Пандора

Pandora
О персонаже
Страна
Греция
Создатель
Фольклор
Деятельность
герой мифа, первая женщина, созданная по велению Зевса
Семейное положение
замужем

История персонажа

Пандора — персонаж древнегреческой мифологии. Первая женщина, созданная олимпийскими богами в наказание человечеству. До этого, согласно мифам, на земле жили только мужчины. По легенде, будучи от природы любопытной, открыла ящик, где хранились несчастья и бедствия, и выпустила те в мир. Отсюда образовалась крылатое выражение «открыть ларец (или ящик) Пандоры», означающее совершение действия с необратимыми последствиями, как правило, негативными.

История появления персонажа

Первое упоминание об этом женском мифическом персонаже можно найти у древнегреческого историка и поэта Гесиода в труде «Теогония», созданном в VIII–VII веках до н. э. Анализируя античные мифы, ученый называет Пандору первой женщиной на земле, созданной Зевсом, чтобы наказать людей, получивших от титана Прометея огонь. Также упоминание об этом женском образе содержится в работах Гигина и Аполлодора, однако же эти историки не сообщают о сюжетной линии с ящиком бед и страданий.

Образ и судьба Пандоры

Из биографии героини известно, что Пандора стала первой женщиной на земле. Люди провинились перед богами потому, что мятежный титан Прометей ради них похитил с неба огонь. Разгневанный Зевс в наказание человечеству повелел создать Пандору. Бог-кузнец Гефест замешал глину с водой и из этого материала слепил героиню. К творческому процессу приложили руку и остальные боги, так что Пандора, по сути, — продукт коллективного творчества.

Имя героини переводится с древнегреческого как «одаренная всем». Пандора получила это имя потому, что каждый из богов Олимпа, творя героиню, преподнес ей в дар некое качество или вещь. От богини любви Афродиты героиня получила красоту, а от Афины — наряды. Ловкий Гермес, покровитель торговли, преподнес Пандоре хитрость и сладкоречие.

История гласит, что от союза Пандоры с титаном Эпиметеем родилась дочь Пирра, которая позже вышла замуж за сына Прометея, Девкалиона, и вместе с ним единственная из всех смертных пережила всемирный потоп. Пирра и ее супруг возродили человеческий род, разбрасывая камни. Из брошенных ею камней получались женщины, а из брошенных им — мужчины.

Пандора любопытна, и эта черта героини стала причиной несчастья, произошедшего со всем человечеством. Старший брат Эпиметея — провидец Прометей — предостерегал младшего, чтобы не брал ничего, исходящего от Зевса, потому что олимпийские боги, ополчившиеся против Прометея, могут использовать это для мести. Эпиметей не послушался и принял от громовержца Зевса Пандору.

По поводу того, что произошло дальше, есть разные версии мифа. По одной — любопытная Пандора узнает от мужа, что у того в доме хранится некий ящик или кувшин-пифос, подаренный Зевсом. По другой — Зевс преподносит этот сосуд самой Пандоре. В обеих версиях открывать сосуд запрещено. Пандора из любопытства открывает ящик. Оттуда вырываются неисчислимые бедствия, которые были заключены там, и обрушиваются на человечество.

Пандора закрывает сосуд, но к тому моменту на дне остается одна только надежда. Миф толкуется таким образом, что род человеческий оказался посреди океана несчастий и при этом лишен надежды. Выражение «открыть ящик Пандоры» в новое время стало использоваться для того, чтобы описать действие, совершение которого привело к неким неприятным и необратимым последствиям.

Пандора в культуре

Образ Пандоры нашел отражение в мировом искусстве. Популярность героиня получила среди художников-прерафаэлитов, творивших во второй половине XIX столетия. Традиционно живописцы обращались к изображению женского персонажа, открывающего ящик бед или сидящего возле ларца. Такие картинки можно увидеть на полотнах Джона Уотерхауса, Данте Габриэля Россетти и Артура Рэкхема.

Среди выдающихся скульптурных работ, изображающих любопытную красавицу, — статуя мастера Федора Шубина, включенная среди других в фонтанную группу в Петергофе. Как и в живописи, в скульптуре героиня изображается с неизменным атрибутом — шкатулкой или небольшим ящиком.

В кинематографе также часто упоминается имя героини греческих мифов, однако события фильмов, как правило, не связаны с античным сюжетом. Так, в картине 1951 года «Пандора и Летучий Голландец» повествуется о драматической судьбе роковой красавицы Пандоры, несущей беды возлюбленным.

В фантастическом триллере 2009 года «Пандорум» именем героини названо психическое расстройство. Пандорум развивается у людей, которые опасно долгое время провели в состоянии анабиоза или «гиперсна». Симптомы расстройства — тяга к убийствам, галлюцинации и паранойя.

Имя героини античного мифа появляется и в литературе. Так, в вампирском цикле писательницы Энн Райс есть роман ужасов «Пандора», названный так по имени главной героини. Пандора там — древняя вампирша, которая родилась еще во времена республиканского Рима, до рождения Иисуса Христа. В человеческой жизни героиня носила имя Лидия и была дочерью римского сенатора.

В ХХ веке вампирский род был почти полностью уничтожен, и Пандора снова оказывается среди немногих выживших. Героиня стала угрюмой и апатичной, избегает общества себе подобных и игнорирует Мариуса, который пытается ухаживать за ней снова. В 2002 году вышел фэнтези-хоррор «Королева проклятых» по мотивам произведений Энн Райс. Роль Пандоры в фильме исполняет австралийская актриса Клаудия Блэк, которая позже сыграет роль Далии в вампирском сериале «Древние».

В 2011 году вышел российский криминальный сериал «Пандора». Жизнь главного героя пошла под откос. Чтобы закончить дела и восстановить разрушенное, он буквально становится другим человеком. Ему стирают память, радикально изменяют внешность, причем проделывают это против его воли. С новыми привычками и новой манерой поведения герой возвращается в старую жизнь, чтобы исправить ошибки и рассчитаться с недругами.

Интересные факты

  • В античности греки приносили жертвы богам, причем для каждого божества готовился особый дар. Согласно трудам Аристофана, Пандоре приносилась в жертву белая овца.
  • Героиня становится действующим лицом в сатировской пьесе Софокла «Пандора, или Молотобойцы», а также включается в сюжет комедии Никофона Афинского «Пандора».

Библиография

  • VIII–VII века до н. э. — «Теогония»
  • 1922 — «Легенды и мифы Древней Греции»

Фильмография

  • 1951 — «Пандора и Летучий Голландец»
  • 2002 — «Королева проклятых»