Биография
Авдотья Смирнова — российский сценарист, режиссер, телеведущая, актриса и писатель. Ей удалось стать специалистом литературного кино в отечественной киноиндустрии, хотя о кинематографе Смирнова в молодости и не думала. Сегодня проекты знаменитости находят теплый отклик у публики и критиков, благодаря чему копилка ее кинопремий регулярно пополняется новыми наградами.
Детство и юность
Авдотья Смирнова родилась в Москве и приходится дочерью популярным родителям — актрисе Наталье Рудной и ее супругу, знаменитому советскому режиссеру Андрею Смирнову, автору кинофильма «Белорусский вокзал».
У Авдотьи есть брат Алексей и сестры Аглая и Александра. Дома ее называли Дуней, а сверстникам девочка представлялась Кристиной или Анжелой, поскольку имя свое не любила.
Воспитываясь в семье, напрямую относящейся к киноискусству, школьница и сама тянулась к кинематографу. Но также Дуне нравилось сочинять различные истории, поэтому в старших классах она планировала пойти на сценарный факультет ВГИКа. В итоге в вопрос выбора вуза вмешался властный отец.
Андрей Смирнов не понаслышке знал, насколько трудна жизнь, связанная с кино, поэтому категорически запретил дочери идти по стопам родителей. Согласившись с ним, Авдотья стала студенткой филологического факультета МГУ. Проучившись там некоторое время, перевелась в ГИТИС на направление театроведения.
В итоге высшее образование Смирнова так и не получила. В молодости она увлеклась журналистикой, стала работать книжным обозревателем в журналах «Столица» и «Афиша», а затем год была редактором в творческом объединении Сергея Соловьева «Круг» на киностудии «Мосфильм».
Эта работа отвлекла Дуню от учебы, и вуз студентка бросила, тем более что у нее появилось новое увлечение — музыка. Девушка стала исполнять обязанности арт-менеджера в андеграундной панк-группе «Тупые» и даже несколько раз попробовала себя в качестве вокалистки.
В 1989 году Авдотья переехала в Ленинград. Там Смирнова занималась искусством: сотрудничала с обществом художников «А — Я», организовывала выставки современной живописи, составляла коллекцию картин для банка «Петровский».
Фильмы
В Санкт-Петербурге Смирнова познакомилась с режиссером Алексеем Учителем, вместе с которым написала первый сценарий для документального фильма «Последний герой», посвященного памяти Виктора Цоя.
В партнерстве с Учителем начинающая сценаристка работала еще над двумя документально-биографическими лентами — «Баттерфляй» о театрале Романе Виктюке и «Красная Жизель» о балерине Ольге Спесивцевой, которая затем была переделана в полнометражную ленту под названием «Мания Жизели».
В 2000 году вышла следующая работа сценариста — драма «Дневник его жены», в которой Андрей Смирнов сыграл главную роль. Картина получила массу призов на кинофестивалях, а сама Авдотья Андреевна стала победительницей сценарного конкурса The Hartley-Merrill International Screening Competition.
В дальнейшем сотрудничество с Алексеем Учителем продолжилось. Вместе они создали мелодраму «Прогулка» и должны были делать новый фильм по сценарию Авдотьи Андреевны «Связь». Но у Учителя возник срочный проект, и он порекомендовал коллеге самой попробовать стать режиссером. В итоге картина, в которой, кстати, снималась мама Смирновой Наталья Рудная, получила приз за лучший дебют на кинофестивале «Кинотавр».
С тех пор Смирнова часто сама снимала фильмы по собственным сценарным разработкам. Кинорежиссер поработала над новой экранизацией классического романа «Отцы и дети», который трактовала как семейную историю. Проект создавался в бывшем имении Ивана Тургенева, ныне музейном комплексе Спасское-Лутовиново.
Затем режиссер сняла одну серию детективного сериала «Черчилль». Следующей работой, местом действия для которой Авдотья Андреевна вновь выбрала музей, стала романтическая комедия «Два дня». Главных героев здесь исполнили Федор Бондарчук и Ксения Раппопорт. Интерьеры Кунсткамеры использовались в социальной трагикомедии «Кококо» о женской дружбе. В этом фильме, который был отмечен множеством премий, сыграли Анна Михалкова и Яна Троянова.
Такая увлекающаяся натура не могла не попробовать себя и в качестве актрисы, поэтому Смирнову можно увидеть в комедии «Пока ночь не разлучит», криминальной ленте «Я тоже хочу» и драме «Уроки в конце весны».
Авдотья Андреевна большую часть времени уделяет режиссерской работе. В 2016 году она участвовала в съемках киноальманаха «Петербург. Только по любви». Смирновой досталась часть под названием «Выгул собак» о судьбе молодой женщины (Анна Михалкова), которая в поисках личного счастья перепробовала массу методов: ходила к колдунам, заполняла анкету на сайте знакомств.
В 2018 году Смирнова представила зрителям драму «История одного назначения», в которой речь пошла о молодых годах Льва Толстого. Граф выступал в качестве адвоката одного солдата, у которого случился конфликт с офицером. В фильме были заняты Алексей Смирнов, Евгений Харитонов и Ирина Горбачева. По традиции съемки проходили в музейном комплексе Ясная Поляна и Пушкинских Горах. Сценарий Авдотьи Андреевны, Анны Пармас и Павла Басинского получил приз имени Григория Горина на 29-м «Кинотавре» и кинопремии «Ника» и «Золотой орел».
Фильм с бюджетом в 110 млн рублей снимался без поддержки государства. Министерство культуры выделило деньги, но Смирнова отказалась от них, что было обусловлено резонансным делом «Седьмой студии». Супруг режиссера и Роман Абрамович стали инвесторами проекта.
Телевидение и книги
Закрепиться на телевидении Смирнова пробовала еще в 1989 году с собственной передачей на ленинградском телеканале, но тогда Авдотья Андреевна переключилась на написание сценариев и забросила этот вид творчества.
А вот в 2002 году она снова стала телеведущей и вместе с писательницей Татьяной Толстой вела ток-шоу «Школа злословия» сначала на канале «Культура», а потом и на НТВ. Программа многократно признавалась лучшей, а сама телеведущая получила статуэтку ТЭФИ в 2003-м. Ток-шоу выходило на российском телевидении до 6 июля 2014 года.
Написание книг занимает важное место в творческой биографии Смирновой. Испробовала себя режиссер и сценарист и в литературном жанре. Вместе с соведущей Татьяной Толстой она выпустила литературный труд «Кухня “Школы злословия”», а затем сама издала сборник «С мороза», включающий статьи, истории и эссе прошлых лет. Также в отдельное издание были оформлены сюжеты фильма «Связь» и другие киносценарии.
В 2008-м режиссер появилась на телеэкранах в составе жюри шоу «СТС зажигает суперзвезду».
Личная жизнь
В Ленинграде Смирнова познакомилась с искусствоведом Аркадием Ипполитовым, за которого вскоре вышла замуж. В 1990 году у них родился сын Данила, который впоследствии стал чемпионом мира по пляжному футболу в составе сборной России, а позднее недолгое время был продюсером группы «Ленинград». В 1996-м супруги разошлись.
В 2012 году в личной жизни Смирновой произошли перемены — она вышла замуж во второй раз. Муж кинорежиссера — политический деятель Анатолий Чубайс. Пара дружила 10 лет, после чего начался роман. Анатолий несколько раз делал своей избраннице предложение, но Авдотья согласилась не сразу. После бракосочетания кинорежиссер известила поклонников о событии небольшим фото и лаконичным комментарием к нему, которые разместила на своей странице в «Фейсбуке».
По словам Смирновой, супруг долгие годы остается самым взыскательным критиком ее киноработ, и получить от Чубайса комплимент писательница считает большим успехом. Во время съемок именно муж контролирует вопросы отдыха жены, зная, что Авдотья готова работать сутками напролет.
Авдотья Смирнова сейчас
Сейчас Авдотья Андреевна продолжает заниматься благотворительностью и режиссерской деятельностью.
В 2021 году состоялась премьера российского драматического музыкально-биографического сериала «Вертинский». Смирнова выступила в качестве режиссера и автора сценария. В актерский состав вошли такие звезды, как Анна Михалкова, Виктория Исакова, Паулина Андреева. Этот проект для Авдотьи Андреевны можно назвать семейным, поскольку в нем участвовали ее отец Андрей Смирнов, брат Алексей и его супруга Анастасия Пальчикова.
Работа над лентой началась еще в 2013-м. В процессе создания сценария были изучены архивные документы, воспоминания самого Вертинского, проводились консультации с историками.
Образ певца воплотил Алексей Филимонов. По словам Смирновой, актер был назначен на роль без кастинга. Поскольку сюжет охватывает 40 лет жизни Вертинского, Филимонову пришлось поправиться на 13 кг, а затем похудеть на 7. Алексею побрили верхнюю часть головы и на этот участок приклеивали соответствующий возрасту персонажа парик. 3 месяца занятий с педагогом по вокалу помогли артисту самостоятельно исполнить все 10 песен из репертуара героя.
Бюджет проекта позволил создать 8000 костюмов, 340 декораций, 8000 человек массовки и 260 говорящих персонажей. Несмотря на то что история Вертинского охватывает 7 стран, съемки проводились только в трех: России, Турции и Венгрии.
По мнению Авдотьи Андреевны, сам Вертинский «должен не без одобрения относиться к нашей работе».
В марте 2022 года стало известно об отставке Анатолия Борисовича с должности специального представителя президента. Тогда же появилась информация об отъезде Чубайса и Смирновой.
Фильмография
- 2008 — «Отцы и дети»
- 2008 — «9 мая. Личное отношение»
- 2010 — «Черчилль»
- 2011 — «Два дня»
- 2012 — «Плов»
- 2012 — «Кококо»
- 2016 — «Петербург. Только по любви»
- 2018 — «История одного назначения»
- 2021 — «Вертинский»
Интересные факты
- Авдотья Андреевна является режиссером видео к композиции «Похороны» группы «Ленинград», продюсером выступил ее сын Данила.
- Большую часть времени Смирнова отдает работе в благотворительной организации, она является учредителем фонда «Выход», который оказывает помощь и решает проблемы детей, страдающих аутизмом. Проекты фонда, созданного группой частных лиц в 2012-м, реализуются за счет пожертвований.