История персонажа
Бетти Буп — первый женский персонаж в анимации, образ которого связывали с чрезмерной чувственностью и кокетливостью. С 1932 по 1939 год было выпущено более 90 серий, в которых джазистка сыграла главную роль.
История создания персонажа
Автор персонажа — Макс Флейшер. Американо-польский аниматор, продюсер и режиссер внес много нового в развитие анимации. В частности, ему принадлежит заслуга изобретения «ротоскопа». Благодаря этому устройству мультипликационные герои стали походить на живых актеров, а движения приобретали плавность.
Макс Флейшер также считается родоначальником караоке. Когда в его мультфильмах звучали музыкальные композиции, на экране выводились строчки со словами. А прыгающий по ним мячик демонстрировал, когда нужно начинать петь.
Но Флейшеру было недостаточно того, чтобы на анимацию просто накладывался музыкальный фон. Создатель сериала Talkartoons решил сделать героев говорящими. Студия Paramount Pictures восприняла предложение с энтузиазмом.
В это же время Уолт Дисней, главный конкурент Paramount, продемонстрировал миру знаменитого Микки Мауса, обозначив тем самым новую тенденцию в анимации. До этого момента мультипликация предназначалась исключительно для взрослой аудитории.
Флейшер же решил пойти собственным путем и сделать серию мультфильмов Talkartoons полностью рисованной. Кроме клоуна Коко, в сюжете добавился еще один персонаж — пес Бимбо. Он мало походил на диснеевского героя, кроме того, у него был существенный недостаток — отсутствие любовной линии. Тогда аниматор придумал Бетти Буп, которая в первоначальном описании предстала пассией Бимбо.
Так появилась антропоморфная собачка с очаровательными глазами, стройными ножками и длинными ушами. Студии Paramount Pictures новая героиня пришлась по вкусу, а Макс получил задание развивать мультсериал с ней в главной роли. Совместно с художников Гримом Натвиком удалось не только придать джазистке человеческие черты, но и затмить других персонажей Talkartoons.
Бетти стала воплощением эпохи джазовой музыки. В мультсериале, который был переименован в ее честь, отмечают композиции полярных исполнителей тех времен, таких как Луи Армстронг и Руди Вэлли. Популярность героини без преувеличения прославила ее на весь мир, что позволило встать в один ряд с Микки.
Но в отличие от диснеевского мышонка, Бетти осталась ориентированной на взрослую аудиторию. Специфический юмор, включение в сюжет сюрреализма выгодно отличало мультфильмы Флейшера от аналогичных картин 30-х годов XX века. Образ Буп использовался в маркетинге — в рекламе одежды, духов и женских аксессуаров.
Востребованность персонажа повлекла за собой череду судебных разбирательств. Дело в том, что прототипом героини выступила певица Хелен Кейн. Ее за детский голос и своеобразную манеру исполнения стали называть Boop-Boop-a-Doop Girl. По одной из версий это прозвище позже использовал Флейшер для фамилии героини.
Чисто визуально сходство Хелен Кейн и Бетти бросалось в глаза, кроме того цитата из песни Кейн I Wanna Be Loved by You — Boop-boop-de-boop исполнялась героиней в серии The Romance of Betty Boop. Хелен посчитала, что мультипликационный персонаж забрал у нее львиную долю поклонников, а значит — и прибыли. Поэтому посчитала возможным взыскать с Макса Флейшера денежную компенсацию.
Однако доводы истца при расследовании разбились в пух и прах. Более того, в суде было доказано, что образ самой певицы, как и слова песни не оригинальны, а заимствованы у другой афроамериканской исполнительницы — Беби Эстер. Последняя, к слову, в суд на студию Флейшера решила не подавать.
Буп, хоть и явно списана с Хелен, содержит в себе черты характера другой знаменитости — американской актрисы Клары Боу. Голос же героини мультсериала подарила Мэй Куэстел. Бетти еще озвучивали 4 актрисы, которые также свидетельствовали в суде, что в этой работе не пытались копировать манеру исполнения Хелен.
История этого персонажа — это неожиданный взлет и не менее резкое падение. Виной последнему стал Кодекс Хейса 1934 года, который регламентировал необходимость соответствия выпускаемых картин моральным принципам. Это лишило Буп главного — женственности, сексуального образа и откровенности.
Образ и биография Бетти Буп
Изначально персонаж представлял собой антропоморфную собаку, но уже в 1931 году ее образ был полностью очеловечен. Внешность осталась же своеобразной. Голова напоминала гигантский арахис с очень маленькими «губками бантиком», короткие локоны и обтягивающее ультракороткое платье. На стройной ножке красовалась подвязка, придающая Бетти еще большую вульгарность.
Американцам же такая «невинность» пришлась по душе. Кокетство героини ничуть не ограничивало ее свободу — Бетти в ранних сериях то оголялась, то щедро раздавала поцелуи.
Но нельзя однобоко утверждать, что только это повлияло на популярность мультсериала с этой героиней в главной роли. Серия 1933 года — «Белоснежка» — считается шедевром, который позже внесли в национальный реестр исторических фильмов.
Деконструкция оригинальной сказки под джазовые мотивы продемонстрировала страх перед современным миром. Такой запоминающийся перформанс невозможно сравнить с «Белоснежкой» Уолта Диснея, а сюрреализм картинок и абсурдность иронии позволяет и сегодня замечать скрытые посылы в работе Флейшера.
В 1935 году внешность и образ героини трансформировались. Новые условия заставили создателей персонажа пересмотреть не только гардероб — в нем стали прослеживаться целомудренные платья до колен с длинными рукавами, — но и характер героини. Так, из беспечной певицы, живущей ради любви и приключений, Буп превратилась в приземленную даму, больше напоминающую домохозяйку.
Также изменился и общий фон мультфильма. Джазовые мотивы ушли, а музыкальное сопровождение представилось приторными композициями. От сюрреализма с его поражающими скрытыми посылами не осталось и следа. Как итог — такая Бетти уже не вызывала интереса у аудитории. Эпоха «флейшеровской» Буп закончилась в 1939 году.
Тем не менее, она не перестала влиять на культуру США. Изображение персонажа также использовали в рекламе, а в конце 80-х ретро-образ вновь напомнил о себе. Так, в фильме 1988 года «Кто подставил кролика Роджера?» Бетти конкурирует с другой секс-звездой — Джессикой Рэббит. Она специально изображается в черно-белом цвете, в отличие от других героев киноленты, с сожалением вздыхая о минувшей славе.
Биография героини покрыта ореолом тайны. Однако, как утверждают создатели привлекательной исполнительницы джаза, девушке всегда 16 лет. Еще один интересный факт касается ее происхождения. Так, до 1936 года считалось, что кокетливая певица — еврейка. После же встретилось упоминание, что предки Буп были американцами.
Интересные факты
- Макс Флейшер единственный раз представил Бетти «в цвете» — в серии 1934 года «Золушка». Как оказалось, «в реальности» певица — с рыжими волосами. Так она изображалась и в более поздних мультфильмах.
- Восходящая американская звезда певец Чарли Пут посвятил одну из композиций персонажу Бетти.
- Жители СССР познакомились с джазисткой Буп только в 90-х годах благодаря фантикам на жвачках.
- Секс-символ 30-х годов стал прототипом для другого персонажа — Тутси Браунштейн из мультфильма «Сумасшедшие за стеклом».
Фильмография
- 1932 — Stopping the Show
- 1932 — Betty Boop's Museum
- 1933 — Betty Boop's Crazy Inventions
- 1933 — Betty Boop in Mother Goose Land
- 1934 — She Wronged Him Right
- 1934 — Red Hot Mama
- 1935 — Baby Be Good
- 1935 — Taking the Blame
- 1936 — Betty Boop and the Little King
- 1936 — Not Now
- 1936 — Betty Boop and Little Jimmy
- 1937 — Whoops! I'm a Cowboy
- 1937 — The Hot Air Salesman
- 1938 — Riding the Rails
- 1938 — Be Up to Date
- 1939 — My Friend the Monkey