История персонажа
Иблис (ударение на второй слог) — верховный демон зла, король джиннов, который обратил на себя гнев Аллаха и был низвергнут на землю до Страшного суда. Исследователи и сегодня спорят об истинной природе этого мифологического героя, строя теории, основанные на священных текстах.
История создания персонажа
В исламе джинны — часть Вселенной, сосуществуют с людьми и ангелами с самого начала истории. Иблиса часто называют шайтаном (злым духом), в христианстве его аналогом выступает сам дьявол, или Сатана.
В мусульманской традиции за ним также закрепилось имя Адувв Аллах, что в переводе звучит как «враг Аллаха». В некоторых преданиях он предстает Азазилом или Харисом. В книге Еноха встречается Азазель — демон пустыни, выступивший против Бога. Очевидно, речь идет об одном персонаже — падшем ангеле, который возгордился и пошел против Творца.
Подобный образ был известен в христианстве, иудаизме и язычестве на Аравийском полуострове еще в VII веке. А его появление в мире стало некой попыткой объяснить причину наличия в людях зла, неверия и прочих греховных тенденций.
Спорным моментом остается вопрос, можно ли отождествлять Иблиса с шайтаном. В переводе с арабского языка название последнего соответствует таким понятиям, как «отдаление» и «непокорность». Значение имени Иблис — «тот, кто причиняет отчаяние». Хотя в некоторых источниках утверждается, что этимология имени связана с древнегреческими эпитетами «клеветник» и «лукавый».
Согласно исламской мифологии, злых духов много. Все они существуют для того, чтобы искушать человека: мешают читать молитвы, побуждают к неблагочестивым деяниям. Однако в священных текстах говорится о том, что верховный демон зла изначально не являлся шайтаном, более того, носил другое имя и был приближен к Богу. И только после изгнания получил такой статус, начав вершить темные дела на земле.
Так или иначе, образ персонажа схож по своим характеристикам с дьяволом — властелином Ада, который выступает в противовес Творцу. В условной иерархии он стоит выше злых духов, считается их господином.
Большинство исследователей сходятся во мнении: королю Ада уготована участь гореть в огне после того, как наступит Судный день. Другие же считают, что Бог простит изгнанника, и трактуют грех падшего ангела с неожиданной стороны.
Образ и биография Иблиса
Согласно тексту имама Али ибн Мусы ар-Риды, джинна изначально звали Харисом, что в переводе означает «труженик». Бог сотворил его из огня, и тот истово служил Создателю. Аллах заметил его старания и решил причислить к небожителям.
Когда же Всевышний создал первого человека, Адама, то повелел ангелам пасть ниц перед ним. Но Харис отказался поклониться, объясняя это тем, что сам он вышел из могущественного огня, в то время как Адам был вылеплен из глины.
Это возмутило Бога, и он низверг джинна обратно на землю, дав преисполненному гордыней новое имя — Иблис (оно упоминается в Коране 11 раз). Тот в свою очередь попросил Творца отсрочить наказание до Судного дня и позволить ему показать истинных праведников, которые не подвергнутся искушению. Всевышний согласился, и с тех пор падший ангел пребывал в мире человеческом, каждый день совращая людей на плохие поступки и проверяя на прочность их веру.
Такая легенда стала предметом изучения исследователей. Существуют теории, что после наступления Страшного суда демон отправится в Ад и будет бесконечно пребывать в муках рядом со своими приспешниками — шайтанами. Другие же гипотезы трактуют биографию мифологического персонажа с иной точки зрения.
Так, согласно мнению исламского богослова Ибн Араби, отказ джинна поклониться человеку связывался с нарушением истинного единобожия. Поэтому искуситель получит прощение от Всевышнего, а сегодня помогает Аллаху в поиске истинных праведников, достойных вечной жизни рядом с ним.
Так или иначе, став шайтаном, верховный демон соответствовал предназначению. И с первым же делом справился без труда — совратил Адама и Еву попробовать запретный плод, что впоследствии привело к изгнанию первых людей из Рая.
Произошло разделение всего в мире на праведное и нечестивое, доброе и злое. Падший ангел преуспел в ремесле искушения, доказывая Аллаху, насколько несовершенны творения его. Такой успех объяснялся тем, что он обладал мудростью и проницательностью, знал, как сбить с толку благочестивого. Обещая богатство, силу или власть, отворачивал человека от веры.
Между тем, росла и его армия — он создавал шайтанов, суля каждому поощрение, если те совратят как можно больше людей. Вскоре их стало так много, что подле каждого человека был искуситель, подталкивающий на свершение греха. В результате любимые творения Бога научились обманывать, ругаться, убивать; прелюбодействовали и забыли о молитвах. А довольный джинн отправлял грешников прямо в Ад.
Согласно преданиям, демон предпочитает находиться в заброшенных зданиях, нечистых местах и на кладбищах. Его внешность остается тайной, поскольку Всевышний не счел нужным показывать людям истинное лицо падшего ангела. Однако на изображениях в книгах он предстает как человек в темной одежде, с копытами и рогами. Также в легендах указывается, что король Ада волен показаться в любом обличье. Или же оставаться невидимым.
Иблис в культуре
Образ дьявола проник в культуру многих стран мира. На исламских картинах главного шайтана изображали омерзительным человеком с черным лицом и телом. Позже такая особенность стала ассоциироваться с сатанинской фигурой, раскрывающей поврежденную природу. Интересный факт: демон на иллюстрациях носит специальный головной убор, который отличается от традиционного тюрбана. Большое распространение в живописи получила сцена изгнания джинна с райского сада.
Этот мифологический персонаж был упомянут в «Шахнаме» — эпической поэме персидского поэта Фирдоуси, ставшей национальным эпосом.
В 1924 году в Государственном тюркском театре состоялась премьера пьесы «Иблис» Гусейна Джавида, причем роль джинна сыграл сам автор. В некотором смысле это произведение стало революционным. Азербайджанский поэт и драматург опроверг сложившееся мнение, что источником бед на земле остается дьявол. Согласно цитате из интервью, Гусейн заметил, что настоящими врагами человечества стали «безжалостные короли», «эмиры, шахи, цари и беки любой страны».
А в 2007 году Рамиз Гасаноглу снял фильм «Жизнь Давида», где описание трагической судьбы поэта продемонстрировано на фоне его произведений. Образ демона, по задумке режиссера, был представлен в нескольких формах. Так, властитель Ада становился то бандитом, то священником, то следователем НКВД. Сыграл же такого неоднозначного персонажа, символ и воплощение вселенского зла, актер Мамед Сафа.
Интересные факты
- В суфизме описание злого духа существенно отличается от образа христианского дьявола. Последний, согласно религиозным воззрениям, действует по собственной воле. Иблис же искушает людей с позволения на то Аллаха.
- Российские имамы выдвигали предложение называть ИГИЛ «Иблисским государством». Такая фраза-определение в отношении террористической организации встречалась и в речах чеченского лидера Рамзана Кадырова.
- Религиозный персонаж появился во франшизе о Еже Сонике. Так, в игре Sonic The Hedgehog он предстал составляющей частью Соляриса наряду с Мефилесом.
- Исламский дьявол также упоминается в анимационном фильме «Снежная королева 3. Огонь и лед» в виде огненного духа.
Цитаты
«Меня рисуют в банях таким безобразным, потому что кисть — в ладони моего врага»
Библиография
- 1010 — «Шахнам»
Фильмография
- 2007 — «Жизнь Давида»
- 2016 — «Снежная королева 3. Огонь и лёд»