Жеводанский зверь — страшно интересная история с юга Франции
Прежде чем волки-оборотни захватили фантастику и начали борьбу с вампирами за женские сердца, они проделали длинный путь. С давних времен слагались легенды о чудовищах, терроризировавших деревни и города. Языческие обряды, церковный суд и форма пугающего безумия – вот, с чем ассоциировались вервольфы три-четыре столетия назад. Прежде чем превратиться в явление поп-культуры, оборотни успели навести ужас на суеверных людей. Одним из них стал Жеводанский зверь, история о котором легла в основу фильма «Братство волка». Подробнее о таинственном существе с юга Франции – в материале 24СМИ.
Странные смерти в Жеводане
В 1764 году Франция оправлялась после кровопролитной Семилетней войны, которая завершилась потерей территорий в Северной Америке. В апреле по стране прокатилась весть о смерти любовницы короля Людовика XV маркизы де Помпадур. А через полтора месяца крестьяне из провинции Лангедок дали новую тему для обсуждения.
Все началось в регионе под названием Жеводан. Пожилая женщина из города Лангонь пасла коров у леса Меркуар. Действия разворачивались в 230 км от Тулузы – столицы провинции Лангедок. Из лесной чащи выбежал огромный зверь, который двинулся в сторону женщины с явно агрессивными намерениями. Пастушка преклонных лет могла стать жертвой существа, но помогло стадо. Быки опустили рога и оттеснили животное обратно в лес.
Вернувшись в Лангонь, выжившая дала нетипичный портрет зверя, который больше походил на волка, но имел крупную голову, рыжеватую шерсть и «какой-то не такой» хвост. Происшествие закончилось без смертельного исхода, поэтому история скорее повеселила, чем обеспокоила слушателей. Но все изменилось, когда в конце июня в окрестностях того же леса обнаружили растерзанное тело 14-летней Жанны Буле. Охотники по характеру ран на лице и теле определили, что девочка погибла от лап зверя, который намного крупнее волка, но меньше медведя.
Зверь не тратил силы на домашний скот, а предпочитал нападать на людей. Существо не щадило никого – ни женщин, ни детей, ни стариков. Они чаще всего и подвергались нападению. Мужчин с оружием или сельскохозяйственными инструментами в руках он не трогал. Таинственный хищник кроваво убивал пастушек, женщин, выбиравшихся в лес за ягодами и грибами, детвору, резвившуюся у реки.
Власти региона не бездействовали. Охотники выслеживали и отстреливали волков, горожан и сельчан призывали не отпускать детей играть за пределы населенного пункта, да и взрослым наказывали не бродить по лесу в одиночку и без оружия. Однако зверь продолжал свою кровавую жатву. Иногда животное просто убивало жертву, словно для него это было некое развлечение.
Жеводанский зверь — новые жертвы и охота на монстра
История о неведомом хищнике вышла за пределы Жеводана осенью 1764 года. О звере писали и говорили в Марселе, Тулузе, Бордо, Лионе, Орлеане, Париже и других крупных городах Франции. Громкие заголовки газет увеличивали ажиотаж и сеяли панику. В октябре власти Жеводана признали, что неизвестное животное убило 11 человек.
Охота на зверя
В ситуацию вмешался военный губернатор Лангедока, который решил унять нарастающий страх среди суеверных крестьян. Чиновник из центра направил в Жеводан драгунский отряд из 56 солдат. К ним присоединились местные охотники, горожане и сельчане с вилами в руках, которые жаждали отомстить за убитых родственников.
100–150 человек с собаками прочесывали окрестности и сам лес Меркуар. Под руководством военных организовали несколько облав, но зверь будто знал, что нужно затаиться в самых отдаленных и темных уголках леса. Поиски с привлечением кавалеристов не принесли результатов, кроме уничтожения 90–100 типичных волков.
В конце октября завершилась последняя охота. Военные и крестьяне покидали Меркуар, когда двум сельчанам улыбнулась удача. Из кустов выскочил исполинских размеров рыжий волк, который свирепо зарычал и хотел напасть, но мужики не растерялись. Они открыли огонь с 8 м и дважды ранили зверя. Монстр упал на землю, но поднялся, а затем шмыгнул в кусты, оставив за собой кровавый след.
Возвращение демона
Раненый зверь сумел убежать от крестьян. Жеводанцы посчитали, что нанесли хищнику смертельные увечья. Они решили, что раненое животное умрет в какой-нибудь пещере или овраге. И до конца ноября нападения прекратились, возникла уверенность, что Жеводан освобожден от террора монстра.
Но существо, которое многие называли оборотнем, выжило. Зализывая раны, волк перебивался охотой на лесных зверей, либо случайно нападал на путников из дальних краев, которых никто не знал в Жеводане, а потому и не искал. Новую жертву из местных жителей нашли через месяц после удачной облавы. Зимой хищник словно пытался наверстать упущенное, поэтому список растерзанных стремительно рос и к концу 1764 года достиг 27 человек.
Жак и его команда
В середине января случился эпизод, о котором писали даже парижские газеты. Подросток Жак Портфе и еще 7 ребят 9–13 лет повстречали гигантского волка. Дети растерялись, но не Жак. 13-летний парень схватил камень потяжелее и швырнул в зверя. Спутники последовали примеру Портфе и тоже стали бросать камни, палки, комья замерзшей земли. Волк ретировался, но позже убил мальчика в другой деревне.
Подвиг Жака вдохновил отчаявшихся жеводанцев, которые успели утратить надежду на победу над хищником. История о Портфе дошла до Версаля, где Людовик XV приказал подарить смельчаку солидную сумму денег.
Дорогу звероловам
Король не только отметил храбрость Жака, но и отправил в Жеводан профессионалов. Работу поручили охотнику по фамилии д’Энневаль и его сыну. Звероловы из Нормандии проделали путь с северо-запада на юг, чтобы поставить точку в деле. Д’Энневаль был известен тем, что за свою карьеру выследил и убил более 1 тыс. волков. Профессионалы привезли с собой 8 гончих и приступили к охоте в конце зимы 1765-го.
Отец и сын работали в злополучном лесу полгода, выискивая монстра. Д’Энневали организовали в августе масштабную облаву. Привлекли 117 солдат и шесть сотен местных. Фактически население целой деревни вошло в лес и распугало всех зверей в радиусе нескольких километров. Рейд не принес результатов, а через 2 дня волк показал зловещую морду из кустов, напав на девушку.
Мари-Жанна из деревни Полак отбилась от монстра и увековечила свое имя в истории. Рядом с ее поселком установили скульптуру, изображающую бесстрашную девушку, которая отбивается от волка.
«Королевский аркебузир»
Звероловы из Нормандии не справились с заданием правителя. Людовик доверил расследование Франсуа-Антуану де Ботерну, который был лейтенантом королевской охоты. Придворный числился «носителем личной аркебузы монарха». Парижанин привез с собой свору волкодавов и применил ту же тактику, что и предшественники.
Королевский охотник прочесывал Меркуар и окрестности. Лейтенант заявил, что убил пару сотен волков, но Жеводанский зверь не попадался. В сентябре 1765 года де Ботерн организовал масштабную облаву, которая не вызвала энтузиазм у крестьян. Парижанину удалось набрать полсотни добровольцев.
Рейд был удачным. Собаки напали на след волка, который оказался необычайно большого размера. Лейтенант выстрелил в животное и попал в шею, но зверь лишь на мгновение упал. Поднявшись на лапы, хищник стремительно побежал в сторону де Ботерна. Тогда второй охотник попал волку в голову, но тот вновь встал и напал на столичного зверолова. Прогремел третий выстрел, который стал смертельным для волка.
Королевский охотник не сомневался, что на земле лежит зверь, который терроризировал Жеводан. Габариты хищника поражали: 80 см в высоту и 170 см от носа до кончика хвоста. Волку вспороли брюхо и нашли доказательства тому, что животное съело человека. Из трупа зверя сделали чучело, которое выставляли в Версале. Король наградил охотника, а в Жеводане 2 месяца никто не сообщал о нападении гигантского волка.
Странное совпадение
Кстати, в облаве де Ботерна участвовал 57-летний охотник Жан Шастель и два его сына. Когда бездыханный волк лежал на земле, братья Пьер и Адриан поссорились, и дело дошло до рукоприкладства. Начальник облавы арестовал троих Шастелей и без долгих разбирательств отправил в тюрьму, где их держали 2 месяца. Вскоре после их выхода на свободу произошло новое нападение волка.
Конец хищника
В конце 1765 года лесное чудовище продолжило охоту на беззащитных людей. Зимой, весной и летом 1766-го Жеводан утопал в крови новых жертв. Число погибших за два года приблизилось к сотне. До Парижа доходили жалобы с юга, но Людовик смотрел на чучело зверя и считал, что с хищником покончено. Жеводанцы поняли, что на помощь из Парижа рассчитывать больше не стоит, поэтому боролись собственными силами.
Масштабные облавы не устраивали, но старались без острой необходимости в лес не ходить, а отправляясь в соседнюю деревню, брали попутчиков. Но зверь продолжал убивать до конца осени, пока внезапно не исчез на четыре месяца. Загадка ситуации в том, что жеводанцы специально не выслеживали зверя, а охотники не сообщали об убийстве огромного волка. Нападения возобновились весной 1767 года. Лесной монстр словно пережидал зиму, набирался сил, чтобы нанести новый удар. В апреле хищник совершил 8 нападений, а в мае – 19.
Летом жеводанцы самоорганизовались и выследили чудовище. Среди участников облавы был Жан Шастель, который присоединился к добровольцам после нападения зверя на племянницу. Однако охотник вел себя странно, чем привлек внимание других участников рейда. Крестьяне утверждали, что Жан зарядил ружье серебряной пулей, которая перед этим была освящена в церкви. Пока охотники искали следы зверя, осматривали кусты, Шастель вышел на опушку леса, встал на колени, открыл Библию и стал громко читать ее.
Сельчане с недоумением переглянулись, а затем услышали шорохи и рычание. Из кустов вылез огромный зверь, который направился прямо к Жану. Шастель выстрелил в монстра в упор. Пока зверь скулил и корчился на земле, он перезарядил ружье и вогнал в хищника вторую серебряную пулю, которая стала смертельной.
Описание и теории
Зверь наводил ужас на Жеводан три года. Охотники и журналисты отмечали: существо умнее и хитрее обычного волка. На монстра устраивали десятки облав, но чудовище будто знало, куда идти не стоит и когда нападать на людей нельзя. Хищник очень редко атаковал людей с огнестрельным или холодным оружием и выбирал жертв послабее.
Свидетели утверждали, что животное было ростом с лошадь, а шерсть была рыжей с черными пятнами. Хвост с кисточкой больше напоминал львиный. Нападал зверь не как волк: стремился вцепиться зубами в лицо, а не вгрызался в горло или руку. Перед применением острых и массивных клыков монстр вставал на задние лапы и передними сваливал жертву на землю.
Волк, которого подстрелил Шастель, был меньше хищника, чье чучело красовалось в королевском дворце в Париже – всего метр от ушей до основания хвоста. Однозначный вывод охотникам сделать помешало описание внешнего вида зверя. Для волка у него были чересчур длинные передние лапы и череп слишком вытянутый. 19-сантиметровая пасть вмещала ряды острых как бритва зубов. Охотников удивили изогнутые клыки, которых они ранее не встречали.
Четыре волка
Теория гласит, что Жеводан атаковали четыре хищника. Первого прикончили через несколько месяцев после первого нападения. Второго застрелил королевский охотник. Третий попал в ловушку, после чего новых жертв не было 122 дня. Четвертого убил Шастель. Версия рассыпается из-за того, что у зверя, застреленного Жаном, в ноге нашли дробины, выпущенные крестьянами осенью 1764 года, когда в поисках участвовал драгунский полк.
Побег из зверинца
Современные исследователи полагают, что крестьян мог терроризировать некий экзотический хищник. Животное сбежало из бродячего зверинца и обосновалось в лесах Жеводана. Или местный граф купил в Северной Африке льва, чтобы удивить гостей. Но зверь удрал во время транспортировки в поместье аристократа.
Атаковать жеводанцев могла гиена, молодой лев, который не обзавелся гривой, или ягуар. Повадки неизвестного монстра отражали отдельные черты этих зверей. Но в «чистом» виде в Жеводанском звере не угадывался ни лев, ни гиена, ни ягуар.
Реликтовый зверь
В лесах Жеводана могла орудовать небольшая стая волков, которые на сегодняшний день считаются вымершими. Например, подстреленный де Ботерном зверь по размерам соответствует Aenocyon dirus («ужасный волк»). Однако хищник жил на территории Северной Америки и исчез 13 тыс. лет назад. Возможно, в Европе был похожий вид, который пока не открыт палеонтологами. Есть версия ученых, что на жеводанцев нападала пещерная гиена, жившая в Европе около 11–14 тыс. лет назад.
Еще одна теория гласит, что крестьян атаковало вымершее гигантское плотоядное млекопитающее эндрюсарх. Это животное с продолговатой челюстью и хвостом с кисточкой. Но длина тела оценивается в 3,8–4,5 м. Кроме того, жили они в Китае и Внутренней Монголии.
Семья Шастелей
Считается, что Жан Шастель убил Жеводанского зверя. В его честь установлена стела в департаменте Лозер. Крестьяне относились к его семейству с подозрением и недоверием. Шастели жили на окраине деревни, не дружили с односельчанами. Младший сын Жана, Адриан, был в плену у средиземноморских пиратов. Француз несколько лет жил в Северной Африке и мог привезти с собой экзотическое животное в виде льва. Но сохранить в секрете от соседей это было невозможно.
Другая версия гласит, что Шастель-старший разводил крупных собак, которых использовал для охоты. Вероятно, он скрестил домашнего пса с волком. Один из волкособов сбежал, одичал и стал добывать пропитание самостоятельно, не брезгуя человечиной. Историю с Библией и серебряными пулями могли додумать крестьяне или журналисты, которые сочинили немало мифов о Жеводанском звере.
Таинственный дрессировщик и другие мифы
История с Жеводанским зверем не избежала мифологизации и случаев фальсификации. Семилетняя война отгремела, и газетам писать было не о чем, поэтому они цепко взялись за историю с хищником. Пока одни французы пытались найти рациональное объяснение, другая часть, более многочисленная, искала доказательства вмешательства сверхъестественных сил. По югу Франции расползлись пугающие слухи. Крестьяне знали, что волки в одиночку на людей не нападают, делают это только стаей. Быстро доминирующей версией стала легенда об оборотне или некоем исчадии ада.
Колдун-дрессировщик
От имени выживших ходили слухи, что во время нападения зверя в кустах прятался неизвестный. Суеверные крестьяне крестились и говорили, что это либо колдун, призвавший жителя преисподней на грешную землю, либо хитроумный дрессировщик-маньяк. Якобы некто натренировал хищника и с его помощью совершает преступления.
Подозрения падали на Шастелей. Поговаривали, что семейство собаководов вывело особую породу псов-людоедов. Припоминают и то, что нападений не было, пока Жан и его сыновья сидели в тюрьме. В начале XXI века натуралист Мишель Луис развил теорию, объяснив необычный окрас хищника. Он допустил, что Шастель накидывал на огромную собаку кабанью шкуру. Насколько удобно хищнику было охотиться в таком «наряде», натуралист не объяснил. Жан выдрессировал пса, но осознал чудовищность деяний, когда животное искусало племянницу.
Эпизод с чучелом тоже выглядит странно. Убитого зверя возили по деревням, пока трофей не стал издавать характерный запах. Шастель не спешил делать из волка чучело и отправлять его в Париж королю. Жан не чувствовал себя героем и хотел поскорее закопать тушу. Но местный умелец смастерил чучело, которое отправили правителю. Однако от него разил такой запах, что Людовик даже не стал подходить к нему, потребовав сжечь трофей. Награду от короля Шастель не получил и довольствовался тем, что местные собрали для него 72 ливра.
Оборотень или человек-гиена
Альтернативная история рассказывает о том, что младшего сына Жана Шастеля во время путешествия укусил один из вервольфов или вергиен, и он сам стал обращаться. У Жана не хватило духа убить Адриана, поэтому он прятал его. Когда число нападений перевалило за сотню, а среди потенциальных жертв оказалась родственница, Шастель решил остановить сына.
Ходила легенда, что Адриан, проведший несколько лет в Африке, попал под влияние неких шаманских практик. Среди племен, живших южнее Сахары, например, в Нигерии, был известен феномен под названием «люди-леопарды» или «люди-гиены». С ними десятилетиями боролись и колониальная администрация, и христианские миссионеры. «Люди-гиены» совершали ритуальные убийства, подражая хищникам.
История, разворачивавшаяся в лесах Жеводана, трактуется и с точки зрения мифологии алгонкинов – группы коренных народов Северной Америки. Они верили в вендиго – духов-людоедов, которые могут вселяться в человека.
Интересные факты
Зверь, терроризировавший жителей Жеводана, убил около 120 человек, совершив 250–300 нападений на людей. Но реальность такова, что исследователи не могут точно ответить, кем был Жеводанский зверь. Он мог быть волком, реликтовым хищником или маньяком, который использовал дрессированное животное и параллельно раздувал историю в прессе. Изображения зверя не имеют ничего общего с человеком или животным, которое известно науке.
Однако в мире случались похожие случаи, когда хищник атаковал населенные пункты. В индийском округе Рудрапраяг в конце 1910-х и 1-й половине 1920-х орудовал леопард-людоед, который убил не менее 125 человек. Зверя застрелил английский охотник Джим Корбетт. Он же расправился с Чампаватской тигрицей, которая в начале XX века терроризировала жителей Непала и индийского региона Кумаон. Считается, что она убила 436 человек.
В Кении в 1898 году орудовали два льва-людоеда, которые атаковали лагерь рабочих, прокладывавших Угандийскую железную дорогу. В Японии в 1915-м бурый медведь проснулся раньше времени и осаждал деревню, которую незадолго до этого заселили люди.
Культурный след
Случай с Жеводанским зверем стал уникальным из-за большого количества мифов, ведь нет точного ответа, кто атаковал жителей южного региона Франции. Поэтому легенда легла в основу фильмов и книг, оставив глубокий след в культуре.
Кинолента «Братство волка» слабо связана с подлинной историей, но вдохновлена рассказом «Аверуанский зверь» писателя Кларка Эштона Смита. В сериале «Волчонок» семейная история главной героини связана с легендой о звере из французской провинции. А в настольной игре Nightmare есть персонаж Жеводан-оборотень.
Жеводанский зверь является фрагментом пазла вселенной оборотней и вампиров, где есть и страшные, и благородные, и романтичные персонажи, завоевавшие сердца миллионов зрителей и читателей.