Биография
За полстолетия Элла Джейн Фицджеральд подарила меломанам 90 альбомов, среди которых сольные и записанные с другими мировыми звездами. При жизни певицы поклонники раскупили 40 млн пластинок. В 1950-е стало традицией приглашать Леди Джаз на концерты в Белом доме. 13-кратная лауреатка «Грэмми» и обладательница всех других престижнейших наград превратилась в легенду мирового джаза, а ее имя стало нарицательным для меломанов и вокалистов.
Детство и юность
Родилась Леди Джаз весной 1917-го в городке Ньюпорт-Ньюс. От родителей Элле досталась афроамериканская и ирландская кровь. Уильям Фицджеральд крутил баранку автопогрузчика. Он бросил 23-летнюю гражданскую жену — прачку Темпи — вскоре после рождения малышки Эллы Джейн. Чтобы выжить, Темперанс с крошечной дочерью перебралась в более «хлебный» Йонкерс на юго-востоке Нью-Йорка.
В Йонкерсе женщина познакомилась с иммигрантом из Португалии, и через 6 лет у Эллы появилась сводная сестренка Франсис. Набожное семейство каждое воскресенье посещало службы методистской церкви. Здесь Элла Фицджеральд впервые запела, аккуратно выводя за темнокожими церковными вокалистками духовные афроамериканские песни — госпелы.
Мать с отчимом едва сводили концы с концами: денег хватало на еду и аренду комнаты. Но старшая дочь росла жизнерадостным ребенком, видевшим в окружающей действительности только светлые стороны. Уже в детстве Элла Фицджеральд интересовалась кинематографом, музыкой, танцами и спортом. Оставаясь одна, будущая знаменитость ставила пластинки Конни Босуэлл и разучивала песни, повторяя исполнение один к одному. Как и многие темнокожие дворовые дети, Элла отлично танцевала и считала, что танцы станут ее профессией.
В 14 лет Фицджеральд осиротела: мама скончалась от сердечного приступа. Элла забросила учебу и вскоре забыла дорогу в школу. Из-за участившихся скандалов с отчимом девушка ушла из дому и поселилась в Гарлеме у тетушки. К учебе будущая джазовая вокалистка так и не вернулась. Чтобы приносить деньги в дом, несовершеннолетняя Элла Фицджеральд устроилась в гарлемский бордель смотрительницей и увидела изнанку жизни.
Вскоре девушкой заинтересовались опекунские службы и полиция. Элла Джейн попала в приют для сирот в Бронксе, откуда ее вскоре перевезли в интернат для девочек. Свободолюбивая Фицджеральд сбежала из гудзонского интерната и очутилась на улице: возвращение в дом тетушки было равноценно возвращению в стены интерната.
Музыка
Элла Фицджеральд вернулась в Гарлем, где подрабатывала танцовщицей в клубах. Судьба подкинула ей шанс вырваться из объятий нищеты: в ноябре 1934-го начинающие вокалисты и танцоры подали заявки на участие в конкурсе аматоров, который проводился на подмостках гарлемского театра «Аполло». Фицджеральд разучила танец и пришла на состязание, но в последний день перед представлением юная артистка передумала танцевать, узнав об участии сильных соперников: танцевальный номер Элла заменила вокальным.
Для выступления у Эллы Фицджеральд было единственное платье, мало походившее на сценический наряд. Впервые вышедшая на сцену девушка растерялась и с ужасом поняла, что голос пропал. Ведущий шуткой прервал выступление и, приободрив конкурсантку, дал ей второй шанс. Композицию Judy Элла спела так, что зал онемел от восхищения. Фицджеральд победила и получила награду: $ 25 и ангажемент в «Аполло» на неделю.
Творческая биография Эллы Фицджеральд развивалась поступательно. Первую ступеньку вокалистка преодолела в 1935 году, когда ее приняли в знаменитый джазовый оркестр Чика Уэбба. На просмотр к руководителю девушку привел вокалист Чарлз Линтон, которому Уэбб доверил найти талантливую певицу.
Увидев неопрятную и нескладную Эллу, на ногах которой красовались мужские ботинки, Чик отказался от прослушивания. Но Линтон настоял, и Уэбб сдался. Послушав юную певицу, он подписал контракт. В том же году Элла Фицджеральд записала дебютный альбом с оркестром Уэбба.
С лета 1935 года Фицджеральд выступала на сцене «Аполло» и в гарлемском танцевальном зале «Савой». Вскоре танцзал приобрел популярность: публика со всего города стекалась в «Савой», чтобы послушать Эллу. Маститые музыканты поражались чувству ритма вокалистки и ее легкому танцующему голосу.
Вскоре чистый подростковый тембр Фицджеральд музыкальные критики превозносили и расхваливали на все лады. Новые альбомы, которые Элла записывала с завидной регулярностью, публика мгновенно раскупала. Певицу начали приглашать на радио- и телеэфиры.
Бенни Гудмен приветствовал Фицджеральд на своем шоу, а Тедди Хилл ангажировал петь с его оркестром. Но Элла через год возвратилась к Уэббу, помня, что благодаря ему неизвестная гарлемская девочка превратилась в звезду, на чьи концерты трудно попасть.
С Чиком Уэббом вокалистка работала последние 7 лет его жизни. После кончины маэстро Элла взялась руководить оркестром, но в 1942 году вернулась на подмостки: победило желание посвятить силы только пению. На тот момент Элла Фицджеральд была раскрученной поп-певицей, чьи пластинки раскупали как горячие пирожки. Но путь к джазу только начинался.
В молодости исполнительница заслушивалась магическим пением Луи Армстронга и не без успеха повторяла услышанное. Вскоре Элла Фицджеральд пришла к осознанию, что нужно искать свою нишу, а не петь чужие песни. Вокалистка начала учиться импровизировать и к середине 1940-х стала другой певицей, изменив даже внешность.
Звездный час Фицджеральд настал в послевоенные годы, когда на смену традиционному джазу пришел модный би-боп. Спетые Эллой композиции Flying Home и Lady Be Good стали шедеврами джазового искусства. В 1945-м началось триумфальное шествие Леди Джаз по континентам. Вскоре Фицджеральд записала хит All Of Me, который до нее исполняли Луи Армстронг и Билли Холидей.
Полнее раскрыть джазовый талант вокалистки помог менеджер Норман Гранц. Он заставил Америку и Европу признать джаз искусством, а не просто вокальным жанром. В жизни Эллы Фицджеральд этот человек сыграл важнейшую роль. Он взял на себя бытовые заботы певицы, подбирал репертуар и музыкальное сопровождение, позволив Элле направить силы на искусство и не отвлекаться ни на что другое. Кроме того, в эпоху сегрегации Гранц выступал против ограничения прав афроамериканцев и следил за тем, чтобы гонорары Эллы соответствовали оплате белых исполнителей.
Хит Summertime Элла Фицджеральд пела соло и в дуэте с Армстронгом. Сингл в ее исполнении вошел в мировую сокровищницу джазового искусства. Он появился на следующем этапе творчества певицы, когда она решила обратиться к классическому джазовому стандарту и произведениям Джорджа Гершвина и Коула Портера. Специально для артистки ее промоутер основал звукозаписывающий лейбл Verve Records.
Киноискусством Элла Фицджеральд интересовалась всегда. В 1955 году ей удалось сняться в фильме «Блюз Пита Келли». Режиссер Джек Уэбб пригласил певицу на роль Мэгги Джексон. Критики прохладно встретили картину, но заявили, что ее следует увидеть ради тех 5 минут, когда на экране появляется Фицджеральд.
В первый год вручения премии «Грэмми» Фицджеральд стала обладательницей сразу 2 статуэток в номинациях «Лучшее женское джазовое исполнение» и «Лучшее женское исполнение», тем самым сразу установив 2 рекорда. Элла стала первой чернокожей певицей, удостоившейся этой награды, и первой среди звезд, получившая сразу несколько «Грэмми».
Но не все в карьере Эллы складывалось так гладко. В 1965 году в поисках хита она записала трек Ringo Beat о Ринго Старре из The Beatles, но релиз вызвал недоумение у ее поклонников и фанатов джаза, которые не воспринимали всерьез творчество ливерпульцев.
В некоторых случаях друзья приходили на помощь певице. Так, Мэрилин Монро поспособствовала контракту Эллы с элитным клубом Mocambo. Легенда гласит, что актриса пообещала владельцу заведения свое присутствие на каждом концерте подруги, что увеличивало посещаемость клуба в разы. Билеты на все последующие выступления артистки были раскуплены мгновенно. Сохранилось даже фото двух звезд, которое, правда, относится к более раннему периоду их знакомства.
1950–1960-е — наиболее плодотворные годы афроамериканской звезды. Коллеги и друзья Эллы рассказывали о невероятной трудоспособности Фицджеральд. Она умолкала только во сне, остальное время непрерывно напевала понравившийся мотив, моделируя варианты.
В 1960-х годах у леди Эллы появились миллионы на банковском счету, но деньги потеряли значение: жизнь обретала смысл на сцене. Элла Фицджеральд пела до начала 1990-х, пока не потеряла здоровье и голос. В последний раз она вышла под свет софитов в 1992 году. 79-летняя певица провела на подмостках больше 60 лет.
Музыкальные критики утверждали, что певица преодолела границы возможного и споет даже телефонный справочник, если пожелает. Фицджеральд удалось то, чего до нее не делал никто: она первая вокалистка, передавшая голосом звуки музыкальных инструментов. Элла объясняла чудо просто:
«Я мысленно ставлю себя на место тенор-саксофона».
Личная жизнь
Элла Джейн, проникновенно исполнявшая песни о любви на сцене, так и не смогла наладить личную жизнь. Она побывала замужем дважды, при этом каждый брак не принес ей истинного семейного счастья. Впервые она пошла под венец в 24 года, во время Второй мировой войны. С Бенни Корнегеем звезда прожила два года и поняла, что их ничего не связывает.
Во второй раз Элла Фицджеральд стала замужней женщиной в 1947 году. Ее избранник Рэй Браун — афроамериканский музыкант, игравший на контрабасе. Этот союз оказался более продолжительным, но тоже закончился разводом. Шестилетний брак распался по единственной причине: семейные хлопоты отвлекали певицу от главного — пения.
Но закончившийся брак не поставил точку в отношениях пары — Фицджеральд и Брауна связывал усыновленный племянник Эллы. Бывшие супруги продолжили сотрудничество и на сцене. Рэй Браун – младший пошел по стопам приемных родителей и стал популярным джазменом.
В конце 1950-х в газетах писали о третьем браке Леди Джаз с музыкантом Тором Ларсеном, но подтверждения слухам нет.
Смерть
В середине 1970-х здоровье Эллы Фицджеральд ухудшилось: ей диагностировали диабет. У певицы пропадал голос, но она мужественно боролась, продолжая выходить на сцену.
В 1986-м вокалистке сделали операцию на сердце, которая не была последней. Впереди предстояло пережить еще 4 шунтирования. В 1993 году из-за диабета ей ампутировали обе ноги ниже колен. Ослепшая после развившейся катаракты, в инвалидном кресле Элла Фицджеральд уединилась в своем доме в Беверли-Хиллс.
Рядом с женщиной оставались сын Рэй и внучка Элис. Не стало знаменитости в 1996 году. Причиной смерти оказался инсульт. Похоронили не дожившую до 80-летия звезду джаза на кладбище в Инглвуд-парке в Лос-Анджелесе.
Дискография
- 1950 — Ella Sings Gershwin
- 1954 — Songs in a Mellow Mood
- 1955 — Sweet and Hot
- 1957 — Porgy and Bess
- 1958 — Get Happy!
- 1960 — Hello, Love
- 1961 — Ella in Hollywood
- 1965 — Ella in Hamburg
- 1968 — Sunshine of Your Love
- 1974 — Ella in London
- 1979 — A Perfect Match
- 1983 — Sophisticated Lady
- 1986 — Easy Living
- 1989 — All That Jazz
Интересные факты
- Песня A-Tisket, A-Tasket, созданная в 1938 году с использованием текста из детского стишка, стала самой продаваемой композицией десятилетия. Благодаря этому хиту Элла получила прозвище Королева свинга.
- История дружбы Мэрилин Монро с джазовой певицей обрела театральное воплощение. Драматург Бонни Грир написала пьесу «Мэрилин и Элла», которая была представлена в Великобритании в 2008 году.
- На выступлении в Берлине в 1960 году певица забыла текст песни Mack The Knife, поэтому тут же пустилась в импровизацию. Впоследствии запись этой версии хита получила 2 премии «Грэмми».
- На похоронах Луи Армстронга по установленному обычаю его гроб несли другие иконы американской эстрады: Бинг Кросби, Фрэнк Синатра, Джонни Карсон и в том числе и Элла Фицджеральд.
- Элла перепела хит группы «Битлз» Can't Buy Me Love, о чем впоследствии Пол Маккартни вспоминал с гордостью.