История персонажа
Полишинель — популярный персонаж во французском народном театре. Синонимы этой куклы: балагур, задира, горбун. С именем шута связан известный фразеологизм, который сегодня вошел в обиход в политическом аспекте.
История создания персонажа
Происхождение французской куклы связано с итальянским уличным театром. В XVI веке по Европе путешествовала комедия дель арте, в которой актеры надевали маски и развлекали публику комедийными сценами с элементами импровизации. Такой вид народного театра получил географическое распространение. Неудивительно, что это итальянское явление оказало влияние на культуру других стран, в том числе и Франции.
Полишинель появился в стране романтиков в конце XVI века как живой персонаж. Итальянские спектакли сначала пользовались большим спросом в Европе, но в середине XVII века влияние церкви привело к упадку такого искусства. Правда, во Франции к уличным комедиантам отношение осталось положительным.
Итальянские труппы осели там практически на постоянное жительство. В итоге произошла интеграция искусств двух стран, и персонажи уличных представлений потихоньку «перекочевали» на сцену публичных театров Франции.
Что касается Полишинеля, то его прототип — Пульчинелла. Перешел он во французскую культуру как живой актер, но позже стал марионеткой и обосновался в балаганном театре. Название же игрушки взяли с итальянского, адаптировав под французское произношение.
В этой стране шут приобрел и своеобразные черты. Зрители видели со сцены неграмотного простолюдина с необычной, даже отталкивающей внешностью. Это уродливый горб на спине, а иногда и пузо. У куклы длинный нос с горбинкой, а на голове несуразный колпак.
В душевных характеристиках персонажа преобладает желание подурачиться и повеселить публику. У куклы писклявый голос, а еще она невероятно болтлива и не умеет хранить тайны. С этой особенностью и связан фразеологизм «секрет полишинеля».
Значение выражения следует искать в истории. Так, в итальянских уличных представлениях Пульчинелла часто говорит либо несуразные вещи, либо преподносит и так понятные сведения под видом «великой тайны». Например, заговорщицким тоном рассказывает, кто сейчас правит страной.
Но фразеологизм родился из собственно самого «секрета Полишинеля». В театральных представлениях у этого персонажа есть жена — Коломбина. Женщина изменяет супругу с не менее задорным и озорным Арлекином. Сам герой не догадывается об этом, однако все вокруг прекрасно знают об адюльтере, но предпочитают молчать.
В реалиях современной жизни выражение «секрет полишинеля» используется в отношение чего-то, на что стараются закрыть глаза. То, что и так ясно, но говорить об этом вслух не стоит. Например, в отношении «бесплатной медицины» или «белой зарплаты».
Биография и образ Полишинеля
В виде марионетки персонаж часто обрушивался остротами в сторону аристократов. Например, критиковал кардинала Мазарини. Но ввиду революционных настроений Полишинель попал под запрет, что обусловило еще большее любопытство у зрителей.
Правительство не желало слышать публичные насмешки в свой адрес. На рубеже XVIII–XIX веков на улицах Парижа появляются молодые люди в укороченных рединготах, с немыслимым начесом на голове. Такое движение выражало явный протест в отношении действующего строя, а подобных смельчаков называли полишинелями.
После июльской революции 1830 года слава комического персонажа померкла. Теперь вместо куклы получает распространение политическая картинка-карикатура, публикуемая в газетах.
Влияние образа итальянского шута проникло во многие культуры. Если в Италии Пульчинелла был деревенским бездельником, который распространяет пошлые шутки, то русский персонаж в самом начале биографии имел негативную окраску.
Полишинель в России — это любимый герой Петрушка. До середины XX века имидж этого весельчака и балагура связывали с воровством и драками. После же амплуа смешного человечка в колпаке меняется. Он становится положительным героем, который часто приходит в гости на детские представления.
В Чехии брат Петрушки — Кашпарек. Это крестьянин в красном кафтане, который специализируется не на абсурдных шутках, а на сатире — чаще в политическом ключе. Изображение Кашперека дополняется особенностью — красным кончиком носа, чего нет у его «собратьев» в других странах.
Такое распространение образа персонажа объясняется не только широкой географией гастролей итальянской труппы. Нельзя не учитывать и мифологическую основу. Так, у некоторых народов еще в первобытном обществе присутствовало описание существа, которое выступало связующим звеном между живыми и мертвыми. Поэтому и изображение такого персонажа демонстрирует нечто уродливое, горбатое, четырехпалое.
Соответственно, и поведение этой архаической личности так отличается от общепринятых моральных норм. Полишинеля сложно отнести к положительному или отрицательному персонажу, он попросту опровергает все стереотипы. Но эта вседозволенность полюбилась зрителям и способствовала дальнейшей интеграции в другие жанры искусства.
Так, например, Полишинель в виде глупого слуги появляется в комедии Жана Батиста Мольера, сохраняя узнаваемые черты характера театрального шута.