Петр Нестеров — мертвая петля и первый таран: факты о героическом летчике
Петр Нестеров — русский летчик, проживший всего 27 лет. Но и за эти годы он успел совершить много героического, чтобы навсегда вписать свое имя в историю мировой авиации.
Трудное детство
Петр Нестеров родом из Нижнего Новгорода. Он появился там на свет в 1887 году, день рождения будущего летчика — 27 февраля. Петя был третьим из четверых детей в семье. Детство прошло в довольно тяжелых условиях.
Отец, офицер и воспитатель в кадетском корпусе, умер рано. Материальное положение Нестеровых из-за этого резко ухудшилось, поэтому матери с тремя сыновьями и дочерью пришлось переселиться во вдовий дом. В этом учреждении содержали женщин, потерявших мужей, в том числе офицерских вдов.
Образование
Маленький Петр с детства хорошо пел и играл на мандолине. Взрослые даже предсказывали ему большое музыкальное будущее, но биография Нестерова предопределилась еще в момент рождения. Дело в том, что все члены семьи так или иначе имели отношение к армии. Военная карьера для него выглядела вполне естественно.
В 10 лет, чтобы помочь матери, Петр поступил в кадетский корпус, в котором раньше преподавал отец. Получая образование в течение 7 лет, он успел встать в ряды лучших учеников. Выпуск пришелся на 1904 год. После этого Нестеров получил направление на прохождение дальнейшего обучения в одном из лучших артиллерийских училищ того времени — Михайловском.
Здесь Петр Николаевич тоже учился превосходно. Покинув училище в 19 лет, он получил звание подпоручика и право выбирать дальнейшее место службы. Последующая карьера могла сложиться вполне гладко и благополучно. Нестерову ничто не мешало остаться в Петербурге, поступив в привилегированный род войск — в конную артиллерию. Но он выбрал Владивосток.
Из артиллерии в авиацию
Когда Петр Нестеров стал авиатором, воздухоплавание еще только начинало развиваться. Многие из тех, кто впоследствии оказались прославленными пилотами, пришли в авиацию из иных сфер деятельности, но чаще остальных летчиками становились представители различных родов войск.
Артиллериста Нестерова прикомандировали к воздухоплавательной роте на Дальнем Востоке. Он занимался разработками методик корректировки артиллерийского огня при помощи аэростатов. Это знакомство с воздухоплаванием навсегда поселило в Петре Николаевиче любовь к небу. А вскоре он увидел первый самолет — машину Сергея Уточкина в Нижнем Новгороде, где он оказался по пути к новому месту службы на Кавказе.
Там он познакомился с легендарным авиатором той поры — Артемием Кацияном. Благодаря этому Нестеров изучил основы конструирования летательных аппаратов. Через год молодой поручик приехал во время отпуска в родной Нижний Новгород, где попробовал построить собственный планер.
Он действовал вместе с товарищем по местному обществу воздухоплавания — математиком и последователем ученого Николая Жуковского Петром Соколовым. В 1912 году им вместе удалось собрать планер. Петр Нестеров освоил азы пилотирования и совершил первый полет. После этого события он окончательно решил оставить карьеру артиллериста и посвятить жизнь авиации.
Планирование над Варшавой
В те времена полетные инструкции строго запрещали совершать в воздухе крутые виражи, спирали и крены. Но Нестеров проводил собственные расчеты, благодаря которым решался на смелые действия во время полетов. В итоге за счет такого подхода он вошел в историю как основоположник высшего пилотажа.
Однажды Петр Николаевич поднялся на самолете на высоту 1600 м. По тогдашним меркам это немыслимый показатель. Кроме того, Нестеров в верхней точке заглушил двигатель и совершил планирование вниз «восьмерками». Дело происходило в небе над Варшавой. Такого до русского авиатора не совершал никто ни в России, ни в остальном мире.
Петр Нестеров потратил немало времени на оттачивание управления машиной с выключенным двигателем. При этом он полагал, что при должной сноровке самолет можно направить на посадку из любого положения. Так он однажды и поступил. В полете у машины произошло возгорание карбюратора. Любой другой на месте Петра Николаевича смирился бы с неминуемой участью, но он сумел сесть — аэроплан остался целым, летчик тоже не пострадал.
Рекорд дальности перелета
Другой рекорд Нестерова связан с дальностью перелета. Когда он взлетел в составе группы из 3 планеров, без предварительной подготовки преодолел в малороссийском небе 500 км, что для той эпохи выглядело невероятным.
В тот же период Петр Николаевич совершил одиночный перелет от Киева до Гатчины. О событии вскоре раструбили мировые газеты. Но все эти успехи меркнут перед той славой, которая обрушилась на летчика после его наиболее знаменитого трюка.
«Мертвая петля»
Прорыв в истории авиации свершился в 1913 году. Петр Нестеров верил, что при правильном управлении на самолете можно выполнять любые виражи — машина не рухнет за счет удержания воздухом. В итоге его расчеты подтвердились на практике. Событие состоялось над аэродромом в Киеве — русский летчик впервые в мире провел машину в воздухе по замкнутой петле в вертикальной плоскости.
Вираж тут же прозвали «мертвой петлей» либо в честь автора — «петлей Нестерова». До него ни один авиатор ничего подобного не делал, хотя теоретические расчеты уже существовали. У русского летчика все сложилось удачно, поскольку он грамотно использовал для трюка подъемную силу крыльев аэроплана.
Любопытно, что при вылете Нестеров даже не стал пристегиваться ремнями. Но в высшей точке виража он не вывалился из кабины, как это пророчили многие из тогдашних его коллег и экспертов. Удержаться в кресле помогла центробежная сила, прижимавшая пилота к сиденью.
Вопрос первенства
Вскоре первенство Петра Николаевича в совершении трюка едва не поставили под сомнение. Дело в том, что спустя несколько дней такую же «петлю» выполнил Адольф Пегу, пилот из Франции.
В газетах стали с восторгом писать о достижении француза, а о Нестерове еще мало кто знал. Но русский летчик не бездействовал — лично разослал в российские газеты телеграммы с требованием рассказать миру о том, что первым «мертвую петлю» совершил он.
Справедливость восторжествовала. Вдобавок Пегу оказался порядочным человеком: французский летчик приехал в Россию ради встречи с Петром Нестеровым. Здесь он официально признал приоритет русского коллеги.
Другие достижения
За 2 года, после того как в 1912-м получил звание военного летчика и до момента гибели, Петр Нестеров совершил столько, сколько большинству не удается успеть за всю жизнь.
Например, Петр Николаевич стал разработчиком 7-цилиндрового двигателя. Также он занимался проектированием сверхскоростного летательного аппарата. Наконец, сам придумывал технику выполнения фигур высшего пилотажа.
Авторству Нестерова принадлежит 2 проекта самолетов с расширенным вертикальным оперением. Он теоретически обосновал и потом проверил на практике методики совместной работы авиации с наземными войсками. При этом он говорил, что настоящий летчик обязан уметь использовать в качестве оружия все, включая собственный самолет.
На войне
Родственники и друзья вспоминали, что Петр Николаевич вынашивал мысль уволиться из армии и отдаться конструированию. Но судьба распорядилась по-своему, грянула Первая мировая война. Как только начались боевые действия, подразделение, где служил Нестеров, отправилось на фронт — он участвовал в сражениях за Львов. Но летчик здесь стал преследовать не только идею о защите Родины, но и видел в сложившейся ситуации шанс опробовать многочисленные собственные теории на практике.
В то время авиация традиционно использовалась для воздушной разведки. Но Нестеров в числе первых применил самолет для бомбардировки — сбрасывал на противника артиллерийские снаряды. Реакцией австро-венгерского командования стало обещание солидной премии офицеру или солдату, который сумеет сбить аэроплан со штабс-капитаном Нестеровым за штурвалом.
Но русский летчик оставался неуязвимым, совершая все новые боевые вылеты, коих всего за месяц набралось 28 — большое количество для тогдашней авиации.
Воздушный таран
26 августа 1914 года Нестеров находился на земле. В это время летчики Австро-Венгрии стали кружить над русскими соединениями, совершая воздушную разведку. Из палатки Петр Николаевич заметил, что вражеский самолет парит на недосягаемой для выстрелов с земли высоте. И тогда он решил действовать без промедления.
Очевидцы вспоминали, что пилот выскочил из палатки и направился бегом к самолету. Он даже не стал тратить время на застегивание ремней безопасности. Им двигало желание поскорее проверить на практике давнишнюю идею — пойти на таран, чтобы сбить самолет противника колесами собственного самолета.
В воздухе Петр Нестеров вышел наперерез австрийцам и попытался выполнить задуманное — повредить своими шасси плоскости вражеского аэроплана. Но ошибся — ударил не в крыло, а в середину самолета. В результате колеса угодили под верхнюю плоскость неприятельского биплана, а мотор с винтом уткнулись сверху. Двигатель оторвался от машины и полетел вниз. Австрийский самолет тоже упал, пилоты погибли.
Смерть и прощание
Петр Нестеров совершил подвиг, ценой собственной жизни сбив вражеский летательный аппарат. Правда, молодой офицер вовсе не собирался жертвовать собой — это была трагическая случайность, следствие роковой ошибки. Потом стало понятно, что сам он погиб, когда ударился головой о ветровое стекло падающего самолета.
Все происходило на глазах сослуживцев. Вскоре тело штабс-капитана нашли и отправили в часть. Здесь же состоялась панихида, когда проститься со славным летчиком пришли все — от солдат до высших чинов.
31 августа 1914 года героя похоронили в Киеве. Отдать последнюю дань пилоту пришла огромная толпа. Позже останки перезахоронили на Лукьяновском кладбище в том же городе.
«Роковая группа»
Младший брат Нестерова Михаил тоже был летчиком и тоже трагически погиб в том же 1914 году, когда испытывал новый аэроплан. А также трагическая судьба постигла многих из тех, кто вместе с Петром Николаевичем учился в группе воздухоплавательной школы. По состоянию на 1916-й из 10 человек в живых осталось только пятеро.
Двое бывших слушателей авиационного отделения погибли еще до войны, следующим стал Нестеров, а в 1916 году во время учебно-показательного полета разбились еще двое. На фоне этой череды несчастий коллектив учеников прозвали «роковой группой».
Личные качества
Товарищи вспоминали, что Петр Нестеров с юных лет отличался отзывчивостью и смелостью. С этими качествами в нем уживалось чувство прекрасного. Например, он не мог проигнорировать расцветающее дерево — непременно останавливался, чтобы насладиться видом.
В кадетском корпусе при выпуске Петр получил характеристику. В ней говорилось о его остроумии, настойчивости, смелости в принятии решений. Также указывалось на живость характера, храбрость и иные моральные качества, идеально подходящие будущему российскому офицеру.
Семья
Решение после учебы отправиться на Дальний Восток не было для Нестерова капризом или случайностью. Дело в том, что в те времена молодым офицерам разрешалось создавать семьи не раньше 23 лет. Ему на тот момент только стукнуло 18. Чтобы вступить в брак, надо было получить разрешение от руководства, а для этого требовалось доказать собственную финансовую состоятельность.
Альтернативный путь — подтвердить свой годовой офицерский доход в размере не менее 1200 рублей. На такой большой заработок могли рассчитывать только военные из отдаленных гарнизонов. В результате Петр Николаевич записался на службу во Владивосток, куда отправился уже с молодой супругой Надеждой, с которой познакомился в Нижнем Новгороде.
Сложилась верная и красивая пара. В браке родились дочь Маргарита и сын Петр. Впрочем, счастливая семейная жизнь продолжалась недолго. Нестеров погиб в 27 лет, как и отец. После этого о семье заботился его друг.
В памяти и культуре
Сразу в 1914 году на месте гибели пилота в Жолкве поставили монумент памяти. Позже, уже в советское время, здесь создали целый мемориал Нестерова и музей. Но с распадом СССР объект оказался заброшенным.
Памятники авиатору поставили в Нижнем Новгороде, Казани и Киеве. Его именем назвали десятки улиц и переулков в городах Советского Союза. Изображение героя появлялось на почтовых марках и монетах. В честь авиатора назвали астероид, а также учредили государственную российскую награду — медаль Нестерова.
Петр Нестеров был офицером царской армии, но позже и советские пилоты неоднократно повторяли его подвиг во время Великой Отечественной. Он стал первым воздушным асом — его и сегодня ставят в пример юным курсантам авиационных училищ.