История персонажа
Тихон Кабанов относится к числу главных персонажей пьесы «Гроза». Он не просто часто мелькает в произведении, но и помогает обнажить ряд проблем общества той поры.
Создание персонажа
История создания пьесы «Гроза» связана со временем накануне отмены крепостного права. Александр Островский писал ее как раз в тот момент, когда проблема самодурства и вседозволенности в помещичьей среде стояла особо остро.
В подобную семью попадает главная героиня произведения Катерина. Выйдя замуж, она оказывается в доме, где в руках свекрови сконцентрирована вся власть — Кабаниха полностью контролирует как дочь Варвару, так и сына Тихона с супругой Катериной.
Тихон Кабанов — выдуманный драматургом персонаж. Исследователи не нашли ни единого достоверного свидетельства того, что у него существовал прототип. Но автор создал героя, чтобы описать ряд проблем, касающихся воздействия общества на отдельную личность.
Уже в начале пьесы Тихон Кабанов проявляет себя как подчиненного матери человека. Он не в силах решать проблемы самостоятельно, а активен только в случае воздействия со стороны.
Биография Тихона Иваныча Кабанова
По социальному положению Тихон принадлежит к купечеству. Его воспитывали в патриархальной среде. Он живет вместе с матерью в родном доме и сюда же приводит Катерину.
С детства в Кабанове взращивали такие черты характера, как беспомощность, мягкотелость, отсутствие личного мнения. Со временем сформировался мужчина, не умеющий ничего предпринимать по собственной воле. Его жизненная позиция сводится к тому, чтобы оставаться незамеченным для окружающих.
Вся биография Тихона Иваныча — подчинение властной Кабанихе. Но это положение тяготит его. В итоге единственное, к чему он проявляет интерес, — это поездки по делам. В такие моменты он избавляется от материнского гнета и ощущает свободу — пускается в гулянки, выпивает.
Кабанова обвиняет Тихона во всех грехах, она недовольна ни сыном, ни дочерью, ни невесткой. При этом признает, что чересчур с ними строга, но ее поведение не меняется.
Внешность и характер Тихона Кабанова из пьесы Островского «Гроза»
Ни детали внешности, ни возраст героя в пьесе не указаны. Но Александр Островский рисует портрет молодого мужчины, предположительно, до 30 лет. Автор выставляет его маменькиным сынком, не делающим ни шагу без повеления Кабанихи.
Характер Кабанова годами формировался в условиях беспрекословного подчинения родителям. Но загвоздка в том, что суть воспитания сводилась к элементарному подавлению воли. В результате Марфа Игнатьевна добилась своего — получила бесхребетного великовозрастного детину, который бесконечно далек от настоящих мужских поступков. Опорой семьи ему уже не стать.
Часто литературоведы приписывают Тихону такую характеристику, как доброта. Однако при ближайшем рассмотрении очевидно — ничего похожего в нем нет. Зато эгоизм и лживость выпирают.
Показательна сцена, в которой герой прощается с Катериной. Тихон уезжает в Москву, а жена совсем не хочет оставаться без мужа — придется жить с ненавистной свекровью. Вдобавок девушка опасается, что и сама в отсутствие Кабанова совершит нечто недопустимое.
Но Кабаниха заставляет прощаться Тихона с Катериной сухо, черство. Да и сам он хоть и жалеет супругу и даже просит простить его, но уговоры несчастной девушки пропускает мимо ушей. Он не скрывает, что мечтает поскорей вырваться из материнских ежовых рукавиц, а жена в этом ему будет только мешать.
Отношения Кабанова с окружающими
Взаимоотношения с маменькой у Тихона строятся на полном подчинении. Он готов терпеть любые выходки Кабанихи и покорно выполнять каждый ее приказ.
Катерина вышла за Тихона потому, что он попросту не вызывал в ней отторжения. Никаких иных преимуществ жених не имел. Сам же Кабанов, хоть и завел семью, но ее главой не стал, а лишь продолжил слушаться мать и призывать к тому же жену.
По отношению к Катерине он еще пытается проявлять волю, строит из себя грозного супруга. Но тут же соглашается, что своим умом не наделен, вот ничего и не выходит.
По-своему он даже любит супругу и проявляет к ней сострадание. Но из-за старой привычки подчиняться Марфе не предпринимает никаких решительных шагов. Он не в состоянии защитить Катерину от унижений Кабанихи и даже сам начинает бить девушку, ведь маменька велела.
С сестрой Тихон Кабанов и вовсе не показывает любезности. Она слышит от него дерзости, ругань в ответ на упреки. Варвара насмехается над бесхребетным братом. Тому такое отношение, разумеется, не по душе, но при этом он понимает, что девица права.
В разговорах с приятелями Тихон выглядит вполне дружелюбным. Ему нравится балагурить с горожанами, вести откровенные беседы за выпивкой. Часто он жалуется, как на него давит домашняя обстановка, ругает тирана в лице матери, признается в своей несвободе и мечте уйти в загул, только бы отдохнуть от всего этого.
Символизм персонажа
Образ Тихона примечателен тем, что служит примером перехода к новой жизни от патриархальной. Герой ведь не считает, что необходимо следовать прежним устоям. Во время прощания с Катериной он противится тому, что она бросается ему в ноги. Но из-за слабости духа Кабанов не решается действовать в соответствии со своим мировоззрением.
Единственный вялый протест он выражает лишь после потери супруги. Тихон переживает смерть Катерины тяжело, высказывая матери, что это она сгубила несчастную.
Отношение автора к персонажу очевидное: Островский относит Кабанова к категории жертв «темного царства». Тихон показан человеком, который не находит в себе внутренних сил жить так, как хочется, поэтому и покоряется Марфе Игнатьевне.
Благодаря образу Тихона читатель видит, что подавление воли не способствует развитию сильной личности. В подобных случаях получаются бесхарактерные люди, которые и сами несчастны, и окружающим вредят.
Тихон Кабанов на экране
Постановки пьесы начались сразу в момент ее написания. Первым Тихона сыграл русский актер Сергей Васильев. Впоследствии спектакли выходили и во времена Российской империи, и в СССР. Но единственной зафиксированной на пленку остается театральная версия 1977 года с Сергеем Еремеевым в роли Кабанова.
Что касается художественного кино, впервые оно появилось еще в 1912-м. Только сведений об исполнителе роли Тихона не сохранилось. А в советской ленте 1933 года этого героя сыграл Иван Чувелев.
Наконец, в самой свежей экранизации по состоянию на 2023-й — в драматическом фильме 2019 года — в образе Тихона предстал Василий Буткевич.
Интересные факты
- Островский неспроста назвал героя Тихоном. Значение имени персонажа лежит на поверхности: перед читателем тихий, замкнутый и нерешительный человек, которого не видно и не слышно. Это неудачник без собственного мнения, лишенный шансов реализовать себя в качестве сына, мужа, отца.
- Кабанова относится к Тихону как к марионетке — она абсолютно лишила его способности и возможности действовать самостоятельно. Будучи молодым здоровым мужчиной, он лишний раз боится раскрыть рот, чтобы не разгневать Марфу. Но, вероятно, дело не только в воспитании. Видимо, внутренний мир Тихона сформировался еще и за счет природной натуры. В нем изначально жил раб. Ведь сестра Варвара росла в тех же условиях, но получилась раскрепощенной, с собственными взглядами. Она не боится материнского гнева, а брата постоянно упрекает в бесхребетности.
- Варвара — явный антипод Тихона. Она живет по своим принципам. Но большинство литературоведов считают, что в будущем девушка, скорее всего, станет копией деспотичной матушки.
Цитаты Тихона
Тихон относится к своей матери с подобострастием, проявляя трусость:
«Ломаться-то нечего! Должен исполнять, что мать говорит»;
«Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!»
При этом ряд цитат Кабанова указывают на то, что ему невыносимо находиться рядом с постоянно читающей нотации деспотичной Марфой:
«Вот видишь ты, вот всегда мне за тебя достается от маменьки! Вот жизнь-то моя какая!»
Иные фразы героя свидетельствуют о его сильном желании освободиться, правда, он ничего для этого долго не предпринимает:
«Вы меня уж заездили здесь совсем! Я не чаю, как вырваться-то...»
Когда случаются редкие деловые отъезды, Тихон Кабанов незамедлительно пускается в пьянки:
«...я как выехал, так загулял. Уж очень рад, что на волю-то вырвался».