Мао Цзэдун — великий кормчий и его эпоха: исторический портрет китайского лидера
- Китай в упадке
- Мечты о великом
- Молодой бунтарь
- Гражданская война
- Война с Японией
- Гастрономические привычки
- Разумное потребление
- Страдал от бессонницы
- Начало правления
- «Большой скачок»
- Уничтожение воробьев
- Не братья навек
- «Культурная революция»
- Великий пловец и любовник
- Маоистский кинематограф
- Последние годы
- Итоги правления
Мао Цзэдун – правитель коммунистического Китая, который встряхнул родную страну похлеще, чем Владимир Ленин Россию. Политик занимает верхние строчки в списке самых известных диктаторов времен холодной войны. Харизматичный председатель поставил амбициозную цель – сделать Китай третьей силой в противостоянии СССР и США. С задуманным Цзэдун почти справился, но оставил после себя много проблем, которые решали преемники. Подробнее о политике, чьи цитаты по популярности соперничают с выдержками из Библии и Корана, – в материале 24СМИ.
Китай в упадке
Имя Цзэдуна часто связывают с кровавой диктатурой, отсутствием свобод для китайских граждан, пропагандой, выкрученной до максимума. Но исторический портрет лидера КНР будет неполным, если не учесть ситуацию внутри страны до прихода к власти Мао. Многие политические проекты председателя исходили из положения дел в государстве, которому столетиями на международной арене отводилась роль мальчика для битья.
В 1912 году произошла Синьхайская революция, которая лишила власти династию Цин. Однако с республиканской формой правления не заладилось. Интересный факт в том, что похожие процессы происходили в России, но немного позже. В Китае события окрасились местным колоритом.
Сторонник монархии генерал Юань Шикай лишил власти лидера прогрессивного движения Сунь Ятсена и раздал губернаторские должности друзьям-военным, а себя провозгласил императором. Но политика подвела нехватка авторитета, поэтому Шикая заставили отречься. Губернаторы из числа военных сохранили должности и перестали подчиняться центру, устроив диктатуру на местах. Китай вступил в так называемую «эру милитаристов» (1916–1928). Пока страна переживала тяжелые времена, на материке господствовали японцы: контролировали часть экономики и приплачивали губернаторам-милитаристам.
Не все китайцы радовались происходящему. Патриотические силы мечтали о национальном возрождении и единстве. Сформировались два лагеря – умеренно левая Гоминьдан во главе с Сунь Ятсеном, и Коммунистическая партия Китая (КПК). Последняя поначалу пользовалась меньшей популярностью, но располагала огромным потенциалом. Чаша весов склонилась в пользу КПК благодаря двум обстоятельствам. Конфуцианская идеология, преобладавшая в Китае, была ближе к левым идеям. Не последнюю роль сыграла поддержка Москвы: большевики следили за событиями в Поднебесной и при каждой возможности помогали чем могли.
Первый съезд китайских коммунистов состоялся в 1921 году и носил нелегальный характер. Делегатом от провинции Хунань, бедствующей от военного губернаторства, был молодой Мао Цзэдун. Тогда никто не ожидал, что 27-летний политик скоро захватит власть в КПК.
Мечты о великом
Мао родился 26 декабря 1893 года в селе Шаошань. Воспитывали мальчика отец-конфуцианец Ичан и мать-буддистка Цимэй. Историю род Мао ведет с XIV столетия, когда крестьянин по имени Тайхуа бросил работу в поле и присоединился к антимонгольскому восстанию, которое привело династию Мин к власти. Новый император устроил гонения на уроженцев провинции Хунань, куда отправил обживаться верных офицеров, среди которых был Тайхуа. Так род Мао обосновался здесь на столетия.
Цзэдуна восхищала история рода, но особый пиетет вызывал Чжу Юаньчжан – выходец из простонародья, ставший императором. Мальчик мечтал повторить успех правителя, жившего за 500 лет до него. Юный Мао зачитывался книгами, рассказывающими о великих полководцах и неординарных личностях, забывая о работе в домашнем хозяйстве. Отец Цзэдуна был зажиточным крестьянином – кулаком, как его назвали бы большевики. Ичан обладал суровым нравом, уважал работящих людей и поколачивал сына, когда тот ленился.
Молодой бунтарь
В школьные годы Мао увлекся идеей республиканского Китая. На этой волне юноша написал письмо, в котором обратился к Сунь Ятсену. В послании Цзэдун попросил главного борца за свободу Китая 1910-х стать президентом. События Синьхайской революции мотивировали парня добровольно записаться в повстанческие ряды, но в боевых действиях Мао участие не принимал.
В молодости бунтарь успел побездельничать за счет отца. От серых будней и работы Цзэдун скрывался в библиотеках, обложившись книгами. Так могло продолжаться много лет, но Ичан решил прекратить финансирование сына-бездельника. Мао оставил библиотечные залы и отправился получать образование в педучилище города Чанша. Там парень познакомился со студентами-единомышленниками, начал публиковаться в левой газете «Новая молодежь».
Училище Цзэдун окончил в 1919 году, заняв третье место в рейтинге лучших студентов. С дипломом молодой человек приехал в Пекин, где началась его политическая биография. Там Мао познакомился с сооснователем КПК профессором Ли Дачжао. В Пекине Цзэдун поднаторел в политике, выработал четкое представление о будущем Китая и отправился на первый съезд партии. Тогда за плечами Мао были статьи в левых и либеральных газетах, организация протестов против губернатора родной провинции.
Гражданская война
1920-е стали поворотными в биографии Мао. Политическая жизнь Китая бурлила, патриоты нанесли сокрушительный удар по милитаристам. КПК и Гоминьдан сражались бок о бок и пользовались поддержкой СССР. Но союз партий был недолговечным. В 1925-м скончался лидер умеренно левых Сунь Ятсен, место которого занял Чан Кайши. Военный предводитель Гоминьдана в душе ненавидел коммунистов, поэтому устроил расправу над бывшими союзниками.
В ходе чистки убили ряд видных политиков КПК, в том числе Ли Дачжао, наставника Мао. Власть в крупных городах перешла в руки гоминьдановцев. Цзэдун к 1930 году превратился в видного деятеля компартии. Но тогда территориальный перевес был на стороне Чана, а коммунисты были слабой оппозицией. Мао с соратниками основал Китайскую Советскую Республику (КСР). «Островок коммунизма» занимал провинцию Цзянси на юго-востоке Китая. Примечательный факт: отсюда родом Тайхуа, проделавший путь от крестьянина до приближенного императора, далекий предок Цзэдуна.
Сражаясь с гоминьдановцами, Мао находил время на внутрипартийные интриги. Параллельно политик доказывал Москве, что именно его курс с опорой на беднейших крестьян – самый прогрессивный и успешный. Для Мао гражданское противостояние стояло на втором плане, пока он боролся за место главы партии. Из-за внутреннего конфликта и непопулярной политической линии число членов КПК сократилось до 10 тыс. человек, из которых 3% относились к рабочему классу.
Когда Чан Кайши разбил силы коммунистов, Цзэдун получил поддержку Москвы и устроил переворот в партии. Возглавил КПК, ликвидировал оппонентов и сосредоточился на борьбе с Гоминьданом.
Война с Японией
Вероятность победы Чана составляла 99%. У Мао не хватало ресурсов для адекватного сопротивления гоминьдановцам. Но вмешался «черный лебедь» в виде японо-китайского конфликта в 1937 году, ставшего прологом Второй мировой войны на Азиатском театре военных действий. Гражданская война ввергла Китай в упадок, поэтому противостояние с Японской империей было серьезным вызовом.
Гоминьдан и КПК вновь объединились, забыв о разногласиях. Поведение японцев обусловило поражение. Чего только стоила Нанкинская резня, в которой погибло от 40 до 500 тыс. мирных китайцев и безоружных солдат. Народным гневом умело воспользовался Мао, который пиарил КПК как ведущую патриотическую силу Китая. Воззвания Цзэдуна сработали, ряды Красной армии компартии увеличились с 50 тыс. до 500 тыс. солдат.
В период конфликта, точка в котором была поставлена после капитуляции Японии в 1945-м, Мао провел повторную чистку в партии. После завершения войны гоминьдановцы утратили популярность и проиграли коммунистам. Но Чан Кайши с соратниками не сдался, а основал миниатюрную Китайскую Республику на острове Тайвань, которая и в XXI веке остается камнем преткновения между КНР и США.
Гастрономические привычки
У Цзэдуна не было строгого режима питания с завтраком, обедом и ужином. Политик ел, когда хотел. Трапезничать Мао любил в одиночестве, параллельно читая книгу. Когда аппетита не было, то председатель мог не есть сутками. За один раз политик съедал много, предпочитая рис, свинину, рыбу. Блюда приправлял соевым соусом и острым перцем. Цзэдун считал, что последний полезен для пищеварения и общего тонуса.
Политик не чистил зубы пастой. Для поддержания здоровья полости рта глава КНР жевал чайные листья, следуя заветам предков. Политик объяснял это примером из дикой природы: тигр не чистит зубы щеткой и пастой, но у животного всегда острые клыки. С возрастом Мао стал пренебрегать личной гигиеной, считая это пустой тратой времени при его колоссальной занятости.
Разумное потребление
Председатель Китая не любил щеголять в обновках, а старался продлить жизнь старых вещей. У Цзэдуна было две пижамы, которые он занашивал до дыр, а затем швеи латали вещи. С обувью еще более интересная история. Новую пару политик отдавал телохранителю, который разнашивал туфли. Когда приходил черед Мао, то тот изнашивал обувь до плачевного состояния, только после этого брал «новую» пару.
Страдал от бессонницы
На сон политик тратил 4–5 часов в сутки. Засыпал под утро и нередко страдал от бессонницы, поэтому мог не ложиться 1–2 дня, а затем проспать 10–12 часов. Впоследствии проблему председатель решал с помощью снотворного. Возможно, корни бессонницы лежали не только в бурной политической жизни, но и в привычке Мао поглощать огромные объемы крепкого чая.
Мао Цзэдун был заядлым курильщиком и предпочитал опрокинуть пару бокалов вина или бренди. Китайский лидер не занимался спортом, не любил пешие прогулки и кабинет не по рабочим целям покидал редко. Исключением была суббота, когда Мао не отказывал себе в танцах.
Начало правления
Стартовал Мао в непростых условиях, но твердо решил развивать социализм в Китае. Цзэдун с товарищами засучил рукава и принялся восстанавливать разрушенную экономику и кормить 500 млн полуголодных китайцев. Провозглашение Китайской Народной Республики состоялось 1 октября 1949 года, и СССР во главе с Иосифом Сталиным первым признал новое государство. Стороны закрепили договоренности о союзе и взаимопомощи на бумаге.
Первая пятилетка во главе с Мао проходила под знаменем «новой демократии» (социализм и элементы демократии). Такой формат оказался удачным, и, как считают историографы, остановись председатель на этом, его правление было бы менее противоречивым.
Во внутренней политике проводил реформы, направленные на борьбу с голодом. У помещиков отобрали землю и отдали крестьянам, а владения богатых сельчан сократили в пользу бедных. Государство постепенно вытеснило частный капитал, доля которого в 1956 году составляла 3%. Выросла продолжительность жизни и грамотность рядовых китайцев. Заработали заводы, а по железным дорогам начали ходить составы. Жизнь в стране налаживалась прямо на глазах.
На волне успеха Мао с главными коммунистами решил потешить самолюбие и устроить настоящую демократию. На очередном съезде КПК Цзэдун разрешил высказывать любое мнение в отношении партии. Китайцы сначала не поверили, но затем решили высказаться о наболевшем: насилие, табу на иностранное, жестокость и беспринципность чиновников на местах. Инициатива быстро разонравилась Мао, который репрессировал недовольных – от 10 до 500 тыс. человек.
«Большой скачок»
После критики Цзэдун задумал новый революционный виток для Китая под названием политика «большого скачка вперед». При этом политик бросил вызов Москве, которая была главным спонсором индустриализации и построения коммунистического государства. Целью одного из проектов было превратить деревни в военизированные коммуны. Мао планировал полностью искоренить частную собственность на селе, а бонусом крестьяне должны были не только собирать урожай, но и выплавлять сталь, собирать машины и сельскохозяйственный инвентарь.
Инициативу Мао продвигал лозунг, который предлагал китайцам 3 года «упорно работать» и 10 тысяч лет наслаждаться счастьем. Проще говоря, великий кормчий призывал рядовых граждан помучиться несколько лет, но семимильными шагами прийти к коммунизму. В этот период в партии произошел раскол – не все поддержали идеи Цзэдуна. Дэн Сяопин выступил против «социально-утопического формотворчества», но маоистский проект утвердили и приступили к его реализации.
Необученные крестьяне выплавляли сталь плохого качества. Стараясь выполнить жесткие нормативы, сельчане игнорировали работу в поле, из-за чего упала урожайность. Ухудшила положение борьба с «четырьмя вредителями».
Уничтожение воробьев
Мао считал, что сельское хозяйство не может показать рекордную урожайность из-за «четырех вредителей»: мух, комаров, воробьев и крыс. Птиц политик винил в поедании зерен и называл их «домашними ворами». Правительство растиражировало плакаты, которые призывали китайцев истреблять воробьев. Власти поощряли детей, которые сбивали гнезда.
Вмешательство в хрупкую экосистему привело к тяжелым последствиям. За пару лет воробьев в Китае почти не осталось, зато насекомые-вредители расплодились и съели часть урожая. Например, выросло количество саранчи. Позже выяснили, что птицы ели не зерно, а насекомых, выступая естественным регулятором их численности. Исследователи считают, что борьба с воробьями стала одной из причин Великого китайского голода, разразившегося в 1959–1962 годах.
Не братья навек
После смерти Сталина Никита Хрущев взял противоположный курс. Развенчал культ личности умершего лидера и устроил оттепель для запуганных советских граждан. Мао обвинил Москву в отступлении от социалистических идей и посчитал себя главным коммунистом мира. СССР в ответ отказался от инвестиций в экономику Поднебесной, что дало повод спихнуть неудачу «большого скачка» на предательство России. По сути, китайский лидер сделал Советский Союз соучастником гибели 20–50 млн человек. Но на самом деле это исключительно результат провальной политики самого Цзэдуна.
В 1960-х во внешней политике назрел военный конфликт с Москвой. Мао выдвинул претензии на территории общей площадью 3 млн кв. км, находящиеся под контролем СССР. Между двумя странами возникали стычки, например, конфликт на острове Даманский. Но Мао осознал, что Китай не готов тягаться с Советским Союзом, который мог нанести ядерный удар.
«Культурная революция»
После провала «большого скачка» Цзэдун решился на рокировку. Передал пост руководителя КНР Лю Шаоци, который, как и Дэн Сяопин, выступал против ультралевых инициатив, поддерживал мягкую реставрацию частного сектора. Для озлобленных и голодных китайцев Мао тоже нашел работу: ликвидация оппозиционеров. Сподвижник председателя КПК Линь Бяо организовал отряды хунвэйбинов («красных охранников»), которые состояли из радикальной молодежи и рабочих – цзаофаней («бунтарей»).
Эти яростные юноши и мужчины стали своеобразными проводниками «Великой китайской культурной революции». Хунвэйбины и цзаофани стахановскими темпами пытались перепрошить сознание китайских граждан, заставив отказаться от старых культурных ценностей: жгли книги и картины, отправляли недовольных в трудовые лагеря или убивали. Освободившееся культурное пространство занимали портреты великого кормчего и его цитатники – легендарные красные книжечки. Не было пощады и элементам западной культуры. Колесо репрессий впоследствии добралось до Дэн Сяопина и Лю Шаоци.
Великий пловец и любовник
Мао нравилось доказывать, что он физически крепок и здоров. Политик боялся, что приближенные признают его дряхлым и свергнут. В 63 года председатель переплыл реку Чжуцзян. Рядом с Цзэдуном был врач, который подстраховывал пожилого пловца. Мао плыл на спине и преодолел 10 км, а затем заявил, что способен и на большее.
Реку Янцзы китайский лидер переплывал 17 раз. Последний – в 1965 году, когда политик перемахнул 70-летний рубеж. Такие результаты Мао показывал, не ведя здоровый образ жизни. Цзэдун говорил, что секрет не в занятиях спортом. Куда важнее для председателя было сохранять мужскую силу. Политик слыл любителем коротких интрижек с юными и невинными девушками, но не отказывался и от внимания опытных дам.
Мао был четыре раза женат и имел семерых детей, рожденных в браке. Кроме того, есть сведения, что у председателя было несколько внебрачных отпрысков. К детям политик относился без особого трепета.
Показательным считается пример с сыном Аньином, который учился на офицера в СССР, участвовал в сражениях ВОВ в Польше, Чехословакии и завершил боевой путь в Берлине. Участвовал в Корейской войне, но погиб через месяц после прибытия в КНДР. Мао спокойно отреагировал на гибель сына, не стал раскручивать маховик репрессий и искать военных, которые не уберегли наследника. «Погиб простой боец», – говорил Цзэдун о смерти отпрыска.
Маоистский кинематограф
Цзэдун с особой любовью относился к кинематографу как к инструменту пропаганды. Председатель считал, что ни газетные статьи, ни радио, ни книги не способны достучаться до души и сердца человека, в отличие от кино. Период «большого скачка» стал расцветом для создателей пропагандистских фильмов. В 1958–1962-м китайские киноделы сняли свыше 300 лент – в 2 раза больше, чем пятью годами ранее.
Показанное в фильмах шло вразрез с реальностью. На экране счастливые и здоровые люди строят успешное будущее Китая. В реальности – тяжелые условия труда, попрание элементарных правил безопасности на производстве и сотни изувеченных и погибших работников, проблемы в промышленности, сельском хозяйстве и социальной сфере. Таким образом, кинематограф стал краеугольным камнем режима Мао.
Последние годы
На втором этапе «культурной революции» Цзэдун был не в форме. Накануне 1974 года политик отметил 80-летие. В компартии разразилась борьба за власть: радикалы схлестнулись с прагматиками во главе с вернувшимся из опалы Дэн Сяопином. Последние в итоге победили и принялись решать проблемы, оставленные Мао.
Политик умер в 1976-м, не дожив три месяца до 83-летия. Причиной смерти стал инфаркт. После себя председатель оставил перспективную страну, которая нуждалась в реформах: 20 млн безработных, 100 млн голодающих и средний годовой доход в $220. Ситуацию выправил Сяопин, который провел рыночные реформы, но сохранил главенство КПК. В итоге получилось государство, в котором коммунисты главные, но кормят страну капиталистические ценности. Постмаоистский Китай превратился в мировую фабрику, которая напоминает антиутопии Джорджа Оруэлла, особенно это касается тотального контроля граждан.
Что касается Мао Цзэдуна, то он навеки остался символом возрождения Поднебесной. Лицо политика смотрит со всех банкнот китайской валюты, не говоря о статуях и мавзолее в Пекине, где покоится тело великого кормчего.
Итоги правления
Проследив путь товарища Мао, нельзя сказать, что он запомнился только как диктатор, угробивший миллионы китайцев. Цзэдун появился на политической арене в тяжелейший период для Китая. Поднебесную ждала судьба японской колонии и уровень развития, напоминающий что-то среднее между африканским племенем и Европой XVIII–XIX столетий. Мао без тени сомнения засучил рукава и сурово встряхнул родину, чтобы вернуть единство, защититься от оккупации, а в перспективе – стоять на одном уровне с США и СССР.
Характеристика деятельности Цзэдуна на посту китайского лидера неоднозначна, потому что начинал политик хорошо, а затем перешел к репрессиям и неоправданным жертвам среди рядовых граждан. Но это не уменьшает его роль в истории, хотя дает повод осуждать, критиковать и спорить о периоде правления.
Мао Цзэдун воплотил мечту детства, когда хотел прославиться не меньше, чем Чжу Юаньчжан. Историография показала, что сын хунаньского крестьянина перевыполнил поставленную цель, став самым известным китайским политиком в мире.