Леонид Андреев — жизнь и творчество писателя и драматурга периода Серебряного века русской литературы
Факты
20 сентября 2023 г. 7:55
Время чтения: 10 минут

Леонид Андреев — жизнь и творчество писателя и драматурга периода Серебряного века русской литературы

Леонид Андреев – прозаик, основоположник экспрессионизма в русской литературе. Его стиль, в котором прослеживаются элементы реализма и символизма, оказал влияние на творчество Говарда Лавкрафта. В американской литературе его называли «русским Эдгаром По». Впрочем, революционер и писатель Максим Горький не считал творчество Андреева значимым, несмотря на то, что положительно отзывался о его первых рассказах. Подробнее об авторе – в материале 24СМИ.

Творческое наследие

Леонид Николаевич Андреев – журналист и прозаик, который родился 9 августа 1871 года, в Российской империи, в городе Орле. Его публицистическое наследие составляет:

  • 89 рассказов;
  • 22 пьесы;
  • 8 повестей.

12 сентября 1919 года жизнь Андреева оборвалась из-за проблем с сердцем. В то время он жил в Финляндии и был похоронен там же, но в 1946-м его прах перезахоронили в Ленинграде, на Волковском кладбище.

Произведения Андреева в СССР издавались редко и до 1968 года хранились в архивах. Точные причины такой «литературной анафемы» неизвестны.

В 1962-м французский актер и режиссер Лоран Терезиев поставил пьесу по рассказу Андреева «Мысль». Публика приняла ее, и с этого момента в Европе начал расти интерес к работам малоизвестного русского автора. В СССР его напечатали только однажды, в 1968-м, после чего вновь наступил 20-летний перерыв.

Рассказ «Мысль»

Рассказ написан в формате записок доктора Кержанцева. По сюжету главный герой планирует убить друга. Чтобы не оказаться осужденным за убийство, он начинает симулировать сумасшествие. Обо всем этом читатель узнает из записок, которые от начала до конца демонстрируют, как человек из воображаемого сумасшествия все больше погружается в реальное.

Когда Андреев в 1902 году спросил мнение Максима Горького, печатать рассказ или нет, тот ответил: «Печатайте. Пущай мещанину будет страшно жить». Российские критики начала XX века остались рассказом недовольны, что отражали в рецензиях.

Но работа заинтересовала психиатров. Доктор Иванов в работе, посвященной рассказу, назвал Андреева «художником-психопатологом» и предположил, что так точно описывать фазы развития сумасшествия мог только человек, прочувствовавший это на собственном опыте. Но Андреев прислал доктору письмо-опровержение об отсутствии опыта пациента психиатрической клиники. Он просто получил от природы хорошее воображение.

Л. Андреев работа И. Репина, 1904 (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B5%D0%B2,_%D0%9B%D0%B5%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B4_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Andreyev_by_Repin.jpg)
Портрет Леонида Андреева работы Ильи Репина, 1904 г. / Фото: Wikipedia.org

Знакомство с Горьким

То, как воспринимали писателей в СССР, в том числе Леонида Андреева, нужно рассматривать через восприятие Максима Горького, занимавшего пост председателя правления Союза писателей. Он также был основателем этого союза. Председатель оказался самым издаваемым советским автором в период 1918–1988 годов. Общий тираж его произведений составил 242,6 млн экземпляров.

Заочно Горький познакомился с Андреевым по рассказу «Баргамот и Гараська». Его напечатали в московской газете «Курьер». Он прочитал рассказ, заинтересовался манерой написания автора и отправил тому одобрительное письмо. Вскоре получил забавный ответ.

Очно они познакомились через полгода, случайно встретившись на Курском вокзале, откуда Горький ехал в Крым. Кто-то из сопровождающих оказался знаком с Андреевым. Увидев его в толпе, поздоровался и представил их друг другу.

Характеристика писателя

Максим Горький описывал собеседника так: «Здоровый, неуемно веселый человек, способный жить, посмеиваясь над невзгодами бытия». Еще одна черта характера, отмеченная Горьким, – лень. «Пишу я трудно, – сознавался Андреев. – Перья кажутся неудобными, а мысли мечутся, словно галки на пожаре, и я устаю их ловить». Но обладал хорошей интуицией и талантом к художественному выражению мысли.

Возможно, он не слишком детально разбирался в жизни. Был скептично настроен в отношении возможностей человека, его воли и разума. По мнению нового знакомого, Андреев обладал воображением и пытался занять позицию философствующего мыслителя, но запас познаний его был весьма беден, и это казалось Горькому серьезной проблемой.

Семья Леонида Андреева

Андреев – типичный разночинец. Так называли людей, вышедших из разных слоев общества. Получивших образование, но не имевших стабильного источника доходов. Возникновение разночинцев связано с высокой рождаемостью и недостаточным доходом младших детей в семьях купцов, военных, священников.

Его отец, Николай Андреев, – чиновник-геодезист. Мать, Анастасия Пазковская, происходила из старинной, но обедневшей польской аристократии.

Леонид Николаевич окончил Орловскую гимназию. Он вел дневник, где описывал свои увлечения. Это основной источник сведений о его биографии и интересах. Из него исследователи узнали, что ребенком Андреев любил читать Чарльза Диккенса, увлекался живописью и театром, любил спорт. В старших классах гимназии открыл для себя Фридриха Ницше, Алексея Толстого и Артура Шопенгауэра.

Образование

В годы учебы парень пристрастился к алкоголю, и этим объясняется ряд его сумасбродств. В 18 лет на почве неразделенной любви он пытался покончить жизнь самоубийством, бросившись между рельсами железнодорожного пути. В дневнике Андреев записал: «Если останусь жив, то это потому, что в жизни есть смысл, а если нет, то это воля провидения».

В 1889 году умер отец семейства, и у Андреевых начались финансовые проблемы. В 1892-м он поступил в Санкт-Петербургский университет, на юридический факультет. Через два года предпринял еще одну попытку самоубийства, опять из-за любви. Он не был прилежным студентом. Отсутствие денег, алкоголь и эмоциональная нестабильность затрудняли учебу, но выпускные экзамены Леонид все равно сдал.

Начало творческой карьеры

В 1894 году Леонид Николаевич переехал в Москву и попробовал заняться юриспруденцией, но вскоре понял, что быть репортером криминальной хроники интереснее. Он начал публиковать первые рассказы под псевдонимом Джеймс Линч в «Московской газете» и «Курьере».

Одним из первых произведений стал рассказ «Баргамот и Гараська», отмеченный Максимом Горьким. После публикации последний пригласил Андреева присоединиться к книжному обществу «Знание», познакомил начинающего литератора с другими авторами, такими как Антон Чехов, Владимир Короленко.

«Баргамот» написан под влиянием «Рождественской песни» Чарльза Диккенса и представляет собой лубочно-сентиментальный рассказ на пасхальную тематику. Городовой Баргамот задерживает пьянчужку Гараську и намеревается отвести его в участок проспаться. Тот пытается достать из кармана яичко и похристосоваться с городовым, но пьян и потому неуклюж. Яичко падает. Разбивается. Гараська плачет, что он хотел сделать доброе дело – и вот результат.

Устыдившийся Баргамот ведет пьянчужку к себе домой на праздничный завтрак, где Гараська опять плачет, но теперь от умиления и заботы о нем. В таком же стиле написан рассказ «Ангелочек» на рождественскую тематику. В 1901 году из печати вышел первый сборник рассказов Андреева, который разошелся тиражом 250 тыс. экземпляров. Его хвалят критики и читатели.

В это же время писатель знакомится со своей первой женой Александрой Велигорской. Первый сборник посвящен ей. В предисловии автор пишет очень романтичное признание в любви: «Пустыней и кабаком была моя жизнь, и я был одинок....» – но в конце концов его посетила любовь, которой он так долго жаждал.

Отношение к первой революции

В 1905–1907-м писатель выступал защитником демократических идеалов. Он написал рассказы «Семь повешенных», «Христиане», «Так было», повесть «Красный смех». В театре ставили его драмы «Царь Голод», «Черные маски», «Жизнь человека», «Анатэма». «Красный смех» описывал ужасы Русско-японской войны, хотя автор прямо и не указывает, о каком военном конфликте идет речь. «Царь Голод» рассказывал о трагизме социальной жизни общества.

Революционеры достоинств в трудах писателя не нашли. Корней Чуковский отзывается о пьесе «Царь Голод», что она будто написана метлой и шваброй, а не пером. Юмор вульгарен, а символизм примитивен. Анатолий Луначарский вторит ему: автор упрощает жизнь и клевещет на рабочий класс.

В отличие от революционеров, поэты Серебряного века восприняли работу благосклонно. Александр Блок отметил, что это замечательная пьеса. Сам автор считал, что работа его устраивает и что настоящую оценку ей дадут в будущем.

Читайте такжеПервая русская революция 1905–1907 годов: предпосылки и причины, события, итоги

Книга, изменившая мир

Среди всех книг, написанных авторами, всегда выделяют небольшую группу тех, что «изменили мир». «Рассказ о семи повешенных» – произведение из еще более узкой группы «книг, которые изменили мир, но остались неизвестными» широкому кругу читателей.

28 июня 1914 года в Сараево убиты наследник Австро-Венгерской империи Франц Фердинанд и его жена София. Инцидент стал началом цепочки событий, которые привели к Первой мировой войне и гибели миллионов людей.

Эрцгерцог в автомобиле с женой и водителем (https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Archduke_Franz_Ferdinand_of_Austria#/media/File:Bierenz_Daimler_1901.JPG)
Эрцгерцог в автомобиле с женой и водителем / Фото: Wikimedia.org

Боснийские революционеры, убившие эрцгерцога с женой, не просто прочитали книгу Андреева «Рассказ о семи повешенных», но и следовали плану, изложенному автором. Андреев не планировал становиться вдохновителем убийства. Он писал рассказ как ответ на работу Льва Толстого «Я не могу молчать». В ней граф протестовал против смертной казни как способа наказания преступников.

По сюжету рассказа семеро революционеров решили убить министра. Подготовились, но, когда прибыли на место, оказались схвачены полицией. Их предали. За подготовку убийства всех приговорили к смертной казни.

Известно, что главарь группировки, убившей эрцгерцога, Данило Илич, работал редактором сербской газеты. Он читал рассказ Андреева, но сделал из него собственный вывод. Он не осудил героев рассказа за наивность или аморальное поведение, как, наверное, планировалось, а просто учел их ошибки.

Тот, кто получает пощечины

Самая известная пьеса Андреева – «Тот, кто получает пощечины» (1915). Ее поставили на сцене Московского художественного театра в октябре 1915-го и затем – в Петербурге. Произведение публике понравилось.

По сюжету немолодой герой, которого не называют, бежит от постылого брака и присоединяется к цирковой труппе в качестве клоуна, которого называют Тот. Там влюбляется в наездницу Консуэло, дочь графа Манчини. Отец подталкивает девушку к браку, которого она не желает. Тогда Тот подает яд Консуэло. Нежеланный для девушки жених тоже кончает жизнь самоубийством, а главный герой в финале выпивает яд.

По сути, Леонид Андреев написал «Принцессу цирка» с трагическим концом. В 1924 году по ней в США снимают немой черно-белый фильм. Режиссер – Виктор Шёстрём. Эта картина стала самой первой в фильмографии тогда еще юной студии Metro Goldwyn Mayer.

Критика пьесы в России оказалась традиционно беспощадной. Александр Кугель упрекал драматурга в запутанном мышлении и злоупотреблении театральными эффектами. Однако поэт-символист Федор Сологуб хвалил пьесу и писал, что автор рассказывает зрителям старый как мир миф, перенося его на цирковую арену.

Леонид Андреев. Автопортрет в автохроме (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B5%D0%B2,_%D0%9B%D0%B5%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B4_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Andreeev_LN_autochrome2.jpg)
Леонид Андреев. Автопортрет в автохроме / Фото: Wikipedia.org

Разрыв с революционерами

В 1905 году Леонид Андреев на короткое время оказался в тюрьме. Его арестовали после проведения в квартире сходки революционеров из РСДРП. Из тюрьмы его выкупил под залог меценат Савва Мамонтов. Чтобы избежать угроз со стороны черносотенцев, Андреев уехал в Германию, а затем в Швецию и Швейцарию.

К 1907-му он отошел от революционных идей. Писатель считал, что революция приведет ко множеству невинных жертв, и не видел, как большевики смогут улучшить тяжелую ситуацию. Эти мысли он выразил в пьесе «Иуда Искариот». Его Иуда коварен, а ученики Христа несовершенны. Горький считал, что Андреев чересчур пессимистично смотрит на жизнь.

Семейная жизнь

В эмиграции у Андреева умерла жена, и он женился второй раз на Анне Денисевич. В первом браке родились двое сыновей. Во втором появились на свет трое детей: два мальчика и девочка. Его сын от первого брака Даниил Андреев – поэт, мистик и автор «Розы мира». Еще один сын от первого брака, Вадим Андреев, тоже стал поэтом.

Годы после Октябрьской революции

В 1917 году Финляндия обрела независимость. Данилов в это время жил на даче, расположенной на ее территории. Так он оказался за границей, хотя и не эмигрировал из России официально.

Он стал яростным критиком большевизма. В 1919-м написал статью «SOS!», в которой просил англичан и французов вмешаться в ситуацию и свергнуть большевистское правительство. В том же году вышел последний сборник рассказов Андреева «Дневник Сатаны». Это было своеобразное подведение итога творчеству. Сатана отправляется к людям, где удивленно понимает, что они обогнали отца лжи в преступлениях и лицемерии. Теперь он на их фоне выглядит нелепой пародией на себя.

Умер писатель 12 сентября 1919 года. Причиной смерти стали болезни сердца. Ему было 48 лет.

После победы СССР в Великой Отечественной войне территория с его могилой оказалась в советской зоне влияния. Его дача была разрушена в ходе военных действий. В 1957-м его останки перевезли в Ленинград и захоронили на «Аллее поэтов» на Волковском кладбище, рядом с могилами Ивана Тургенева, Николая Лескова и других корифеев русской литературы.

Читайте такжеКонстантин Бальмонт — поэт-символист Серебряного века и его творчество

Наследие

Сегодня Леонид Андреев, а точнее, отдельные его рассказы, входят в школьную программу по литературе: так, рассказ «Кусака» повествует о человеческой черствости и призывает к доброму отношению к животным.

По его книгам снимаются фильмы. Это «Ах, зачем эта ночь...» режиссера Бориса Бланка, снятый в 1997 году по рассказу «Тьма». «Иуда Искариот», экранизированный режиссером Андреем Богатыревым в 2013-м под названием «Иуда». По его произведениям пишутся и издаются исследовательские работы. Среди них «Приговоренные к смерти в Викторе Гюго и Леониде Андрееве: элементы параллели» Франсуазы Женевре, «Мемуары и безумие: Леонид Андреев сквозь призму литературного портрета» (2006) Фредерика Уайта и другие.

Читайте также