Биография
Имя Луи Армстронга — одно из самых известных в мире джаза. Построивший головокружительную карьеру музыкант любил приукрашивать воспоминания о раннем детстве, которое было настолько трудным, что сопутствовавший ему в дальнейшем успех казался сродни чуду. Однако именно голодное детство научило Армстронга трудиться усерднее, чем другие — те, кому жилось легче. Мозоли на губах и не раз сорванный голос доказывали, как исполнителю достался титул короля джаза.
Детство и юность
Армстронг часто утверждал, что он появился на свет в июле 1900 года — именно это указано во многих биографиях знаменитости. И только в 1980-х годах выяснилась истинная дата рождения музыканта — 04.08.1901.
Луи родился в бедной семье в Новом Орлеане, штат Луизиана. Будучи внуком африканских рабов, он провел детство и юность в районе, где была узаконена проституция, а главными проблемами являлись нищета и наркотики.
Его родители были типичными выходцами из Нового Орлеана. Отец мальчика Уильям Армстронг ушел к другой женщине, когда Луи не было и года. Мать будущего артиста Мэри Майанн Альберт позже оставила маленького сына и его сестру Беатрис Армстронг Коллинз на попечение бабушки Жозефины Армстронг и дяди Исаака. В 5 лет мальчик вернулся к матери, впоследствии у него сменилось несколько отчимов.
Еще школьником Армстронгу пришлось начать работать: мальчик торговал газетами, развозил уголь, пел на улицах по вечерам, но денег в семье было недостаточно, и мать Луи стала заниматься проституцией.
Музыка пришла в жизнь Армстронга рано: он часто болтался рядом с танцевальными залами недалеко от дома, нередко ему доводилось привозить уголь в публичные дома и концертные залы, где выступал Джо Оливер по прозвищу Кинг и прочие популярные музыканты.
В 11 лет мальчик бросил школу и вместе с тремя друзьями стал выступать на улицах города. Этот период своей жизни Армстронг никогда не называл худшим — более того, Луи черпал вдохновение, вспоминая годы в старом добром Новом Орлеане, когда он ясно осознал цель своей жизни.
Подростком Луи подрабатывал в семье Корнофски, еврейских иммигрантов из Российской империи, которые занимались мусорным бизнесом. Зная, что мальчик растет без отца, Корнофски заботились о Луи как о родном сыне. Именно они подарили активному ребенку его первый корнет — небольшую трубу из меди.
Музыка
В 13 лет Армстронг стал выступать с оркестром в исправительной школе Home For Colored Waifs, куда его отправили за пальбу из пистолета отчима во время празднования Нового года. Группа Армстронга появлялась в разных заведениях города, а Луи впервые обратил на себя внимание публики.
В эти годы Армстронгу удалось научиться многому у старших музыкантов, в числе которых были Банк Джонсон, Кид Ори и Кинг Оливер, который выступал в роли наставника. Луи также довелось играть на речных круизах — плодотворную работу на корабле с известной группой Fate Marable Армстронг описал как учебу в университете.
В 1919 году Оливер уехал из города, оставив свое место Армстронгу. К 20 годам Луи стал одним из первых джазовых исполнителей, решившихся проявить свою индивидуальность в сольных партиях. Луи начал использовать прием скэт — тип пения, когда к мелодии добавляли набор слов в качестве своеобразного дополнительного сопровождения.
3 года спустя Оливеру в Чикаго потребовался второй корнетист в его Creole Jazz Band, и он пригласил Луи. Группа была невероятно популярна в 1920-х годах в Чикаго — центре мира джаза.
Вскоре из бедного мальчика Армстронг превратился в богатого и знаменитого молодого человека, который жил в собственной квартире с ванной, что было в первый раз в его жизни. Однако Луи не настигла звездная болезнь — он продолжал поддерживать связь с друзьями детства из родного города.
В составе группы артист записал первую пластинку, включавшую его сольные партии. В 1924 году вторая жена Армстронга, пианистка Лил Хардин, уговорила супруга перейти на следующую ступень карьеры. Чета переехала в Нью-Йорк, где Луи стал выступать с оркестром Флетчера Хендерсона. Фанаты джаза частенько приходили послушать горячие соло молодого артиста — так к Армстронгу пришла слава.
По возвращении в Чикаго Луи вместе с группами Hot Five и Hot Seven записал такие произведения, как Muggles и West End Blues, в которых прослеживался стиль артиста — яркий, импровизационный, изобретательный.
В 1926 году корнетист стал солировать в оркестре Кэрролла Диккерсона, а затем некоторое время руководил собственной группой Louis Armstrong And His Stompers.
Артист снова переехал в Нью-Йорк для работы в мюзикле Hot Chocolate, все артисты которого были чернокожими. Следующие несколько лет Луи немало гастролировал, работал с популярными биг-бендами, снимался в фильмах, выступал на радио и появлялся на Бродвее. В довоенный период Армстронг успел совершить тур по европейским странам и Северной Африке, который принес музыканту широчайшую известность за рубежом.
Позже Луи пришлось перенести ряд операций на губе, разорванной из-за давления мундштука, и на голосовых связках: музыкант хотел избавиться от ставшей его отличительным знаком (что он осознал гораздо позже) хрипотцы.
В 1940-х общественные вкусы изменились, танцевальные залы стали закрываться, у биг-бендов появилась большая конкуренция. Больше невозможно было финансировать гастрольную группу из 16 человек. Когда в мае 1947 года Луи удачно выступил на джазовом концерте в Нью-Йорке в составе небольшой группы, было решено создать джазовый секстет Louis Armstrong And His All Stars, в который, помимо Луи, вошли Эрл Хайнс и прочие известные музыканты.
В эти годы Армстронг записал серию пластинок и снялся в более чем 30 голливудских фильмах, а в феврале 1949 года стал первым джазовым исполнителем, фото которого было помещено на обложку солидного журнала Time.
К 1950-м годам Луи Армстронг был иконой джазовой музыки — число его фанатов измерялось миллионами. Американские власти стали использовать авторитет музыканта для установления связей на мировом уровне. Звезду были готовы принять в СССР, но исполнитель ехать отказался, ему было неловко представлять страну, где буйствует расизм.
В 1958 году музыкант записал спиричуэл Go Down Moses, песню, которая ранее считалась гимном американских рабов — и сегодня исполнение этой песни Армстронгом считается лучшим.
В 1964 году, после двухлетней паузы из-за сердечного приступа, Армстронг перепел песню Hello, Dolly! певицы Кэрол Ченнинг. Версия Луи продержалась на первом месте чарта Hot-100 22 недели — дольше, чем любая другая композиция того года. 62-летний Луи стал самым возрастным исполнителем, песня которого заняла лидирующие позиции. Также Армстронг сумел сместить группу «Битлз» с первого места, которое она занимала 14 недель подряд.
В 60-е годы артист с успехом гастролировал по Европе, Африке и Азии, а в 1965 году посетил страны Восточного блока. Музыкант даже получил неофициальное прозвище Посол джаза и вдохновил композитора Дэйва Брубека на написание мюзикла The Real Ambassadors («Настоящие послы»). В 1967 году Луи записал одну из самых своих известных песен — What A Wonderful World, которая была занесена в Зал славы «Грэмми» почти 30 лет спустя.
Свой последний альбом Армстронг выпустил в 1968 году.
Увлечения
Армстронг любил играть в бейсбол и основал в Новом Орлеане бейсбольную команду Raggedy Nine, которая позже трансформировалась в Secret Nine Baseball.
Музыкант увлеченно записывал все, что происходило с ним каждый день. В своих письмах и дневниках он описывал музыку, секс, еду, детские воспоминания, действие наркотиков и даже работу собственного кишечника. Мысли и происшествия Луи разбавлял непристойными шутками и лимериками. Эти записи режиссер Саша Дженкинс использовал для создания документального фильма-биографии «Луи Армстронг: Жизнь и джаз».
Армстронг не был масоном, как часто утверждается в СМИ. Хотя он числится в списках нью-йоркской ложи Монтгомери № 18, такой ложи никогда не существовало. Однако Луи указал в своей автобиографии, что был членом «Братства рыцарей Пифии», но организация не является масонской.
Личная жизнь
Личная жизнь джазового музыканта была насыщенной и отражала все этапы его развития. Первый брак Армстронг заключил в ранней молодости. В марте 1918 года 16-летний Луи связал себя узами с Дейзи Паркер, которая была проституткой в Луизиане. Молодые супруги усыновили 3-летнего Кларенса, мать которого, двоюродная сестра артиста Флора, умерла после родов. Ребенок был умственно отсталым из-за травмы головы, полученной в младенчестве. Армстронг и Паркер развелись в 1923 году.
4 февраля 1924 года Луи женился на Лил Хардин, с которой прожил до 1931-го. После развода в 1938 году артист женился на своей давней приятельнице Альфе Смит. Брак с третьей супругой продлился 4 года. В октябре 1942-го Луи взял в жены певицу из известного ночного заведения «Коттон-клаб» Люсиль Уилсон — с ней музыкант прожил до самой смерти.
У Армстронга нет родных детей, но в декабре 2012 года Шарон Престон-Фольта заявила, что является дочерью Армстронга и Люсиль Сладкой Престон, танцовщицы из «Коттон-клаба». Слова женщины подтвердило письмо 1955 года, в котором Луи обратился к своему менеджеру Джо Глейзеру с просьбой выплачивать Престон и ее ребенку, которого он посчитал своим, ежемесячное пособие в размере $ 400.
В 2016 году на российском музыкальном шоу «Голос» выступил некто Чарли Армстронг, представившийся внуком великого музыканта. Довольно быстро выяснилось, что артист не имеет никакого отношения к Луи, но выступает на светских мероприятиях с его песнями и подражает стилю пения короля джаза.
Армстронг всегда был озабочен здоровьем, контролировал вес, используя слабительные, но при этом любил вкусно поесть и даже отразил эту любовь в нескольких песнях.
Луи ежедневно употреблял легкие наркотики почти всю жизнь, а в 1930 году провел 9 дней в тюрьме после ареста за их хранение.
Смерть
Несмотря на предостережения лечащего врача, Армстронг решил выступить в марте 1971 года в концертном зале фешенебельной гостиницы «Уолдорф-Астория» на Манхэттэне. В конце шоу музыканта госпитализировали с сердечным приступом. В мае артист вышел из больницы с намерением возобновить концерты, но 6 июля 1971 года 69-летний Луи скончался от сердечной недостаточности.
Музыкант похоронен на кладбище Флашинг в Нью-Йорке. На похоронах артиста присутствовали многие известные личности: Элла Фицджеральд (с которой он записал нетленный хит Summertime), Фрэнк Синатра, Диззи Гиллеспи, Эд Салливан, Алан Кинг и другие.
Дискография
- 1951 — Satchmo at Symphony Hall
- 1951 — Satchmo at Pasadena
- 1954 — Louis Armstrong Plays W.C. Handy
- 1954 — Louis Armstrong and the Mills Brothers, Volume One
- 1955 — Satch Plays Fats: A Tribute to the Immortal Fats Waller
- 1956 — Satchmo the Great
- 1956 — Ella and Louis
- 1957 — I've Got the World on a String
- 1957 — Louis Armstrong Meets Oscar Peterson
- 1957 — Louis Under the Stars
- 1957 — Louis and the Angels
- 1958 — Porgy & Bess
- 1958 — Louis and the Good Book
- 1959 — Satchmo in Style
- 1959 — The Five Pennies
- 1960 — Bing & Satchmo
- 1961 — Recording Together for the First Time
- 1962 — The Real Ambassadors
- 1964 — Hello, Dolly!
- 1968 — Disney Songs the Satchmo Way
Интересные факты
- У Луи было несколько прозвищ: Сачмо (сокращенное от satchel mouth («рот-рюкзак») — так называли музыканта из-за его крупного рта), Диппер (от Dippermouth Blues, первая записанная песня Creole Jazz Band) и Попс (прозвище произошло из-за склонности Армстронга забывать имена людей и назвать их просто pops — старик или отец).
- Доверяющий все сокровенное дневникам, Армстронг оставил в них запись об удивительной встрече с Нильсом Бором во время гастролей в Дании. Король джаза посвятил физика в тонкости исполнения музыки в любимом жанре, а тот в свою очередь рассказал музыканту об атомах и явлениях, с ними связанных. По словам Луи, он стал носителем секретов, которые планировал унести в могилу.
- Всю свою жизнь Армстронг помнил доброту, оказанную ему еврейской семьей старьевщика Алекса Корнофски. За несколько лет, которые Луи провел под опекой этих людей, он пристрастился к израильской кухне и даже выучил разговорный иврит. Позже о семье Корнофски музыканту напоминала звезда Давида, которую он носил не снимая.