Антонио Сальери — ложь об отравлении Моцарта и другие факты о композиторе
Благодаря творчеству Александра Пушкина и иных деятелей искусств Антонио Сальери вошел в историю как завистливый отравитель более талантливого коллеги. Но, помимо этого досадного недоразумения, биография композитора полна и иных интересных фактов.
Происхождение
Антонио Сальери родился неподалеку от Вероны, в маленьком городке Леньяго, это произошло 18 августа 1850 года. Будущий композитор, педагог и дирижер появился на свет в многодетном семействе, далеком от музыки. Мать воспитывала отпрысков, отец занимался торговлей.
В 13 лет мальчик лишился матери, а годом позже из жизни ушел и его отец. С этого момента воспитанием Антонио занялись друзья Сальери-старшего — он перебрался в Венецию, в дом зажиточной семьи Мочениго.
Образование
В те времена многие сверстники Сальери с малых лет начинали интересоваться искусством. Не обошло это поветрие стороной и Антонио. Он рано стал демонстрировать предрасположенность к музыке, хорошо пел.
Первые наставления он получал от старшего брата Франческо — перенимал у него мастерство игры на скрипке, а позже перешел на обучение к исполнителю-виртуозу Джузеппе Тартини. Затем преподавателем Антонио стал органист из церкви. Мальчик показал себя как усердный способный ученик, которому за короткое время удалось добиться больших успехов в музыкальном искусстве.
Настал 1766 год. Молодой Сальери обратил на себя внимание придворного композитора Флориана Леопольда Гассмана. В результате, возвращаясь в Австрию, тот взял талантливого юношу с собой и постарался дать способному воспитаннику наилучшее образование. Кстати, оно касалось не только музицирования.
Гассман позаботился о том, чтобы Антонио брал уроки у учителей латыни, французского и немецкого языков. Вдобавок с его подачи мальчик осваивал тонкости хороших манер и этикета, без которых ему было не попасть в высшее общество.
Начало творческого пути
Установлено, что первую оперу начинающий композитор сочинил на рубеже 1768–1769 годов. Правда, произведение утеряно. Что касается иных творений раннего периода, автор писал их, придерживаясь классических итальянских традиций.
Позже под влиянием Кристофа Виллибальда Глюка он стал экспериментировать, что позволило ему добиться большой популярности. В это время из-под пера сочинителя вышли такие известные оперы, как «Трактирщица», «Венецианская ярмарка» и «Армида».
После смерти в 1774-м покровителя Гассмана молодой Сальери принял от него по наследству должность придворного капельмейстера, что стало большим скачком по карьерной лестнице. Впоследствии он успел написать еще ряд новых опер, обретших популярность по всей Европе, в том числе в России. А также создал произведения и в иных жанрах.
Опера
Искусствоведы и исследователи творческой биографии Антонио Сальери считают, что ярче всего его талант проявился при написании комических итальянских опер. В музыке такого рода не требовались драматические конфликты, глубокий психологизм или симфонический размах.
Но сочинения автора звучали приятно, мелодии поверх выразительных гармоний лились естественно, композитор создавал грамотные ансамбли с неожиданными оркестровками. Все это приправлялось долей неординарного юмора, за счет чего современники ценили Сальери. Наиболее известные и выдающиеся драматурги и поэты считали за честь сотрудничать с талантливым музыкантом.
Начинавший как автор классической итальянской оперы Антонио Сальери изменил свой почерк после знакомства с Глюком. Этот композитор, не имея возможности по состоянию здоровья писать самостоятельно, передал молодому коллеге задачу по созданию оперы «Данаида».
Сочинение, заказанное Королевской академией музыки Франции, представляло собой яркую демонстрацию авторского стиля Сальери. Его почерк базировался на контрастах, что выглядело свежо и крайне необычно для тогдашнего общества, привыкшего к классическим симфониям.
В этой, как и в последующих, работе автор показывал явный симфонизм, суть которого заключалась в естественном развитии сюжета при гармоничном переплетении множества фрагментов.
После сотрудничества с Пьером Огюстеном Бомарше композитор перенял у драматурга особенности творческого видения, что вылилось в новую гениальную оперу «Тартар».
Духовная и инструментальная музыка
В жанре оперы Сальери достиг такого уровня мастерства, что справедливо оказался на голову выше ряда современников, творивших в той же области. Но он не отказывался от работы и в иных стилистиках. Например, отдельного внимания заслуживает его духовная музыка.
Антонио Сальери создавал литургические композиции, к которым относятся 2 реквиема, 5 месс, а также десятки прочих сочинений, положенных на богослужебные тексты. Вдобавок он стал автором ряда концертов на религиозные сюжеты.
Еще одно направление, где отметился Антонио, — это инструментальная музыка. Он писал концерты, отличающиеся особым шармом и прелестью мелодизма. Этим они выгодно отличались от сотен проходных композиций того периода. Дело в том, что автор старался продолжить начинания Антонио Вивальди и соединить камерное звучание с концертным. Вместе с тем эксперты говорят, что он не стремился к новаторству в этой сфере, в отличие от Йозефа Гайдна или Вольфганга Амадея Моцарта.
Императорский капельмейстер
Император Иосиф II сделал Антонио капельмейстером неслучайно — правитель давно демонстрировал особое расположение к композитору. Вдобавок росту придворной карьеры способствовали таланты дирижера — не только Вена, но и остальная Европа знала Сальери как одного из лучших руководителей оркестров. Наконец, сыграл роль организаторский дар и активная общественная позиция Антонио.
Сальери занял место высшего в Вене чиновника от искусства. По факту он превратился в распорядителя всей местной музыкальной жизни, оставаясь в центре внимания еще долгие годы.
Продолжая в это время сочинять, Сальери занимался дирижированием и постановкой спектаклей, а также руководил певческой капеллой при дворе. Наконец, к его обязанностям относилось музыкальное обучение.
Сальери оставался при дворе и во время правления следующих императоров — Леопольда и Франца II. Среди прочего он организовывал торжества и празднества, сочинял гимны во славу империи Габсбургов. На должности капельмейстера он пребывал вплоть до 1824 года, пока ухудшившееся состояние здоровья не заставило его подать в отставку.
Отравление Моцарта
Легенда о том, что Антонио приложил руку к смерти Моцарта, вылилась в настоящее проклятие для Сальер. Слух стал настолько популярным, что жив и сегодня, несмотря на убедительные опровержения.
В России и ряде остальных стран это заблуждение укрепилось в умах за счет появления драмы Пушкина. Но еще во время публикации «Моцарта и Сальери» на Александра Сергеевича смотрели косо, ведь доказательств вины музыканта не нашлось и тогда.
Да, установлено, что композиторы никогда не дружили, но и мотивов для совершения убийства у Антонио тоже не было. Ведь при жизни он пользовался куда большей популярностью, чем Моцарт. Наконец, сохранились документальные свидетельства того, что Сальери стоял за дирижерским пультом, когда оркестр играл творения Вольфганга Амадея, а также с восторгом отзывался о его опере «Волшебная флейта».
Официально в истории с обвинением Сальери поставлена точка в 1997 году. В Милане прошло судебное заседание, где рассматривали дело об отравлении. Процесс при пустой скамье подсудимых оказался затянутым, но результативным — Сальери признали невиновным. Но миф продолжает жить.
Педагогическая деятельность
Антонио Сальери вошел в число основателей прообраза консерватории — Певческой школы, открытой в Вене в 1817-м. Здесь музыкант занимался преподавательской деятельностью, подготавливая новых певцов и композиторов. При этом ему удалось создать и развить собственную систему обучения.
У педагога с воспитанниками складывались добрые отношения, как у отца с детьми. Среди его учеников значатся ставшие впоследствии знаменитыми Людвиг ван Бетховен и Франц Шуберт, Игнац Мошелес и Ференц Лист, а также иные талантливые музыканты. Суммарно он выучил до 60 человек, к которым относился, кстати, и сын Моцарта — Франц Ксавер.
Благотворитель
Сальери не просто занимался преподавательской деятельностью, но при этом проявил себя и как благотворитель. Многие воспитанники перенимали у него мастерство бесплатно. Памятуя о собственном тяжелом детстве, Антонио брался бескорыстно обучать бедных людей, а также заботился о влачивших нищенское существование детях и женах композиторов. Ему даже удалось создать пенсионный фонд, которому он завещал часть собственного состояния.
Ради помощи нуждающимся Антонио организовывал благотворительные концерты, привлекая для выступления видных европейских музыкантов той эпохи.
Сальери с положительной стороны характеризует тот факт, что он старался не акцентировать внимание на своей благотворительной деятельности. К себе относился как к простому человеку, не стеснялся собственных недостатков.
Музыкальное наследие
Антонио Сальери за жизнь создал 35 опер. Вдобавок оставил после себя десятки произведений, написанных в других жанрах, — это концерты, симфонии, мессы, кантаты и пр.
Любопытно, что по общему количеству творений он превзошел Моцарта, при этом критики не могут однозначно заявить, чье творчество выглядит талантливее. Более того, утверждают, что отдельные композиции Сальери очевидно выше по качеству, чем написанное австрийским вундеркиндом. По этой причине их по сей день играют на мировых сценах.
Работам Сальери присуще новаторство, которое брал на вооружение тот же Моцарт. Иногда звучат мнения, что Антонио творил механически, составляя композиции как математик, но это ошибочный взгляд. Сохранились свидетельства, как он находил вдохновение не в кабинете, окруженный книгами, а на улицах в живом общении.
О дирижерской деятельности музыканта упоминают реже, но это одна из граней его таланта. Именно под его руководством со сцены стали звучать творения как авторов-современников, так и старых мастеров: хоры, оркестры, оперы и пр.
Наконец, в качестве творческого наследия Сальери рассматривают и сочинения его учеников. Ведь воспитанники впитали лучшие нюансы творчества педагога, переосмыслили их и воплотили уже в собственных произведениях.
Черты характера
В биографиях Сальери часто встречается утверждение, что среди современников он слыл открытым, добрым, дружелюбным человеком. Это опровергает миф об угрюмом и завистливом отравителе Моцарта, которого он, к слову, считал гением и не скрывал своего мнения.
Впрочем, не обходилось без соперничества между двумя сочинителями. Но оно существовало только в области творчества и не выходило за пределы сцены. Тем более и речи не шло об убийстве.
Сальери не убийца и не интриган. Напротив, известный любезностью, он по мере сил помогал десяткам коллег и членам их семей. Несмотря на то, что Антонио годами работал при австрийском дворе, он сторонился излишеств в одежде и еде, не пил вина, зато любил сладости. Всегда веселый, человек ценил литературу и одиночные прогулки, во время которых прокручивал в голове новые музыкальные идеи.
Семья
В жизни Антонио Сальери числится единственный брак — супругу звали Терезией. В счастливой семье родилось восемь детей, пятеро из которых рано умерли. Композитор всегда оставался порядочным отцом и мужем, бережно заботящимся о благополучии близких.
Терезия, которую музыкант называл любовью всей жизни, умерла за 18 лет до смерти самого Сальери. Остаток дней он не переставал тосковать по ней и вторично не женился.
Здоровье
С 1820 года Антонио стала одолевать болезнь суставов. Тогдашняя медицина не могла справиться с подагрой. Вскоре состояние композитора ухудшилось — однажды это привело к потере равновесия, падению и серьезной травме головы.
С этих пор уже пожилой музыкант стал страдать потерей рассудка, вдобавок его частично парализовало. После сильного нервного приступа композитора решили положить в госпиталь, где ему предстояло провести последние 1,5 года жизни.
Смерть
До ослабшего Сальери как раз дошли распространившиеся слухи о том, что он виновен в смерти Моцарта. На него эта весть оказала тяжелейшее впечатление — на фоне и без того сложного психического состояния он попытался покончить с собой, но неудачно.
Композитор умер в 1825 году, причиной смерти 7 мая стало тяжелое состояние здоровья. Император распорядился в память о заслугах автора перед двором объявить в стране траур, во время которого отменили все театральные представления.
На церемонии прощания звучал реквием, написанный самим музыкантом: он завещал исполнить его на собственных похоронах. Изначально могила композитора размещалась на Мацляйндорфском кладбище в Вене. Впоследствии захоронение перенесли в Центральный некрополь того же города.
Память
Из-за легенды об отравлении Моцарта в течение долгих лет произведения Сальери исполняли редко. Но в XX веке справедливость стали постепенно восстанавливать. Интерес к его творчеству возрос, в репертуарах десятков театров появились его оперы. А на малой родине музыканта открыли театр имени известного уроженца.
Музыка Антонио Сальери и сегодня привлекает слушателя. Кроме того, человечество помнит о том, что это еще и талантливый дирижер и педагог, всерьез повлиявший на европейскую музыкальную культуру XVIII–XIX столетий.