История персонажа
Мадлен Ашер 一 героиня рассказа американского писателя Эдгара Аллана По «Падение дома Ашеров». Она является одним из ключевых персонажей произведения наряду с братом Родериком Ашером.
Создание персонажа
Свою новеллу По написал в 1839 году и вскоре опубликовал в одном из литературных периодических изданий Филадельфии. Правда, чуть позже, в 1840-м, автор включил ее в сборник собственных рассказов «Гротески и арабески», но в уже несколько переработанном виде.
По мнению исследователей творчества Эдгара Аллана По, прототипом данного персонажа могут выступать сразу несколько человек, поскольку история создания самого произведения неоднозначна. По одной из версий, в его основу легли события, произошедшие в доме Езекии Ашера, располагавшемся в центре Бостона и построенном еще в 1684 году.
Там, согласно легенде, были заживо замурованы молодая жена одного из владельцев здания и ее возлюбленный-моряк, которых застигли на месте свидания. Когда спустя 146 лет особняк снесли, то в одном из его подвалов нашли два обнявшихся тела. Насколько достоверны вышеуказанные сведения, точно сказать нельзя, но По наверняка слышал об этом, поскольку жил в то же время.
Главную героиню Эдгар По мог списать и с миссис Ашер. Последняя вместе со своим супругом не раз присматривала за ним самим, сестрой Розали и братом Уильямом. Муж и жена Ашеры были друзьями Эмили По, матери Эдгара, и тоже увлекались актерским искусством, а когда та заболела, помогали ей с детьми.
Еще одним источником вдохновения для создания образа Мадлен Ашер могла стать девушка из рассказа «Башня разбойника» (опубликован в 1828-м) авторства Карла Готлиба Самуэля Хойна, писавшего под псевдонимом Генрих Клаурен. По сюжету она опасалась ранней смерти, что в итоге и произошло. У нее остался брат-близнец, что также роднит эту историю с «Падением дома Ашеров».
Нередко исследователи указывают и на то, что своих героев Эдгар Аллан срисовал с Агнес Пай и Джеймса Кэмпбелла 一 близнецов, страдавших душевным расстройством. Они были детьми одного из актеров, игравших вместе с подругой Эмили По.
Биография Мадлен Ашер из рассказа Эдгара По «Падение дома Ашеров»
Мадлен Ашер 一 сестра-близнец Родерика Ашера. Именно его едет навестить рассказчик, получив письмо с просьбой о помощи.
Как и ее брат, Мадлен Ашер является наследницей древнего дворянского рода, славящегося особой утонченностью чувств и увлечением различными видами искусств, в особенности музыкой. Несмотря на молодость, девушка страдает недугом, чью этиологию ни один из приглашенных врачей так и не смог определить. Ее болезнь выражалась в неизменном равнодушии ко всему, а также периодических приступах каталепсии, когда все тело ненадолго замирает и коченеет, а дыхание останавливается.
Все попытки Мадлен противостоять своей слабости ни к чему не привели 一 с каждым днем состояние юной красавицы стремительно ухудшалось, что доставляло Родерику Ашеру большие страдания. В конце концов она слегла. Это произошло как раз во время пребывания рассказчика в их доме.
Близнецы Ашеры 一 единственные оставшиеся в живых представители старинного клана, живущие в добровольном заточении вдали от других людей.
Внешность и образ Мадлен Ашер
Точных описаний внешности Мадлен Ашер в новелле Эдгара Аллан По нет. Однако известно, что брат и сестра были близнецами и что их сходство было разительно. Можно предположить, что девушка обладала утонченностью черт, как и Родерик Ашер, который сильно напоминает самого писателя. На фото, дошедших до наших дней, тот предстает брюнетом с выразительными глазами, тонким носом, маленьким ртом и выдающимся лбом. В экранизациях, особенно ранних, близнецы Ашеры выглядят в том же ключе 一 темноглазыми и темноволосыми молодыми людьми с аристократическими лицами и общим обликом, явно свидетельствующим об их высоком происхождении. Отличает обоих и мертвенная бледность кожи.
В целом образ Мадлен Ашер несет в себе трагический оттенок. Ее почти безжизненная фигура скорее напоминает призрак, чем живого человека. В первый раз рассказчик замечает ее промелькнувший силуэт в дальнем конце залы во время своего приезда. Уже тогда у него появляется мысль, что больше им не суждено встретиться. Впоследствии он смог рассмотреть Мадлен только во время погребения, и то это длилось лишь мгновение.
Отношения Мадлен Ашер с окружающими
Брат-близнец 一 самый близкий человек для Мадлен. Между ними существует очень тесная связь, о которой упоминает сам Родерик в рассказе. Болезнь сестры и мысли о ее неизбежном уходе погружают его в глубокую печаль и вызывают меланхолию. Мучимый постоянной тревогой, он начинает постепенно сходить с ума. Это говорит о сильной привязанности близнецов друг к другу.
Когда же окровавленная Мадлен (или же ее призрак) появляется на пороге замка, то обезумевший Родерик лишается сознания, терзаемый чувством вины за то, что похоронил сестру заживо.
Близнецы погибают под развалинами разрушившегося дома вдвоем 一 так же, как и пришли в этот мир, что еще раз подчеркивает их взаимосвязь.
Как известно из содержания, у Мадлен Ашер нет ни мужа, ни детей, ни возлюбленного. Девушку навещают только известные доктора, безуспешно пытающиеся определить природу ее недомогания. Единственная родная душа для Мадлен 一 это Родерик, с которым она живет в одном доме.
Символизм персонажа
Близнецы Ашеры являют собой две части души 一 мужскую и женскую. Мадлен красива и нежна, но практически нежива, да к тому же ко всему равнодушна. И этому недугу, как считают врачи, нет логического объяснения. Через нее писатель показывает состояние аристократии в целом, которая доживает, по его мнению, свои последние дни, будучи безучастной ко всему происходящему вовне. Как и ее брат, Мадлен не живет, а существует, хотя до последнего не желает сдаваться и ложиться в постель.
Сестра Родерика Ашера воплощает собой все то прекрасное, утонченное и возвышенное, что было в старом времени и что навсегда уходит. Отсутствие интереса у героини к чему бы то ни было говорит о полном разочаровании дворянства в тех ценностях, что приходят на смену прежним, и нежелании принимать их.
Девушка живет в абсолютной изоляции, как и ее брат. Последнего ненадолго выводят из апатии лишь занятия искусством 一 живописью и музыкой, то есть как раз тем, в чем аристократы видели смысл жизни, а высокая развитость чувств, присущая Ашерам, о которой упоминается в рассказе, делает любые контакты с чужаками совершенно невозможными. Ашеры считают их людьми другого формата, имеющими интерес к куда более приземленным вещам.
Мадлен Ашер 一 образ души, лишенной чувств и оттого постепенно гибнущей. Она похожа на призрак, ее почти нет, а временами и вовсе впадает в кататонию. В социальном смысле это символ дворянства как такового, ставящего нравственность и тягу к прекрасному во всех его проявлениях выше чего бы то ни было. В условиях наступающей индустриализации такое мировоззрение нежизнеспособно, поскольку требует иного восприятия реальности 一 грубого и прагматичного.
Родерик представляет мужской, деятельный, творческий аспект, силу разума. Но он, по мнению автора, неразрывно связан с женским (Мадлен), который дает первоначальный импульс, искренний порыв, идущий изнутри. Когда же чувства и желания угасают, то больше нет смысла ни в чем. Именно поэтому брат винит сестру в собственном недуге, а также дом (символ рода), источающий ядовитые флюиды.
Родерик пытается избавиться от Мадлен, тем самым заставляя себя жить вопреки всему, но это ему не удается, ведь любое стремление «замуровать» свои чувства, боль и равнодушие изначально обречено на провал. Тем более если учесть, что по натуре Родерик (как типичный представитель знати) был очень восприимчивым и мнительным. Увидев восставшую из могилы Мадлен, он окончательно сходит с ума, осознав, что сотворил с ней. Таким образом По утверждает, что насильственный уход от собственной сути для людей, принадлежащих к высшей знати, невозможен, как и попытка игнорировать ее.
Вымирающий род Ашеров 一 это уходящие навсегда в прошлое высшие ценности. Им, по мнению По, нет места в новом мире, где властвуют деньги, а потому трагический конец неизбежен.
Мадлен Ашер на экране
«Падение дома Ашеров» 一 одно из самых экранизируемых литературных произведений. Первые кинотворения на данную тему датируются 1928 годом, ну а в 2023-м году вышел одноименный сериал от Netflix. Всего насчитывается около двух десятков кинотворений по мотивам рассказа По, включая мультфильмы и короткометражные ленты.
В ранних картинах Мадлен Ашер внешне и по поведению больше соответствует канону, тогда как в поздних уже встречаются отхождения от него. Так, например, в картине режиссера Кена Рассела 2002 года Мадлен уже не сестра, а убиенная жена рок-музыканта Родерика Ашера, и зовут ее Аннабель Ли. Это отсылка к героине последнего стихотворения Эдгара Аллана. Однако сильнее всего от классического образа отошли постановщики Майкл Фимоньяри и Майк Флэнаган. Последний принимал участие и в написании сценария, согласно которому брат и сестра Ашеры выглядят как современные акулы бизнеса.
Мадлен Ашер в сериале «Падение дома Ашеров»
В сериале «Падение дома Ашеров» 2023 года от Netflix Мадлен Ашер, так же как и в первоисточнике, является сестрой-близнецом Родерика Ашера (его сыграл Брюс Гринвуд). По сюжету тот возглавляет Fortunato Pharmaceuticals 一 крупнейшую фармацевтическую империю, выпускающую самое популярное обезболивающее, вызывающее привыкание.
Как и в рассказе По, между братом и сестрой имеется очень тесная связь: Мадлен 一 правая рука Родерика. Она помогает ему во всем, но при этом не менее амбициозна и решительна и в любой момент способна переступить через него ради достижения собственных целей. Чувствуя это, Родерик, как и его литературный прототип, избавляется от нее, но в конце тоже погибает от рук Мадлен. Однако отличий между оригиналом и экранизацией Netflix куда больше.
Во-первых, близнецы Ашеры намного старше по возрасту. Во-вторых, их характеристики совершенно противоположны тем, что были описаны в произведении Эдгара Аллана По. Это циничные, расчетливые, хладнокровные и алчные люди, лишенные какого-либо сострадания. Пережив раннюю смерть матери, они с самого детства были вынуждены бороться за свое существование. Причем Мадлен это делает более успешно, стараясь прикрывать брата насколько это возможно.
Однажды близнецы заключают тайную сделку с незнакомкой Верной (Карла Гуджино), которая обещает им богатство и могущество в обмен на прекращение их рода. И хотя внешне брат и сестра все так же кажутся единым целым, внутренне они разъединены, что подтверждается их дальнейшим отношением друг к другу. Там нет места нежности и состраданию 一 только голый расчет, где каждый сам за себя, что наглядно демонстрирует современные тенденции общества потребления, ставящего во главу угла лишь власть и деньги.
Если для героев По значение имели высшие чувства, вступившие в противоречие с набиравшим силу прогрессом и уклоном в материальную составляющую, то в экранизации Netflix уже новое поколение приходит в упадок, показывая тем самым свою нежизнеспособность. За внешним благополучием кроется внутреннее разложение.
Современную Мадлен Ашер, роль которой исполнили Мэри Макдоннелл и Уилла Фицджералд (в молодости), трудно назвать чувствительной и поэтичной. Она практически утратила женские черты характера и руководствуется исключительно рассудком, конкурируя при этом по-мужски со своим братом.
Биография близнецов также сильно разнится с той, что описал автор в своем рассказе. Их родословная в корне отличается от прототипов, которые принадлежали к знатному роду. В новой интерпретации Ашеры 一 незаконнорожденные дети предпринимателя Уильяма Лонгфелло (Роберт Лонгстрит). Элиза (Аннабет Гиш), их мать, много лет работала у него личным секретарем. Однако экранным Мадлен и Родерику удается отстоять свое право на наследство и стать элитой современного общества. Правда, путь к вершине оказался довольно тернистым. И хотя близнецы действуют слаженно, их совсем не интересует моральный аспект, что говорит о бездушности этих двоих.
У Мадлен Ашер в сериале есть 6 племянников. Все они дети Родерика, чего нет в каноне. Сама же она не замужем и не имеет наследников, но не из-за болезни, как у героини По, а по собственному желанию.
Интересные факты
- После выхода сериала в 2023 году, в Сети развернулось немало дискуссий на тему того, по какой причине Мадлен Ашер носит парик. По словам режиссера Майка Флэнагана, эта идея принадлежала актрисе Мэри Макдоннелл, однако данный атрибут несет в себе и определенный символизм. Так, при первой встрече Верна в шутку называет Мадлен Клеопатрой, впоследствии продолжая употреблять это прозвище по отношению к своей подопечной. Парик Мадлен с жесткой челкой напрямую отсылает к данному образу. В конце сам Родерик сравнивает ее с египетской царицей Таусерт, которая 7 лет правила после гибели своего мужа-фараона. К тому же сама Мадлен была увлечена египтологией и идеей бессмертия. В одной из серий она снимает парик, тем самым демонстрируя себя настоящую, готовую выйти из тени брата и начать преобразование империи из фармацевтической в технологическую.
- Всего в сериале роль Мадлен исполнили 4 актрисы. Мэри Макдоннелл сыграла взрослую версию, Уилла Фицджералд 一 Мадлен из 1970-х, Лулу Уилсон представила на экране девушку-Мадлен, а Кейт Уиддингтон 一 подростка.
- Мэри Макдоннелл является обладательницей и номинанткой самых престижных кинонаград, среди которых «Оскар», «Золотой глобус», «Эмми» и «Сатурн».