История персонажа
Анка-пулеметчица — вымышленная героиня легендарного фильма «Чапаев», снятого братьями Георгием и Сергеем Васильевыми по мотивам одноименного романа писателя Дмитрия Фурманова в 1934 году. В облике смелой, волевой женщины-красноармейца органично сплелись типичные черты русской женщины, борющейся за свободу родной страны. Роль Анки на экране воплотила актриса Варвара Мясникова.
История создания персонажа
В основу фильма лег сценарий, созданный женой Фурманова, Анной. Режиссеры картины переработали текст и выпустили на экраны первый вариант исторической картины, повествующей о командире Красной Армии. Главным цензором фильма выступил Иосиф Сталин, который внес коррективы — предложил добавить к главным мужским персонажам, Чапаеву, Фурманову, Петьке, и женский образ, а также провести «романтическую» линию.
Васильевы переработали сценарий, учитывая указания вождя, и в скором времени публика увидела на экранах классическую версию «Чапаева». Введенная в фильм Анка-пулеметчица быстро обрела народную любовь. Сегодня точно неизвестно, кто стал прототипом этой героини картины. Среди прочих существует правдоподобная история о том, что при создании женского образа в ленте братья Васильевы вдохновились биографией санитарки Марии Поповой.
В процессе переделки сценария Георгий и Сергей познакомились с газетной публикацией, повествующей о подвиге Марии Андреевны. Во время одного из боев, развернувшихся в эпоху Гражданской войны, санитарка направилась к раненому пулеметчику. Не желая уступать врагу, солдат приказал девушке стрелять из пулемета «Максим», помогая Марии здоровой рукой. Санитарка нажимала на гашетку, раненый управлял стволом.
Кроме того, в образ Анки были включены черты участниц военных действий 25-й Чапаевской дивизии. Создатели фильма проводили с воевавшими женщинами интервью, отбирая яркие и интересные истории с полей сражений. Имя героиня картины получила от жены писателя, Анны Никитичны (в девичестве Анны Стешенко). Эта женщина, так же как и Попова, во время Первой мировой войны стала сестрой милосердия. Именно на фронте Анна познакомилась с первым супругом, Дмитрием Фурмановым.
Сын жены писателя от второго брака утверждал, что образ Анки — собирательный, не имеющий какого-то конкретного прототипа. Тем не менее после выхода фильма Мария Попова была названа в советских газетах «настоящей» Анкой, с которой писался образ.
Судьба Анки-пулеметчицы
Действия фильма разворачиваются в 1919 году на Урале. Василий Иванович Чапаев, командир 25-й дивизии вместе с военными прорывает тыл белогвардейцев. После боя следует затишье, солдаты отдыхают, а сам командующий продумывает план дальнейших действий. В это время в дивизию прибывает молодой комиссар Дмитрий Фурманов. Между командиром и новым замполитом рождается серьезный конфликт. Однако по ходу развития сюжета оба понимают, что служат одному делу, проникаются уважением друг к другу.
На фоне военных действий в кино развивается и любовная линия между ординарцем Чапаева Петькой и прибывшей в дивизию вместе с подкреплением юной Анкой. Девушка до выезда на фронт была работницей иваново-вознесенской ткацкой фабрики. Теперь же вместе с другими ткачами героиня отправляется бороться с белогвардейцами. Петьку назначают обучить девушку устройству пулемета.
Со всей молодецкой удалью ординарец решает приударить за красавицей. Рассказывая о деталях пулемета, юноша то и дело пытается приобнять Анку. Но ткачиха оказывается не робкого десятка, говоря о том, что все солдаты «с бабами молодцы». Умение постоять за себя восхищает в девушке бойца. Петька обещает привести в дивизию живого «языка».
Зародившееся между молодыми людьми чувство растет, помогая справляться с военными буднями. Ярким в фильме становится момент, когда Анка оказывается рядом с пулеметом во время наступления отряда каппелевцев. Напарник девушки, смертельно раненный, велит ей держаться до последнего. Пулеметчица начинает отстреливаться от врага до последнего патрона. И когда надежда на спасение рушится, появляется конница Чапаева.
В этом эпизоде раскрывается смелость героини, умение правильно вести себя в сложный драматический момент. Во время последнего боя, когда силы отряда остаются на исходе, командир отсылает влюбленных Анку и Петьку в расположение главных сил дивизии. Девушка исполняет поручение, ординарец же остается с Чапаевым и вскоре погибает.
Анка-пулеметчица в фильмах и книгах
Образ Анки-пулеметчицы получил популярность в массовой культуре. Героиня появляется на страницах книги Виктора Пелевина «Чапаев и Пустота» 1996 года. По сюжету произведения девушка является племянницей Василия Ивановича и невестой Петьки. Кроме того, герои фильма стали персонажами народных анекдотов.
В 90-х годах эстрадная российская певица Наталья Ступишина выступала под творческим псевдонимом «Анка». Сценический образ исполнительницы был заимствован у героини фильма «Чапаев», а в репертуар вошли песни, связанные с темой Гражданской войны.
Фильмография
- 1934 — «Чапаев»
Библиография
- 1996 — «Чапаев и пустота»