«Белые росы»: интересные факты и курьезы на съемках любимого фильма
В 1983 году на «Беларусьфильме» сняли киноленту режиссера Игоря Добролюбова «Белые росы», полюбившуюся советскому зрителю сразу после первого показа в 1984-м. Рассказ о деревенских жителях, готовящихся вскоре «переквалифицироваться» в горожан, оказался близок и понятен многим в то время. Об интересных фактах, связанных с созданием любимой картины, и курьезах, без которых не обошлись съемки, расскажет эта статья.
Трое из ларца
По режиссерской задумке, братья Ходасы — тройняшки-близнецы. Режиссер даже обращался во Всесоюзный клуб близнецов, находившийся в Ленинграде, чтобы найти для съемок трех подходящих актеров, однако ничего не вышло. В результате от затеи с тройняшками пришлось отказаться — Андрей (Геннадий Гарбук), Александр (Михаил Кокшенов) и Василий (Николай Караченцов) стали братьями-погодками.
«Обломал немало веток, наломал немало дров»
С эпизодом, когда Василий с гармонью восседает в аистовом гнезде, без курьезов не обошлось. Во-первых, исполнявший роль младшего брата актер Николай Караченцов боялся высоты, и режиссеру пришлось продолжительное время уговаривать артиста сниматься в этой сцене. Во-вторых, самостоятельно взобравшись на дерево, спуститься вниз Караченцов уже не смог — пришлось воспользоваться пожарной лестницей.
Оправдали
Сначала Мишка Кисель, сыгранный в «Белых росах» актером Станиславом Садальским, был персонажем мрачным. По первому варианту сценария, Кисель — отсидевший 5 лет за убийство уголовник. Но потом создатели решили «обелить» биографию киногероя. От прежнего сюжета осталась только фраза, брошенная персонажем Садальского: «Отчаюга ты, Федос. Был бы в зоне — королем ходил».
О ядах в кино и жизни
Интересный факт: эпизод с «отравлением» Валета позаимствован автором сценария, Алексеем Дударем, из собственного армейского прошлого. Командиры убеждали солдат, что в выданный для протирки оптики и контактов спирт добавлен сильнейший яд. Разумеется, это было неправдой, однако сомнения в головы желающих выпить служащих заронило. Поэтому смоченный в спирте хлеб отправился «на пробу» псу, а сам «продукт» после дегустации представителем животного мира употреблен «по назначению» служивыми.
А дальше, как в фильме: пес спит, а испуганные солдаты бегут в медсанчасть. Только вместо клизмы получают несколько суток гауптвахты.
Ляп-ляп
Не обошлось в «Белых росах» без ляпов, которые внимательный зритель может легко заметить.
В сцене «спасения» коляски со стеклотарой героем Николая Караченцова бросается в глаза, как «путешествуют» в кадре разбитые бутылки при съемках с разных ракурсов.
Во время памятных «клизматических» посиделок Федоса с Тимофеем тарелки «скачут» по столу, да и сам «четвероногий» норовит убежать в дальний угол.
И другой курьез: средний сын семейства Ходасов в погоне «за длинным рублем» забрался на Дальний Восток, откуда, как говорит сам герой Михаила Кокшенова, сидя на берегу океана, «до Японии доплюнуть можно». Но Федос упорно шлет письма сыну в другой «край советской географии» — в Воркуту!