Константин Паустовский — певец Мещерской стороны: факты о жизни и творчестве писателя
Константин Паустовский — автор, чье имя знал каждый советский школьник. По состоянию на середину 1960-х годов его признавали самым читаемым литератором страны. Но, помимо этого, его по праву считали образцом справедливости и честности. В 2022 году — 31 мая — исполнилось 130 лет со дня рождения писателя, и его творческое наследие по-прежнему помнят и любят. Интересные факты из жизни знаменитости — в материале 24СМИ.
Происхождение
Константин Георгиевич родом из Москвы. Он появился здесь на свет в 1892 году. Помимо него в семье были еще двое сыновей и дочь.
Отец будущего знаменитого писателя был выходцем из казаков. В числе прочего среди его предков значится Петр Сагайдачный — гетман Запорожской Сечи, значимая историческая личность.
Георгий по профессии был железнодорожным статистиком. Служба вынуждала его часто переводиться на новые объекты, из-за чего семье приходилось неоднократно менять место жительства. Наконец, они стали постоянно жить в Киеве.
Мать Константина Мария Григорьевна была домохозяйкой — воспитывала детей и вела хозяйство. По материнской линии бабушка Паустовского была полькой, исповедовала католичество. А дед по отцу состоял на императорской службе. От него будущий литератор получил первые знания о культуре казачества и украинском фольклоре.
Образование
В Киеве Константин Паустовский поступил в местную классическую гимназию. Когда он окончил пятый класс, отец покинул семью — юноше пришлось начать подработки репетиторством, чтобы оплачивать обучение.
В период гимназической учебы любимой дисциплиной у Паустовского была география, а вовсе не литература. Другой интересный факт, связанный с этим периодом жизни, касается соучеников будущего писателя. Как говорят, среди них были Михаил Булгаков и Александр Вертинский.
Киевской гимназии как раз исполнялось 100 лет с момента основания, когда Константин Георгиевич оканчивал выпускной класс. В связи с юбилеем учебное заведение посетил император Николай II. Константин оказался стоящим в левой стороне строя выпускников — к нему подошел царь, пожал руку и узнал его фамилию.
В дальнейшем обучение Паустовского продолжилось в университете Киева, на историко-филологическом факультете. Но началась Первая мировая война. Константин перевелся в Москву, где тогда жили его мама, сестра и брат. Но в военные годы ему учиться практически не довелось — приходилось трудиться. Так, он однажды стал кондуктором в трамвае.
Как дать сдачи
В период кондукторской работы в биографии Паустовского произошел любопытный эпизод. Он своеобразно проучил пассажира, который регулярно отказывался оплачивать проезд.
Хитрый пассажир как-то протянул молодому кондуктору 100-рублевую купюру. По тогдашним меркам это были большие деньги. Человек рассчитывал на то, что у кондуктора не найдется сдачи и он позволит ему вновь прокатиться даром. Но Паустовский в сложной ситуации не растерялся.
Он, не моргнув глазом, отсыпал ему целую гору мелочи, заранее подготовленную для постоянного «зайца». Тот, разумеется, такого поворота не ожидал, но урок извлек — больше не нарушал.
Женщины и дети
В 23 года Константин Паустовский повстречал девушку по имени Екатерина Загорская. В 1915-м она стала его законной супругой. Через 10 лет в семье родился сын — назвали Вадимом. Прошло еще 10 лет, после чего брак распался.
Постепенно муж с женой утратили взаимный интерес, вдобавок Константин Георгиевич познакомился с другой женщиной, Валерией Навашиной. Вскоре Екатерине стало об этом известно, она без промедлений подала на развод. А Навашина стала новой супругой писателя — ей он посвятил ряд произведений. Впрочем, и этот союз продлился недолго.
В 1948 году в жизни Паустовского появилась Татьяна Евтеева — в тот момент она была женой драматурга Алексея Арбузова. Но ради Константина Георгиевича бросила супруга и вскоре родила Паустовскому сына — Алексея.
Приход в литературу
Константин увлекался литературой с раннего детства. Еще ребенком он редко гулял с мальчишками, вместо этого чаще засиживался дома за чтением книг.
В дальнейшем его первым советником и наставником в плане литературной деятельности стал Исаак Бабель. Он известен тем, что писал рваными короткими фразами, после чего кропотливо их редактировал, убирая лишнее. Это мастерство он сумел привить и молодому Паустовскому — тот тоже умел безжалостно отсекать из текста ненужное, чтобы оставался только золотой стержень. Даже проза после такого подхода начинала звучать поэтично.
В 1928 году у Константина Георгиевича вышел первый сборник, он назывался «Встречные корабли». А первый роман — «Блистающие облака» — увидел свет годом позже.
Любопытно, что Константин Георгиевич писал только от руки, но дело заключалось вовсе не в старых привычках. Писатель был уверен, что творчество — сугубо интимный процесс, в котором печатная машинка не помогает, а, напротив, становится ненужным посредником и свидетелем. При этом писателю удавалось писать быстро, а потом уже секретари перепечатывали рукописи.
Он сочинил десятки рассказов, повестей и иных произведений. Полное собрание сочинений составило 9 томов. Кстати, собственные рукописи он не любил хранить. Особенно небрежно относился к ранним творениям. Однажды перед изданием очередного сборника некий поклонник отыскал старую рукопись Паустовского еще гимназических времен. Показав ее писателю, он столкнулся с тем, что автор после ознакомления наотрез отказался включать написанное в сборник — счел произведение чересчур слабым.
Прозвища
В перечне произведений Паустовского особняком стоит книга «Мещерская сторона». Автор написал ее в 1938–1939 годах. Она считается наиболее значительным творением писателя, посвященным Мещерскому краю в Московской, Рязанской и Владимирской областях. В связи с этим литератора до сих пор нередко называют «Певцом Мещерской стороны». Но это не единственное его прозвище.
В шутку Константина Георгиевича называли «Доктором Паустом». Так его друзья намекали на связь с Фаустом. Дело в том, что главный герой Гете — бродячий доктор. А Паустовский для своего поколения тоже был в некотором смысле доктором, поскольку творчеством исцелял людские души.
Основные темы в творчестве
Константин Паустовский навсегда вошел в литературу как автор творений о русской природе. Конечно, и помимо него в истории страны хватает писателей, которых признают мастерами пейзажа. Но уникальность этого автора заключается в том, что он, как никто иной, умел использовать пейзаж не только в качестве выразительного средства, но и преподносить окружающий мир как главного героя с собственной жизнью.
В книгах Паустовского раскрывается задушевная и скромная красота неповторимой русской природы, в частности Мещерского края. Автор, кстати, не сразу стал писать на эти темы. Он понял, что испытывает трепет и особый интерес к природе, когда ему удалось поездить по Советскому Союзу, посетив территории Восточно-Европейской равнины, Украины, Средней Азии. Вдохновившись увиденным, он создал такие замечательные рассказы, как «Барсучий нос» или «Сивый мерин».
Вдобавок он опубликовал ряд историй и сказок, часть которых по сей день входят в обязательную образовательную программу школ. Эти произведения отличаются краткостью и глубиной, а еще тем, что легко запоминаются. Речь, например, о таких творениях, как «Растрепанный воробей» или «Теплый хлеб».
Три войны и две революции
Паустовскому довелось собственными глазами наблюдать Февральскую и Октябрьскую революции, а также пережить сначала Первую мировую войну, затем Гражданскую и Великую Отечественную. Это наложило глубокий отпечаток на его творчество и жизнь.
В годы Первой мировой Константину воевать не пришлось — из-за того, что с началом конфликта призвали братьев, бывших младшими офицерами запаса, он не подлежал мобилизации как единственный оставшийся кормилец в семье, хотя добровольцем-санитаром послужить ему все-таки довелось. А вот оба брата литератора погибли в боях, причем в один год.
В Гражданскую войну Константина Паустовского дважды призывали в солдаты. Сначала в ряды антибольшевистских вооруженных сил просуществовавшей с апреля по декабрь 1918 года Украинской державы, а затем, после очередной смены власти, — уже в Красную армию.
С началом Великой Отечественной Паустовский полтора месяца отслужил военным корреспондентом на фронте, пока в августе 1941-го не вернулся в столицу, где его оставили работать в ТАСС, а затем и вовсе освободили от службы по требованию Комитета по делам искусств.
Происходившие в эти неспокойные годы события писатель отразил в автобиографических произведениях. Например, ряд фактов из его биографии стали известны читателю из «Повести о жизни». Это литературное творение состоит из 2 томов, в них входит 6 небольших по объему книг.
В «Повести» автор описывает все те ужасы расстрелов, лишений, голода, что пришлось пережить. Но рассказывает об этом как будто меланхолично и вскользь.
Взаимоотношения с советской властью
Константин Георгиевич творил при Сталине. Но в этот период тоталитаризма он так ни разу и не написал ни единой строчки, восхваляющей действующий режим и его лидеров, включая самого «вождя народов». Он никогда не вступал в коммунистическую партию и не являлся депутатом.
Литератор резко негативно относился к Иосифу Виссарионовичу. При Брежневе он стал одним из 25 советских писателей, которые поставили подписи под обращением к генсеку, в котором выражали протест по поводу реабилитации личности Сталина.
Отношение к опальным авторам
Паустовский никогда не участвовал в травле инакомыслящих писателей и иных творческих личностей, которых в определенный период подвергали гонениям. Например, когда совершались нападки на Бориса Пастернака, Константин Георгиевич демонстративно отказался пожимать руку критику, травившему поэта.
В СССР персоной нон грата был и Александр Солженицын. Но и против него Паустовский никогда не высказывался. Он не подписывал письма, в которых того клеймили. При этом выразил поддержку Александру Исаевичу, который добивался отмены цензуры в литературе.
Также Константин Георгиевич поддержал автора «Архипелага ГУЛАГа», которого многие попросту боялись поддерживать открыто, когда составлялось прошение о выдаче жилья Солженицыну.
Он, как и Корней Чуковский, защищал авторов, осуждаемых за прозападные произведения. Паустовский лично обращался к властям с просьбой оставить в покое Юрия Любимова, опального режиссера «Таганки».
Он собирал в «Литературной газете» очерки о неугодных для советской власти авторах: о Мандельштаме, Бунине, Цветаевой. Кроме того, его интересовали и новые имена: Окуджава, Заболоцкий и пр. Этот сборник оценили читатели, но вскоре власти изъяли его из продажи и наказали издателей.
Оценка творчества
Эти поступки не прошли для литератора без последствий. В итоге Паустовский остался без значимых наград и государственных премий. Хотя популярности ему было не занимать. И иногда все-таки его талант оценивали. Например, о нем положительно отзывались критики, его произведения переводили на иностранные языки, а также ему досталось несколько орденов и медалей, в том числе польская награда.
Но вот Нобелевскую премию ему так и не вручили, хотя четырежды пытались номинировать. В 1965 году на получение этой престижной международной награды литератора выдвинула Академия наук Польши. Но советское правительство постаралось сделать все, чтобы кандидатуру Паустовского отклонили. В итоге в этот год лауреатом стал не он, а Михаил Шолохов.
Паустовский и Марлен Дитрих
В 1964 году произошла любопытная история, связанная с именем тогдашней кинозвезды мировой величины — Марлен Дитрих. Она приехала в СССР — 13 июня в столице проходил ее концерт в Центральном доме литераторов. Вдруг неожиданно на сцену поднялся пожилой человек, которого никто не ожидал здесь увидеть. Это был Паустовский.
В те дни он как раз лежал в больнице — попал на койку с сердечным приступом. Хоть врачи и противились, писатель все же решил посетить концерт знаменитости, поскольку крайне уважал творчество артистки.
В свою очередь Дитрих страстно любила литературу и была большой поклонницей таланта Константина Паустовского. Особенно, как она говорила, ее впечатлил рассказ «Телеграмма». В этом трогательном произведении сюжет завязан на том, как одна молодая женщина забыла родную мать, перебравшись жить из деревни в город.
Звезда кино, увидев любимого писателя на сцене и будучи не в силах иначе выразить обуревавшие ее чувства из-за незнания русского языка, встала перед ним на колени, а также поцеловала литератору руку. Потом женщине в узком платье было неудобно подниматься, и ей помогли сам Паустовский и сопровождавший его врач. В память об этой исторической встрече актриса подарила Паустовскому свое фото с автографом.
Рыболов
Паустовский страстно любил рыбачить. Досконально знал тонкости рыбной ловли и разбирался во всем, что с ней связано. В писательской среде его считали первым рыболовом после Сергея Аксакова.
Однажды в описанной им же Мещере Константин Георгиевич долго не находил места с хорошим клевом. Хотя по всем признакам рыба должна была присутствовать. Но вдруг он заметил, как вокруг небольшого озера уселись десятки рыбаков. Он не выдержал и заявил им, что зря сидят — рыбы не будет. Но его подняли на смех и заявили, что рыба обязательно должна быть, ведь об этом месте писал сам Паустовский.
Смерть
В течение долгих лет Константин Паустовский мучился астмой, а также его здоровье подкосила череда инфарктов. Состояние ухудшилось в последние дни жизни. Он провел их в Тарусе, городке на Оке.
Его не стало в 1968 году. Скончался 14 июля в 76 лет. Похоронили его там же — на тарусском кладбище. До сих пор литератор считается почетным жителем города.
В памяти и массовой культуре
Произведения Паустовского неоднократно экранизировались — по их мотивам снимали полнометражные картины, короткометражки и мультфильмы. Его пьесы играли в театре. Кроме того, на основе его творчества композиторы создавали собственные произведения: написаны один балет и три оперы.
Впервые память Паустовского увековечили, когда присвоили его имя старой библиотеке в Одессе. Первый памятник ему воздвигли в том же городе. Потом к 120-летию писателя памятники открыли в Тарусе и Санжейке — городах, где в разное время жил и писал Константин Георгиевич.
Сегодня его имя носят улицы в Москве, Киеве, Тарусе, Одессе, Ростове-на-Дону и других населенных пунктах. Кроме того, в 1978 году в его честь назвали открытую тогда малую планету.
Константин Паустовский стал классиком еще при жизни и остается столпом русской литературы поныне. Из-под его пера вышли удивительно трогательные, пронзительные произведения, за которые потомки по сей день благодарят автора.