История персонажа
Актеон — персонаж древнегреческого мифа. Смертный, превращенный в оленя и растерзанный собаками. Трагическая фигура, описываемая в легенде, подверглась божественной каре. А вот причины гибели охотника от версии к версии варьируются.
История создания персонажа
Предание логически разделяется на две части — события, предшествующие гибели героя, и, собственно, ужасная сцена смерти. И если финал легенды во всех источниках идентичен, то описание обстоятельств, к нему приведших, видоизменяется.
Исследователи мифа обратили на это внимание, сделав вывод, что эпизод терзания Актеона собаками первичен. При том мотивирующая часть истории важна в подобном ключевом моменте.
Самые ранние источники происхождения предания относятся к VII–VI векам до н. э. Авторы этих версий — Стесихор и Акусилай Аргосский. В книгах содержится информация, что смертный посмел свататься к возлюбленной Зевса, матери Диониса, за что и был наказан. У Стесихора в роли «палача» выступила Артемида (Диана), а у Акусилая как раз таки верховный бог покарал человека.
В III веке до н. э. в трудах Каллимаха упоминается история об Актеоне. Эта версия стала самой популярной, ее продолжили Овидий, Гигин, Сенека и Павсаний. Диодор Сицилийский добавил в повествование факт того, что охотник пытался жениться на Диане. При этом сцена с наблюдением за обнаженной богиней отсутствует.
Смысл легенды в разных интерпретациях сводится к тому, что человеку не положено видеть богов. В противном случае ждет неминуемая кара. В греческой мифологии существует несколько сюжетов, затрагивающих эту тему. И в каждом предании финал идентичен — высшие силы, так или иначе, наказывают смертного за попытку стать с ними на одну ступень.
Образ и биография Актеона
Во всех источниках персонаж называют человеком, смертным. Тем не менее у героя есть божественные предки. Будучи сыном Автонии и Аристея, юноша приходится внуком самому Аполлону.
Значение имени молодого человека связано с охотой, любовь к этому занятию воспитал в мужчине кентавр Хирон. Он был талантливым учителем, добрым и мудрым. Среди его благодарных «слушателей» значились Ясон, Ахилл, Орфей и Асклепий.
Актеон вырос умелым охотником. Однажды выехал он с друзьями в леса Киферона. В полдень стало очень жарко, и мужчины решили устроить привал. Юноша же стал бродить в долине в поисках прохлады и воды.
Набрел он на Гаргафию, в которой бурно цвели пихты, платаны и кипарисы. Услышал парень журчание ручья и поспешил к спасительному источнику. А на склоне горы обнаружил грот, обвитый зеленью.
Не знал смертный, что в этом месте часто отдыхала Артемида. Когда он приблизился, то стал невольным свидетелем картины омовения богини. Она отдавала лук и стрелы нимфам, снимала сандалии, чтобы искупаться.
Нимфы увидели человека и закричали, пытаясь прикрыть собой Артемиду. Актеон не мог пошевелиться, с изумлением наблюдая за женщиной невиданной красоты. Богиня разгневалась, что ее покой нарушили, и решила наказать смертного.
В следующее мгновение почувствовал юноша неладное. На голове стали расти рога, а тело покрылось густой шерстью. Хотел он взмолиться о пощаде, но упал на четвереньки, увидев собственные копыта. Так охотник превратился в оленя и мог только мычать.
Слезы покатились из его глаз, но вернуть уже ничего нельзя было. Диана крикнула, что теперь он может идти и рассказать всем, что узрел ее без одежды. Однако далеко несчастному герою уйти не удалось.
Актеон услышал лай и бросился бежать по ущельям Киферона, преследуемый собаками. Он несся со скоростью света, пытаясь избежать мучительной гибели.
Но натренированные псы настигли собственного хозяина и впились в его тело. Рассвирепевшие гончие, опьяненные запахом крови, разорвали юношу в образе оленя на части. А подоспевшие на лай другие охотники только порадовались такой добыче.
Так и погиб несчастный смертный, осмелившийся узреть красоту богини.
Актеон в культуре
Сцены из древнегреческой легенды нашли воплощение в античной пластике, вазописи и помпейских фресках. Позднее предание проникло в европейское искусство. Изначально это были иллюстрации к Овидию, затем полотна знаменитых живописцев — Бассано Якопе, Доменикино, Рембрандта, Делакруа и других художников.
Миф лег в основу трагедии древнегреческого драматурга Эсхила. В произведении Актеон похвастал своими талантами, объявив, что он намного лучше в охоте, чем сама Артемида. За такие речи юноша и был наказан, превращенный в оленя и растерзанный собаками. Текст трагедии Эсхила «Лучницы» практически утрачен, удалось восстановить лишь небольшие фрагменты.
Кроме того, герой стал центральным персонажем в трагедиях Иофонта Афинского, Клеофонта и Фриниха. В этих произведениях описываются немного другие причины гибели юноши. Так, поводом для гнева богов становится то, что обычный человек вздумал жениться на Семеле — возлюбленной самого Зевса. Карателем же выступила Диана, которая накинула на смертного шкуру оленя.
Описание мифа стало популярно в живописи в XVI–XVII веках. Наиболее известны работы итальянского художника Тициана — картины «Актеон наблюдает за купающейся Артемидой» и «Смерть Актеона».
Сам момент побега героя из грота запечатлел Франческо Альбани. А Жан-Леон Жером на своем полотне изобразил испуганных нимф, которые заметили, что за ними наблюдает человек.
Среди скульптур известен фонтан в итальянском парке в Казерте. Композиция состоит из 2 частей. Справа — разгневанная Диана среди помощниц. Слева — сам мифологический персонаж, уже изображенный получеловеком-полуоленем. Его окружают охотничьи псы, некоторые из них уже бросаются на добычу, не узнавая хозяина.
Работа русского художника Ивана Петровича Матроса представлена в Петродворце. Эта скульптура из бронзы также изображает мифологического героя, который тянется к стрелам.
Самостоятельную жизнь обрело па-де-де Дианы и Актеона за авторством советской артистки балета Агриппины Яковлевны Вагановой. Она использовала в работе музыку из «Царя Кандавла», руководствуясь постановкой Мариуса Петипа.
Интересные факты
- Собаки, растерзавшие хозяина, по некоторым версиям «вознеслись на небо», превратившись в созвездие Малого или Большого Пса.
- После смерти охотника его наставник, кентавр Хирон, воздвиг в честь погибшего воспитанника статую.
- Именем мифологического персонажа назвали несколько королевских кораблей ВМФ Великобритании.
Библиография
- VI–V век до н. э. — «Актеон»
- V–IV век до н. э. — «Лучницы»
- I век н. э. — «Метаморфозы»