История персонажа
Иван Сергеевич Тургенев написал роман «Отцы и дети» в 1860 году. Для того времени произведение оказалось передовым и символичным. Кирсанов-младший и Базаров, герои романа, стали кумирами молодежи. Кирсанов-старший представлен в образе человека, чьи убеждения утратили былую актуальность. «Отцы и дети» описывает переломный момент, когда меняются социальные взгляды, пересматривается отношение к народу, отношение к науке и другие категории. Традиционные суждения сменяются прогрессивными, возникает спор поколений.
Устоявшееся социальное сословие представлено в виде отцов. Старое поколение олицетворяет Павел Кирсанов, получающий упреки и осуждение со стороны молодежи, рассуждающей о нигилизме. Ему противопоставлен революционер Базаров. Антагонисты сталкиваются в словесных баталиях, отстаивая точку зрения. Финал романа раскрывает читателю степень правоты каждого из героев.
История создания
Тургенев приступил к созданию романа «Отцы и дети» в 1860 году. Находясь в путешествии по Англии, писатель решил запечатлеть российскую действительность. Работу над произведением он начал, живя на острове Уайт. По первоначальной задумке центральным персонажем романа должен был стать молодой врач.
Прототип Базарова, главного действующего лица, – доктор, встреченный писателем в поезде. В разговоре с собеседником Тургенев услышал отголоски нигилистических рассуждений. Это направление набирало популярность в ту пору, и горячие рассуждения юноши впечатлили автора.
В 1860 году окончена первая часть романа. Приехав в Париж, Тургенев много размышлял над идеей книги. Характеристика Базарова была для него важна, так как Иван Сергеевич поддерживал убеждения главного героя. Спустя некоторое время писатель почувствовал потребность вернуться в Россию, где закончил роман.
Литератор смог воочию убедиться в том, как работают образовавшиеся общественные движения на родине (в это время было отменено крепостное право – глобальный шаг для страны и народа). Последние главы романа Тургенев дописывал в селе Спасское.
Впервые «Отцы и дети» опубликовали в журнале «Русский вестник». Образ Базарова, как и предсказывал писатель, вызвал многочисленные обсуждения и споры. Отклики в печатных изданиях не заставили себя ждать. История жизни, происхождение, цитаты молодого нигилиста разбирались в критических статьях.
После первой публикации Тургенев откорректировал текст произведения, изменив описание главного персонажа, сделав характер мягче. В 1862 году роман был опубликован с посвящением близкому другу Тургенева – Белинскому. Уникальность книги заключается в отражении извечного спора поколений на примере конкретной семьи, а также в сравнении общественно-политических взглядов представителей разных возрастов и сословий.
Сюжет
Евгению Базарову в романе противопоставлен представитель старшего поколения Павел Петрович Кирсанов. Он – дядя Аркадия Кирсанова, приятеля Базарова. Биография персонажа типична для представителя той эпохи. Павел Кирсанов, отучившись в Пажеском корпусе, стал гвардейцем. Новоявленный светский лев быстро стал повесой, вошел в петербургское высшее общество.
Его дальнейшая судьба была предопределена: блестящая карьера, быстрое продвижение по службе, успех в свете. На пути к светлому будущему встала любовь к эксцентричной княгине, ради которой герой бросил все и покинул родную страну. Неудачные отношения разбили юноше сердце и перечеркнули жизнь, оставив без перспектив и семьи.
Павлу Петровичу пришлось переехать в деревню к брату, но, несмотря на проживание в провинции, он придерживается правил жизни, к которым привык в городе. Его манеры неизменны, а внешность не демонстрирует признаков неухоженности.
Видный и привлекательный мужчина даже в деревне остается аристократом. Либерал и славянофил, он предпочитает то, что сделано на британский манер. Даже читает зарубежные газеты. Безупречное воспитание и образованность позволяют Кирсанову вступать в полемику с гостем дома – Базаровым.
Почему Павел Кирсанов невзлюбил Базарова – один из главных вопросов в произведении. Причиной этому могла послужить не только разница в мировоззрениях, но и чувства к девушке. Павел Петрович застал Базарова целующим сожительницу его брата. Фенечка вызывала симпатию и в нем самом из-за внешней схожести с бывшей возлюбленной.
Дуэль кажется герою неизбежным шагом. Кирсанов получает ранение на дуэли и, когда племянник женится на Одинцовой, отбывает за рубеж на лечение. Поселившись в Дрездене, он ведет привычный образ жизни, посещая светские мероприятия и поддерживая знакомство с представителями общества. В душе Кирсанов несчастлив, и неуемная тоска продолжает томить его сердце.
Автор описывает Кирсанова как бывшего представителя молодого поколения, который теперь готов поделиться мудростью с молодежью. Сравнение с Базаровым подчеркивает его характер и настроения старшего поколения. Холеный щеголь, сдержанный и манерный, все еще красивый и ухоженный, Павел Кирсанов преображался в спорах с нигилистом Базаровым.
Он раздражался, терял спокойствие, лицо становилось морщинистым, превращая его в старика. Кирсанов не понимал простого народа и принимал его боязнь власть имущих. Либерализм Кирсанова не действенный, а заканчивающийся на важных репликах, вырывающихся из его уст. Умный, принципиальный и безупречный герой выступал достойным оппонентом, представляя старшее поколение.
Олицетворявший «отцов» Кирсанов, уезжая в Дрезден, символично оставляет молодых наедине с новой жизнью. Это символизирует уход старого поколения, привычных традиций и устоев.
Экранизации
Извечный вопрос спора отцов и детей наглядно представлен в романе Ивана Сергеевича Тургенева и не теряет актуальности с течением времени. Каждое новое поколение задает вопросы предыдущему, поэтому тема привлекательна для режиссеров и постановщиков. Роман «Отцы и дети» был неоднократно экранизирован.
В 1915 году публике был продемонстрирован фильм Вячеслава Висковского, который не сохранился до наших дней. В 1958 году режиссеры Адольф Бергункер и Наталья Рашевская сняли ленту, в которой роль Павла Петровича Кирсанова исполнил знаменитый Бруно Фрейндлих.
Затем последовал проект Алины Казьминой и Евгения Симонова. Экранизированный драматический спектакль поставлен в 1974 году при участии артистов Малого театра. В образе Кирсанова выступил Евгений Велихов.
Фильм 1983-84 годов, созданный Вячеславом Никифоровым, – советский телесериал, состоящий из четырех серий. Роль Кирсанова-старшего исполнил Борис Химичев. А в ленте Авдотьи Смирновой, выпущенной на экраны в 2008 году, этого персонажа воплотил Андрей Смирнов.
Цитаты
Образ жизни Павла Петровича Кирсанова оказывается не его персональным выбором. Это то, к чему стремится его дух, маска, так называемый «принсип»:
«...Аристократизм – принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди...»
Любовная история в его жизни не удалась, взгляды оказываются попранными молодым поколением. Чувство собственного достоинства Кирсанову помогают поддерживать только принципы, которые делают его полноценной личностью, интересным образованным человеком и полноправным представителем высшего света даже спустя годы.
Взгляды Кирсанова во всем расходятся с мнением Базарова. Представляя старшее поколение, Павел Петрович уверен – молодежь с революционными идеями намерена разрушить то, что возвели предыдущие поколения, не оставив ничего взамен:
«...Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете… Да ведь надобно же и строить...»
Устаревшие взгляды Кирсанова очевидны в рассуждениях о народе:
«...Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он – патриархальный, он не может жить без веры...»
Герой уверен, что для народа важны не свобода и возможность самостоятельно распоряжаться собственной жизнью, а вера в Господа и во всесильное государство, которому стоит подчиняться, чтобы жить хорошо. Накануне отмены крепостного права такие высказывания казались откровенным архаизмом и будоражили умы революционеров.