Чан Кайши — жизнь и политическая деятельность лидера Тайваня
В один из первых дней апреля 1975 года в кабинете Мао Цзэдуна играла грустная мелодия, а сам великий кормчий с мрачной гримасой подводил итоги правления. Поводом для размышлений стала смерть главного оппонента. Чан Кайши проиграл Мао в борьбе за 99,7% территории Китая и перенес свое государство на остров посреди Южно-Китайского моря. В тот день лидера коммунистов КНР занимала мысль, кто из них двоих займет более почетное место в истории. У обоих правителей были и взлеты, и падения, а страны их развивались по разным путям. Факты из биографии Чан Кайши – в материале 24СМИ.
Потомок правителя
Жизнь политика началась в деревушке Сикоу, которая расположено примерно в 120 км к югу от Шанхая. Село находится в провинции Чжэцзян, которая по площади в 3 раза больше Тайваня. Мальчик родился 31 октября 1887 года, когда Китай представлял собой фактически средневековое государство под властью династии Цин, происходившей из Маньчжурии.
Будущий тайваньский лидер воспитывался в семье хозяина соляной лавки. В китайской традиции принято на протяжении жизни давать человеку не одно имя. Поэтому в дошкольные годы мальчика звали Жуйюань («Желанный первенец»). Семейная легенда называет военного деятеля представителем 28-го поколения рода Цзян. Его основателем считается живший в XI–X веках до н. э. правитель Чжоу-гун, которым спустя столетия восхищался Конфуций.
Отец мальчика вел успешный мелкий бизнес, обладал деловой хваткой, житейской мудростью, дальновидностью, а дополняли его портрет бережливость и строгость. Семья жила хорошо до 1895 года. Чан-старший скончался, а лавка пришла в упадок.
Сунь Ятсен
Характер будущего стратега начал складываться в школьные годы. Тогда мальчик получил новое имя – Чжоутай («Тщательность»). Одноклассники подмечали, что Чан вмещал несовместимые качества. Школьник был сосредоточенным и внимательным к мелочам, но при этом не был обделен резвостью и желанием побеждать во всех играх.
Взросление его выпало на период, когда Китай терпел военные неудачи, переживал стихийные бедствия, голод, восстания, гражданские конфликты. Все это в совокупности привело к дестабилизации и долгам династии Цин. В подростковом возрасте Чан твердо решил примкнуть к антиманьчжурскому движению и восстановить величие Китая.
Под сильное влияние революционно настроенных соотечественников молодой человек попал во время поездки в Японию в 1906-м. Здесь Кайши встретил Чэнь Цимэя, который стал для Кайши политическим авторитетом. Новый товарищ Чана был правой рукой Сунь Ятсена, лидера китайских революционеров. По протекции Чэня курсант вошел в организацию «Тунмэнхой» и принес присягу на верность подпольщикам.
Путь самурая
Родственники Кайши считали, что он продолжит дело отца и возродит лавку. Но парня полностью поглотили мысли о революции, борьбе и политике. Чан считал, что кратчайший путь из низов на вершину лежит через армию. Поэтому революционер сначала обучался в военной академии Баодин в Китае, а затем перешел в японское пехотное училище. После завершения учебы выпускника определили на службу в артиллерийский полк. В армии Чан служил в 1909–1911 годах и проникся спартанскими идеалами японских воинов-самураев.
Сунь Ятсен спланировал и организовал в 1911-м Синьхайскую революцию, которая привела к неоднозначным результатам. В ходе переворота пала династия Цин, центральное правительство перестало существовать, а власть в провинциях захватили генералы, которые установили свои законы и порядки. Страна оказалась расколота, и вина лежала на Ятсене и его ближайших помощниках, среди которых были Чэнь и Чан.
Последний успешно воевал и с императорской армией, и с личной гвардией провинциальных генералов. Кайши превратился в популярного военачальника и влиятельного члена левонационалистической партии Гоминьдан. Сунь поручал талантливому соратнику не только военные, но и политические задачи. Чан считал Ятсена не только лидером революции, но и образцом политического гения.
«Северный поход»
Сунь Ятсен скончался в 1925 году. Политик, мечтавший о величии Китая, умирал в стране, которая оказалась в тяжелом положении. Незадолго до смерти Сунь обратился за помощью в Москву. Большевики были заинтересованы в союзе с Поднебесной, поэтому помогали китайским коммунистам, которые превратились в новую проблему для гоминьдановцев. Но на власть над Китаем претендовал третий военно-политический блок – Бэйянское правительство. В его правящих кругах находились генералы, которые пришли к власти после свержения монархии. Формально они правили Китаем из Пекина с 1912 года.
Сначала ближе всех к успеху был военный диктатор Юань Шикай, который самопровозгласил себя императором, но умер в 1916-м. Правитель представлял Бэйянский блок, который после его смерти распался на три враждующие фракции. Кончина Юаня и разлад в самопровозглашенном правительстве дали шанс Ятсену привести революцию к победе. Но Бэйянское правительство, в распоряжении которого была бывшая императорская армия, не спешило бежать из Пекина.
В середине 1920-х на политическую арену вышли коммунист Мао Цзэдун, поддерживаемый СССР, и преемник Ятсена националист Чан Кайши. Лидеры решили заключить союз в стиле «враг моего врага – мой друг». Мао и Чан посчитали, что сначала нужно уничтожить Бэйянское правительство, а затем бороться за освободившееся место. Так был организован «Северный поход» во главе с Кайши, который завершился в 1928 году победой Гоминьдана.
Заложник в СССР
С разгромом военной хунты Чан разорвал союз с коммунистами, которые успели укрепиться в партийных и правительственных органах. В 1931-м Кайши был близок к победе и претворению мечты Ятсена в жизнь. Коммунисты контролировали крошечный клочок Китая, но гоминьдановцы не успели довести начатое до конца. Планы стратега нарушило японское вторжение, которое спасло товарища Мао от разгрома. Таким образом, Чан фактически вернулся к тому, с чего начинал, но на этот раз пришлось иметь дело не с Бэйянским правительством, а с японцами.
Цзэдун и соратники использовали шанс, но не собирались сотрудничать с захватчиками. Пока Чан воевал с японцами, Мао восстанавливал коммунистические силы и параллельно поднимал китайский народ на борьбу с оккупантами из Страны восходящего солнца. Кроме того, Цзэдун решил перестраховаться и хитростью заключил новый союз с Чаном.
В 1936 году лидер Гоминьдана попал в плен к одному из провинциальных наместников, который тайно работал на коммунистов. Губернатор потребовал от Чана подписать мир с Мао и бросить все силы на войну с Японией. Был и второй рычаг давления. Еще в 1910-м у Кайши родился первенец по имени Цзинго, который с 15 лет учился в СССР. В 1936-м сына политика удерживали в заложниках, пока Чан находился под арестом и не согласился объединиться с Мао для борьбы с японскими милитаристами.
Вторая попытка
После капитуляции Японии у Кайши появился второй шанс привести Китай к единству. План коалиционного правительства с коммунистами провалился, поэтому Чан решил расправиться с Мао и его соратниками. После войны отряды Чана контролировали большую часть страны. Но и в этот раз Цзэдуна спасло иностранное вмешательство.
Специальный представитель президента США в Китае Джордж Маршалл продолжил курс своего предшественника Джозефа Стилуэлла, который презирал Чана и предлагал убить его ради наведения порядка в Поднебесной. Маршалл пригрозил генералиссимусу остановкой американской помощи, если тот не прекратит конфликтовать с коммунистами. Мао, который укрепился на севере Китая, снова был спасен.
Параллельно американские журналисты распустили слухи о коррумпированности режима Чан Кайши. Акулы пера даже придумали политику прозвище Cash-my-cheque («Обналичить мой чек»), которое было созвучно с его именем Chiang Kai‐shek. При жизни у Кайши были другие прозвища – «китайский Наполеон» и «Красный генерал».
Коррупционер или аскет
По воспоминаниям современников, Чан Кайши вел скромный образ жизни. Политик не пил кофе и чай, считая эти напитки признаком роскоши. Но не все соратники генералиссимуса разделяли аскетизм лидера. В верхах Гоминьдана нашлось место и воровству, и кумовству. Однако в Китае этим грешили и императорские чиновники. Клановость и взятки были типичны для Поднебесной на протяжении тысячелетий, поэтому искоренить старые порядки в одночасье было невозможно. Условия первой половины XX века не подходили для борьбы с коррупцией: революция, Гражданская война, вторжение Японии.
Чан проиграл Мао по двум главным причинам. Американцы предвзято относились к Кайши, раздувая миф о взяточничестве. Доверие рядовых китайцев такой репутацией не завоевать. Мао, наоборот, выставляли честным борцом, который поднимал народ на войну с Японией. Медийное противостояние в реалиях второй половины 1940-х Чан проиграл с треском. Вторая причина крылась в самом лидере Гоминьдана. Политик плохо разбирался в людях. К нему в окружение легко попадали коммунистические шпионы.
Тайвань
Гоминьдановцы внесли больший вклад в победу над Японией, чем коммунисты Мао. Когда конфликт завершился, войска Чана были разбросаны по островам Тихого океана, а в Китае остались незначительные силы. Поддерживаемый Иосифом Сталиным Мао победил в Гражданской войне.
Глава китайского коммунизма не ожидал, что более 2 млн несогласных с его правлением сбегут на Тайвань. При эвакуации беженцев в морских водах случилась череда трагедий. В 1948–1949 годах кораблекрушение потерпели три парохода, в результате чего погибло от 3,5 тыс. до 9,5 тыс. человек.
У острова длинная история, в которой нашлось место и голландцам, и китайским пиратам, и японцам. Последние за полвека увеличили сеть дорог в 3 раза, построили порты, запустили ГЭС, основали госбанк, реализовали ирригационные проекты, открыли институт и заложили фундамент для промышленности. После 1945-го Тайвань вернулся в лоно Китая, но островитяне неплохо жили и при японцах, поэтому не сильно обрадовались поражению Токио. Чана и гоминьдановцев встретили прохладно.
Новый хозяин
Мир наблюдал за событиями в Китае. Политики в один голос заявляли, что Чан не удержит остров. Скептики зачеркивали дни до неминуемого вторжения коммунистов. У армии Мао был опыт по взятию острова Хайнань, который не уступает по размерам Тайваню. В 1950-м коммунисты заняли клочок суши с минимальными потерями.
На контролируемых Чаном территориях существовала Китайская Республика, которая возникла после революции 1912 года. Ее вице-президент Ли Цзунжэнь посчитал, что война проиграна, поэтому бежал в США, но затем перебрался в Пекин. Штаты флегматично следили за перипетиями вокруг Тайваня, не принимая участия.
Чан оказался в сложном положении. С материка ему грозила армия Мао, а на острове возмущались местные жители, которые лишились экономической связи с Японией. Тайваньцы зарабатывали на продаже риса, сахара, камфоры, древесины. Ситуация осложнялась конфликтом коренных островитян и беженцев.
Луч надежды
Ситуация изменилась, когда началась Корейская война. Вашингтон отправил к Тайваню Седьмой флот, чтобы помешать коммунистам высадиться на остров. Белый дом продолжил оказывать экономическую и военную помощь режиму Чана.
С Кайши на Тайвань переехала интеллигенция, предприниматели, врачи и офицеры. Поэтому генералиссимусу не составило труда сформировать правительство. При побеге Чан прихватил золотой запас страны, ценные артефакты музеев и большую часть самолетов.
Первым делом Кайши решил вопрос, который поссорил его с китайскими крестьянами. Политик провел аграрную реформу, взяв за основу преобразования, которые внедрили в Японии. Чан дал жизнь классу мелких землевладельцев на Тайване.
Отец и сын
Второй бедой режима была коррупция. Решение проблемы Чан доверил сыну. Цзинго прожил в СССР 12 лет. Он смирился, что не увидит отца, которого публично обвинил в предательстве революции. Но Кайши, договариваясь о сотрудничестве с коммунистами, договорился и о возвращении наследника на родину.
На Тайване в жизни Цзинго началась новая глава. Отец назначил его главой службы госбезопасности и фактически сделал вторым человеком в стране. Выпускник школы Коминтерна и военной академии владел навыками борьбы со шпионами. Колесо репрессий прокатилось по высшим офицерам и чиновникам, которые сотрудничали с коммунистами. Участь не обошла и губернатора острова, который поднял соотечественников на бунт. Чан-младший боролся с коррупционерами не менее рьяно, чем со шпионами.
Кайши реформировал Гоминьдан. Партию переделывали, опираясь на принципы Владимира Ленина. Гоминьдановцем был каждый 10-й житель Тайваня, а первичные ячейки функционировали по всей стране.
Отдельной проблемой был язык. Островитяне говорили на четырех диалектах китайского, которые были далеки друг от друга. Кайши ввел обязательное использование литературного языка, который называют мандарином. Все трения между «пришлыми» и коренными жителями уладить Чану не удалось. Вплоть до его смерти в обществе сохранялся дисбаланс в пользу выходцев с материкового Китая.
Дворец Мэйлин
Сестры Сун вписали свои имена в историю как самые влиятельные женщины Китая. Их биографии изложены в книге «Старшая сестра, Младшая сестра, Красная сестра». Младшая, Мэйлин, была второй женой Чан Кайши. Она более 20 лет была первой леди Тайваня. Но до событий после окончания Второй мировой войны генералиссимус преподнес жене необычный подарок.
Гору пурпурного золота (Цзыцзиньшань) превратили в своеобразное ожерелье. На ее склоне стояла вилла, которую окаймили длинными рядами французских платанов. С высоты птичьего полета это походило на ожерелье, подвеской которого была вилла с изумрудно-зеленой крышей.
Дешевая рабсила
В XXI веке Тайвань – основной производитель микрочипов. Но развитие экономики острова начиналось с классических отраслей. В середине XX века экономика страны развивалась за счет текстильщиков, деревообработчиков, производителей цемента и удобрений.
В 1960-х Чан Кайши уловил новый тренд западного бизнеса, согласно которому производство переносили в страны, где не заботились о правах рабочих и платили минимальную зарплату. В 1964-м на Тайване появилась свободная экономическая зона, сконцентрированная на производстве электроники.
Ядерное оружие
Во внешней политике Кайши ориентировался на США, но Вашингтон вел себя непоследовательно. Например, в 1970-х Белый дом начал сближение с Пекином. Поэтому Чан уповал на сильное государство, но и сам вложил львиную долю средств в оборону и армию. На Тайване ввели обязательную воинскую службу, без которой молодым людям не выдавали загранпаспорта.
До конца 1960-х военная и политическая деятельность генералиссимуса вращалась вокруг планов по операции на континенте. Из года в год Чан наращивал расходы на оборону, которые были сопоставимы с тратами Израиля. Только давление со стороны Вашингтона не позволило гоминьдановцам обзавестись ядерным оружием.
Мао и Чан
Чан Кайши прожил 87 лет и скончался 5 апреля 1975 года. Причиной смерти политика стала почечная недостаточность. Лидера китайских националистов похоронили в мавзолее, который после его кончины построили в столице Тайваня – Тайбэе.
Мао Цзэдун пережил оппонента на полтора года. Коммунист управлял страной с населением 900 млн человек, а под началом его врага было 15 млн. В беседе с Генри Киссинджером политик признал, что КНР отстала от идеологических противников. ВВП Китая был сопоставим с уровнем Сомали, в то время как на Тайване показатель прибавлял в среднем по 10% в год. Чан Кайши хоть и проиграл, но в экономическом плане обошел оппонента.