, а пропускать их через себя, испытывая эмоции персонажа на самом деле.
Другая настольная книга артистов за авторством Константина Сергеевича — это «Полный курс актерского мастерства». На ее страницах автор представил и теоретические основы, и практику. Любопытный факт: этим учебником сегодня пользуются не только актеры и режиссеры, но и педагоги, психологи и даже сотрудники правоохранительных органов и спецслужб.
Освещенные в этих трудах методики, как и принципы актерской этики, сегодня применяются в русском театре и за границей. Их знают везде в мире, а началось с того, что во время гастролей в США в начале 1920-х некоторые артисты из труппы остались там и занялись популяризацией учения Станиславского.
«Не верю!»
За Станиславским числятся десятки афоризмов и цитат. Но известнее остальных крылатые слова «Не верю!». Эту легендарную фразу Константин Сергеевич использовал как своеобразный режиссерский прием во время репетиций. Удивительно, что единого мнения по поводу смысла, который автор вкладывал в это изречение, нет до сих пор.
Чаще говорят, что режиссер таким путем указывал на неестественность и чрезмерную патетику во время актерской игры, требовал больше правдивости и подобия реальной жизни. Но часть исследователей не соглашаются. Они утверждают, что театральный деятель как раз противился натурализму и заставлял актеров преображаться внутренне, чтобы те смотрели на мир глазами героя.
Кино
В 1918 году Константин Станиславский снял фильм продолжительностью 3 мин. В прокат шуточная короткометражка не выходила и даже не получила названия. Но режиссер оказался в числе первых, кто разглядел в кинематографе потенциал для развития искусства переживания роли. Этому помогало наличие крупных планов, которых не бывает в театре. К тому же лицо артиста словно обнажено на экране, а его игру можно зафиксировать. Все это, с точки зрения режиссера, должно помогать в освоении техники игры.
Дальнейшее становление советского киноискусства неотрывно связано с эстетикой, сформированной во МХАТе. Кинорежиссеры постепенно развивали различные положения, предложенные Станиславским, и давали им новые варианты воплощения. Сначала на стадии немого кино глубоко применять систему режиссера не представлялось возможным, но уже в 1930-х она превратилась в основу воспитания киноактеров. В последующие годы советская кинорежиссура продолжила формироваться на базе идей Константина Сергеевича. Более того, его учение подхватили и западные кинодеятели.
Семья, дети
Единственной супругой театрального мастера была Мария Перевощикова — актриса, которая играла с ним бок о бок еще в любительском театре. Дальше она работала под псевдонимом Лилина.
Через год после венчания, в 1889-м, в паре родилась дочь, но вскоре маленькая Ксения умерла. Позже жена Мария родила дочь Киру, ставшую впоследствии известной художницей. Затем у супругов появился сын Игорь. Он вырос и стал хранителем дома-музея отца, а также единственным продолжателем рода.
В числе детей режиссера был и незаконнорожденный сын. Первенец появился в результате связи с крестьянкой. Мальчика усыновил отец Станиславского. Одно время все считали, что Владимир — брат Константина. Но это был его сын. Повзрослев, он стал ученым, профессором истории в МГУ.
Отношения с властью
В 1920–1930-е годы Константин Станиславский преследовал цель сохранения традиций русского художественного театра. В тогдашних газетах даже выходили публикации, в которых режиссера обвиняли в нежелании принимать революционную действительность. Но едва ли он задавался столь сложными для него вопросами — исследователи биографии художника знают, насколько далек он оставался от иерархических порядков советской верхушки.
Из-за политической неграмотности и откровенной наивности касательно политической сферы Константин Сергеевич не раз попадал в анекдотические ситуации.
Рассказывают байку о том, как однажды Иосиф Сталин осведомился у режиссера, не докучают ли ему бестолковые контролеры из политпросвета, которым Станиславский вынужден сдавать спектакли. Вождь открыто называл тех чиновников недорослями, бесконечно далекими от мира искусства. В ответ на это Константин Сергеевич на белом глазу постарался предостеречь Сталина, напомнив ему, что их могут прослушивать сотрудники ГПУ.
Самоотверженность
В 1928 году проходил юбилейный вечер в театре. Там у Станиславского случился сердечный приступ. После произошедшего медики запретили ему играть на сцене. Но тяжелое состояние не заставило его отказаться от театра. Режиссер принялся проводить репетиции по телефону.
Станиславский продолжил работать, только теперь сосредоточился на педагогике. Он регулярно совершал эксперименты, внедряя новые наработки, занимался с артистами прямо у себя дома, превратив его в своеобразную школу актеров.
Смерть
В 1935-м Станиславский уже не мог выходить из квартиры, но гости и друзья по-прежнему часто посещали его дом. Так продолжалось вплоть до момента смерти в 1938 году.
Станиславский умер 7 августа. После вскрытия врачи пришли к выводу, что причиной смерти стал букет болезней. Здесь и ослабленное сердце, и аневризма после инфаркта, и эмфизема легких.
В сосудах обнаружили изменения атеросклеротического характера, поражен оказался весь организм, кроме мозга. Через 2 дня после кончины режиссера похоронили на столичном Новодевичьем кладбище.
Память
Именем режиссера назвали десятки улиц в городах бывшего Советского Союза. Также ему установили ряд памятников. В Караганде монумент появился в 2010 году, а в 2014-м изваяние Станиславскому и Немировичу-Данченко открыли в Москве. Оно представлено на фото выше.
В 1948 году стараниями жены Станиславского в особняке в Леонтьевском переулке, где жил театральный режиссер, открыли дом-музей, посвященный его жизни и работе.
С 1994 года творческим людям, которые отличились в сфере развития театрального искусства, вручают премию международного класса, носящую имя Станиславского.
Вклад в культуру театрального деятеля не потерян, а, напротив, постоянно приумножается. Константин Станиславский разработал систему, которая помогает тысячам актеров на планете и сегодня совершенствовать артистическое мастерство. Константин Сергеевич создал режиссуру как профессию и продолжает вдохновлять художников сцены на творческие свершения и движение к новым высотам.