Рафаэль Санти и его шедевры — факты о творце эпохи Высокого Возрождения
Рафаэль Санти – художник эпохи Возрождения. Вместе с Микеланджело его рассматривают как добрую умиротворенную и злобно-бунтующую половинки эпохи, хотя фактов, свидетельствующих о противостоянии мастеров, не так много. Подробнее о творчестве живописца – в материале 24СМИ.
Факты из детства
Родина Рафаэля Санти – город Урбино, расположенный на северо-востоке Италии, на берегу Адриатического моря. Пейзажи родных мест часто украшают второй план его картин. Дом, в котором рос мастер, сохранился и сегодня принадлежит местной церкви. Но чаще он с отцом бывал в герцогском замке, возвышающемся на склоне горы. Правил им Гвидобальдо да Монтефельтро со своей прекрасной женой Елизаветой Гонзагой.
Отец Рафаэля, Джованни Санти, занимает при дворе должность декоратора и организатора увеселительных мероприятий. Он главный оформитель герцогской свадьбы и других событий в жизни правящей семьи. Также Джованни Санти – поэт и «летописец-самоучка». До потомков дошла хроника придворной жизни, написанная Джованни. В ней автор жалуется на тяготы жизни.
В 1843 году в семье Джованни родился мальчик Рафаэль. Об этом можно узнать из двух источников – письменного наследия Джованни Санти и «Жизнеописания знаменитых художников и зодчих», составленного Джорджо Вазари по заказу правителя Флоренции Козимо II Медичи. Но на самом деле достоверных фактов из биографии мало. То Вазари высказывается иносказательно, то источники противоречат друг другу.
Даже дату рождения живописца ставят под сомнение. Год – 1483-й, а день – 28 марта или 6 апреля. Вазари пишет: «Рафаэль умер в Страстную пятницу, в день, когда родился». В 1483 году Страстная пятница приходилась на 28 марта, а в 1520 году (когда умер) – на 6 апреля.
Санти не фамилия, а второе имя мальчика, полученное при крещении. Сокращенное от латинского Sanctius.
Первые уроки живописи ему дал отец. Джованни исполнял заказы герцога, а также заказы церквей на золочение рам и рисование картин. Поэтому с ранних лет Рафаэль Санти проникся духом церковного мистицизма и особой атмосферы, в которой творили художники.
У Джованни были собственные мастерские, где ему помогал сын. Но точно не установлено ни одной работы Рафаэля, созданной совместно с отцом. Сохранились предания о том, что ту или иную церковь расписывал великий Санти в молодости. Однако Рафаэль умел идеально копировать манеру других художников, поэтому выявить признаки его ранней живописи трудно.
В 1494 году он отправился в Перуджу, где поступил в мастерскую Перуджино учеником. В 1491-м у Рафаэля умирает мать, а через 3 года после нее – отец. Осиротевших детей воспитывают родственники. К моменту поступления к Пьетро Перуджино мальчик – сирота.
Первый самостоятельный заказ Рафаэля подтвержден договором на рисование запрестольного образа в городе Читта-ди-Кастелло. Сегодня от него сохранилась только часть панелей, так как собор сильно пострадал от землетрясения в 1789-м.
Ангелы Санти
Головки ангелов на картинах Рафаэля похожи на ангелов с картин его отца. Это доказывает, что Джованни учил сына. Также исследователи считают, что в виде ангелов Джованни изображал собственных детей. Следовательно, ангелы Санти – это портреты Рафаэля на разных этапах взросления. Из этого следует, что в детстве внешность мальчика напоминала ангельскую – светловолосый, с вьющимися кудрями.
«Воскрешение христово»
Картина «Воскрешение Христово» относится к первым известным работам художника. Написана в то время, когда Рафаэль Санти трудится у Перуджино. Искусствоведы считают, что в образах стражников изображены Перуджино (слева) и Рафаэль Санти (идущий юноша справа). Картина хранится в Ватиканской галерее.
«Святая троица» и «Сотворение Адама и Евы»
Написание этих картин – первая работа, после которой Рафаэль Санти уже считается мастером, а не учеником. Это дает ему право открыть собственную мастерскую, нанять помощников и учеников. Всего в Чита-ди-Кастелло сохранились две панели Рафаэля. Это «Сотворение Адама и Евы» и «Святая Троица».
Став мастером, молодой художник отправляется путешествовать по итальянским городам. В XV веке каждый город стремился создать собственный неповторимый стиль. Приглашал художников, архитекторов и скульпторов. Они строили дворцы и церкви, расписывали их, украшали городские площади скульптурами. Эти произведения пытается изучить молодой мастер. А затем Рафаэль планирует посетить Флоренцию, познакомится с картинами Леонардо да Винчи.
Холмы Италии станут обязательной частью его пейзажей, представленных на втором плане полотен. По легенде, пейзаж возле одного из монастырей так понравился художнику, что он написал местным монахам картину «Поклонение волхвов».
Завершив путешествие, Рафаэль возвращается в Урбино. Там сестра правителя Джованна делла Ровере вручает ему рекомендательное письмо для гонфалоньера Флоренции Пьетро Содерини. Она пишет, что молодой мастер талантлив. Он планирует учиться у художественного наследия флорентийских мастеров и просит покровительствовать ему.
Флорентийский период
Во Флоренции художник проживет четыре года, с 1504-го по 1508-й. За это время Рафаэль станет великим. Гонфалоньер не может дать ему заказ, так как недавно заказал «Давида» и другие скульптуры у Микеланджело, но в городе есть много других заинтересованных заказчиков. Среди флорентийских работ художника:
- «Мадонна Конестабиле»;
- «Обручение Девы Марии»;
- «Пьета»;
- «Шествие на Голгофу»;
- «Три грации»;
- «Сон рыцаря»;
- «Мадонна Ансидеи» и другие работы.
Рафаэль Санти заводит новые знакомства. Его друзьями становятся Доменико Гирландайо, Антонио да Сангалло. Он побывает в мастерской Леонардо да Винчи, где углубляет знания, полученные в Перуджо. Он улучшит пластику и расположение фигур в пространстве картины. Научится выражать чувства персонажей путем изменения светотеней.
«Мадонна на лугу»
Картина «Мадонна на лугу» написана для Тадео Тадеи. Произведение интересно тем, что здесь заметно общение с Леонардо да Винчи. Одним из композиционных решений Леонардо была пирамидальная конструкция расположения персонажей. Верхняя вершина треугольника – голова Мадонны, а нижнее основание формируется ее юбкой и двумя играющими младенцами – Иисусом Христом и Иоанном Крестителем.
Мадонны Рафаэля
Самая знаменитая из серий художника – Мадонны. Их заказывают знатные семьи. От церковного образа Богородицы картины Рафаэля отличают непринужденные сюжеты, близкие заказчику. Флорентийцы считали, что «домашняя» Мадонна с младенцем должна оказывать умиротворяющее и вдохновляющее воздействие на зрителя.
«Мадонна Орлеанская» ярко отражает необычную сюжетную манеру художника. Дева изображена в домашней обстановке на фоне шкафа с бытовой утварью. Здесь есть и другие отступления от канона: диагональное расположение матери и ребенка, а также пышная прическа Марии. В Средневековье считалось, что чем пышнее прическа, тем меньше святость женщины. Однако Рафаэль меняет канон.
«Мадонна Темпи» – это тоже картина с необычной композицией – закручивающейся в спираль. Если обратить внимание на покрывало, то кажется, словно Дева Мария кружилась с ребенком, а в этот момент ее запечатлел художник.
«Мадонна в кресле» интересна цветовым решением. Теорию о делении цветов на теплые и холодные и цветовом круге с идеальными сочетаниями трех цветов обоснуют только в XIX веке. Рафаэль о ней не знал, но использовал идеальное сочетание цветов, полагаясь на внутреннюю интуицию. Круглую форму художники эпохи Возрождения считали идеальной. Поэтому работа производит на зрителя сильное впечатление.
О «Мадонне в кресле» упоминает в своих письмах Федор Достоевский, а Алексей Толстой посвящает стихи:
Склоняясь к юному Христу,
Его Мария осенила;
Любовь небесная затмила
Ее земную красоту.
Портреты
В портретах Рафаэля тоже заметно влияние Леонардо да Винчи. Они похожи на портрет Моны Лизы. Изображение человека занимает до 3/4 площади полотна. На заднем плане виден хорошо детализированный пейзаж. Среди наиболее известных портретов:
- «Дама с единорогом»;
- «Портрет Маддалены Дони»;
- «Автопортрет».
«Портрет Юлия II» композиционно выполнен так, чтобы зрителю казалось, будто он стоит рядом с сидящим понтификом. В этом случае зритель не благоговеет перед величием, а ощущает доброжелательность и человечность главы церкви. До Рафаэля понтификов рисовали фронтально и без геральдических атрибутов. Здесь же желуди на ручках спинки – отсылка к гербу рода делла Ровере.
«Дама с единорогом» — предполагаемый портрет Екатерины Гонзаги, жены графа ди Монтевеккьо. В руках у девушки единорог, но рентгеновское исследование выявило, что сначала она держала в руках собачку. Другая трактовка дамы на картине – любовница Родриго Борджиа Джулия Фарнезе. Сторонники первой идеи считают аргументами правоты атрибуты святой Екатерины Александрийской на полотне, а также то, что собачка – символ супружеской верности.
Вазари пишет, что Джулия Фарнезе изображена на другом полотне Рафаэля Санти – «Мадонна с младенцем». Если сравнить, то женщины непохожи, но точного описания обеих красавиц не сохранилось. Есть только стихи, которые им посвящали поэты.
Римский период
В 1508 году в жизни мастера начинается новый период. Его приглашают в Рим. Папа римский Юлий II затеял преобразование города и позвал лучших художников и скульпторов.
Первый из заказов – отделка личных апартаментов понтифика. Суть в том, что Юлий II отказался занимать апартаменты предшественника и начал работы по отделке других помещений для себя. Над этим работают Лоренцо Лотто, Брамантино, Джованни Антонио Бацци и Рафаэль Санти. Самые известные творения Рафаэля этого периода:
- «Диспута»;
- «Афинская школа»;
- «Парнас».
О фресках Рафаэля Вазари напишет, что ни один живописец не смог создать более изящной и совершенной вещи. Технически заказ был сложным. Требовалось придумать сюжет и вписать в него персонажей согласно списку от Юлия II. Все персонажи на фреске находятся в движении. Поза каждого индивидуальна. На фреске «Диспута» их объединяет диспут. Кто-то слушает оратора, кто-то спорит с соседом и т. д.
Позже Рафаэль Санти напишет для папы «Сикстинскую мадонну», портрет Юлия II, а также создаст ряд архитектурных проектов. Среди них проект часовни Киджи и собора Святого Петра.
Вилла Агостино Киджи
Пока художники работают над заказом понтифика, отвлечь их могут только очень влиятельные горожане и только по разрешению главного заказчика. Агостино Киджи – один из таких влиятельных людей. Он заказывает у Рафаэля фрески для личной виллы в Риме. К ним относят «Триумф Галатеи», «Психею» и незаконченные «Истории Александра».
«Триумф Галатеи» известен тем, что стал поводом для дискуссии о классической эстетике. Граф Кастильоне якобы спросил Рафаэля о том, кто был моделью. Ответ «никто» удивил аристократа. Рафаэль Санти сказал, что метод отбора моделей, как его видит граф, трудоемкий. Требуется пересмотреть сотни красавиц, найти беспристрастных судей для вынесения решения, кто лучше, и только потом рисовать. Поскольку это очень долго, художник предпочитает использовать собственное вдохновение и вкус.
С «Галатеей» также связана искусствоведческая легенда. Однажды соперник Рафаэля Микеланджело Буонарроти проник в зал с фреской и поставил рядом с головой девушки собственный автограф. Рафаэлю Санти пришлось вносить правки. Поэтому рядом с наброском девичьей головы он нарисовал мужскую бородатую. Она якобы изображает Микеланджело.
Мастерские художника
Микеланджело и Рафаэль отличались не только характерами, но и методами работы. Микеланджело предпочитал использовать минимальное количество вспомогательных материалов и работать над одним конкретным проектом. Рафаэль создал самые большие мастерские в Риме. Фактически он пытался организовать предприятия, выполняющие заказы в промышленных масштабах.
Сначала помощники занимались вспомогательной деятельностью. Потому художник начал поручать им выполнение художественных задач, т. е. дорисовывание фрески по замыслу мастера. Поэтому в его работах присутствуют не только признаки того, что это рисовал Рафаэль, но и признаки десятка других рук, отличающихся между собой по умениям, манере и подбору оттенков. Но мастер все равно не успевал сдавать работы в срок. Одни так и останутся незавершенными, а другим придется ждать годами, пока до них дойдет очередь.
«Преображение»
В 1516 году кардинал Джулио Медичи устраивает соревнование между двумя главными римскими художниками – Рафаэлем Санти и Себастьяно дель Пьомбо (другом Микеланджело). Каждый должен создать алтарь для одной из римских церквей. Микеланджело создает «Преображение Христа». Но рисует так медленно, что до собственной смерти не успеет. Работу закончит его ученик Джулио Романо.
Согласно биографии Вазари, художник умер в возрасте 37 лет. Перед этим Рафаэль Санти заболел (возможно, пневмонией) и две недели страдал от лихорадки. По легенде, в день смерти мастера в Риме случилось землетрясение, расколовшее стену папского дворца. Природа скорбела вместе с папским двором, поклонниками и заказчиками Рафаэля.