История персонажа
Гея — богиня-мать в Древней Греции. Прародительница всего живого, хранительница мудрости и советчица жителей Олимпа стала одной из первопатенций в космогонических мифах.
История создания персонажа
Сведения об античной мифологии сохранились в памятниках письменной литературы. Источниками для изучения преданий стали произведения Гомера «Одиссея» и «Илиада». В них древнегреческий историк излагал легенды как объективные явления.
Совсем другое отношение к верованиям у Геосида, который рассматривал космогоническую систему во взаимосвязи с биографиями божеств.
Древние греки воспринимали процесс жизни в беспорядочно нагроможденном виде. Мир представал необъятной платформой, населенной непонятными силами. А земля казалась одушевленной, производящей на свет чудищ — титанов, циклопов и других диспропорциональных и неуклюжих существ. В то же время воспринималась матерью и кормилицей, олицетворяла собой лоно мира.
Гея — богиня земли, обладающая уникальным даром рождения из самой себя. Будучи первопатенцией с Хаосом, Тартаром и Эросом, стала ведущей героиней космогонических мифов. Подобные персонажи прослеживаются и в других культурах.
У римлян аналогом прародительницы стала Теллус. Однако она также считалась и богиней смерти, являясь по сути могилой для живых. В славянской мифологии люди поклонялись Матери Сырой Земле, супруге Неба.
Предания о происхождении Вселенной наполнены символами, встречающимися во многих культурах. Земля и Небо — две ипостаси, части единого целого, давшие жизнь. При этом первая в мифах стояла выше благодаря функции рождения.
Значение имени Гея — «земля», а вот происхождение этого слова доподлинно неизвестно. Исследователи развивают несколько теорий, согласно которым оно имеет праиндоевропейские, аттические, дорические или микенские корни.
Образ и биография богини Геи
Первым ребенком, произведенным героиней на свет, был Уран, олицетворяющий собой мир звездного неба. Впоследствии он же стал надежным убежищем для величественных олимпийцев. Ему было суждено покрыть Землю, окропить почву плодородным дождем и стать супругом Геи.
Но уже первое поколение наследников заставило Урана испугаться. Эти существа были высокими, как горы, сильны физически и безобразны внешне. У каждого из трех рожденных гекатонхейров было по 100 рук и по 50 голов. Небо испугалось, что потомки представляют угрозу власти, и поспешило заточить монстров в Тартар.
Тяжело было Гее держать в своем нутре чудищ, но решила она не идти поперек воли мужа. Следующие появившиеся на свет дети также не вызвали у отца положительных эмоций. Устрашающие циклопы разделили участь первенцев.
Впрочем, и титаны (6 сыновей и 6 дочерей), по мнению Урана, должны были навек попасть в заточение в подземелье. Мать уже не могла мириться с тем, что ее дети тяготятся в Тартаре, ведь это приносило ей физические страдания.
Тогда же она стала подговаривать титанов восстать против отца и свергнуть его с пьедестала властителя. На просьбу откликнулся Кронос, подстерег родителя и оскопил его серпом. Лишенный мужской силы герой пролил кровь — так на свет появились ужасные и мстительные эринии. А семя, попавшее в океан, дало жизнь прекраснейшей Афродите.
После свержения супруга мать продолжила деторождение. Антей появился на свет от Посейдона, афинский царь Эрихтоний — от Гефеста. Плодородная богиня дала жизнь Пифону, Ехидне, Тифону, дракону Ладону, Титию и Аргосу. Почти все потомки прародительницы были ужасными, дикими и сильными, отличались диспропорциональностью и несоразмерностью, походили на животных.
Свержение Урана дало начало традиции сменяемости власти и отцеубийства. Так, многие дети Геи в итоге также были уничтожены олимпийцами — внуками божественной матери. Началась великая война между устрашающими гигантами и богами Олимпа. В помощь первым прародительница явила на свет Тифона. Змей-чудовище имело только одну цель — уничтожить человечество и отомстить за смерть гигантов.
Постепенно влияние Земли стало уменьшаться. Ее главная роль была сосредоточена на том, чтобы давать мудрые советы. В это время на престоле оказался Зевс, внук Урана. Гея попросила наследника освободить гекатонхейров. Впоследствии между ними также произошла конфликтная ситуация, из-за которой громовержцу потребовалась помощь Афины и Геракла.
Греческая мать-земля не отличалась достаточной человечностью по отношению к другим. И дело не только в гуманности или доброте, но и в манипулятивном воздействии на детей.
Подговорив Кроноса выступить против отца, она положила начало узурпации власти. Впоследствии такая линия поведения преследовала олимпийцев, а матери проявляли пассивно-агрессивные черты характера, действовали скрытно, подстрекая потомков к бунту.
Богиня не принимала прямого участия в жизни отпрысков. Однако подсказала дочери Рее, как той обмануть супруга и спасти новорожденного Зевса. Также обращалась к Кроносу, чтобы предупредить его об опасности, исходящей от сына.
Ее позиция заключалась в том, чтобы поддерживать женщин-матерей. Схожие мотивы прослеживаются у Деметры, которую исследователи неоднократно сравнивали с Геей. Греческая богиня плодородия приветствовала только невесток, дочерей и матерей в семье.
Гея в культуре
Древние греки отождествляли эту героиню с Фемидой, поскольку та была хранительницей древней мудрости. В оракулах Аполлон транслировал Пифии пророчества матери-земли. Ее образ также связывали с благодетельными силами природы, которые впоследствии заимствовала Деметра.
Гею почитали в Дельфах, Олимпии, Спарте и других частях государства. Сохранилось описание храма в Афинах, а также несколько святилищ в разных уголках Греции.
Образ прародительницы использовали древние поэты. Так, мифологическому персонажу посвящены XXVI орфический гимн и XXX гимн Гомера.
Сохранились некоторые скульптуры, статуи и вазы с изображением богини земли. Преимущественно героиня представала в двух ипостасях. Так, на некоторых предметах искусства она выступала в роли кормилицы или воспитательницы. Рядом — дети, животные и плоды деревьев. В руках у Геи неизменный атрибут — рог изобилия.
Другая версия древнейшей прародительницы свидетельствовала о связи с подземным миром, Тартаром. В этом случае она представала женщиной, расположенной наполовину над поверхностью земли.
Образ богини не нашел широкого отражения в живописи и скульптуре. Можно отметить картину немецкого художника Ансельма Фейербаха, на которой изображено сотворение Земли (1875-1876 год).
Что касается современного влияния, то имя античной героини использовали Линн Маргулис и Джеймс Лавлок. Биологи в 1972 году выдвинули теорию — гипотезу Геи, в которой рассмотрели идею «живой Земли», способной поддерживать необходимые условия для жизни на планете.
Интересные факты
- Имя древнегреческого персонажа носит крупнейший кратер Юпитера.
- Рик Риордан в цикле романов «Перси Джексон и Олимпийцы» дает биографию богини, а также утверждает, что та может принимать человекоподобную форму. Так, она ходит в зеленом платье, с развевающимися длинными черными кудрями по холмам, долинам и горам.
- Античную прародительницу в некоторых источниках называют Хтонией.