Жизнь вопреки: контрасты и противоречия в судьбе Александра Вертинского
Александр Вертинский был наделен неповторимым шармом и аристократической магией, которая не вписывалась в советскую культуру. Это не помешало звезде с мировым именем работать на родине в неповторимом жанре в качестве поэта, композитора, певца и артиста в одном лице. Жизнь гения оказалась построена на противоречиях, которые сыграли роковую роль в судьбе.
Эти и другие интересные факты об Александре Вертинском – в материале 24СМИ.
Картавость
Речитатив шансонье Александра Вертинского трудно не узнать. Повторить напевную манеру исполнения с выразительным грассированием так никто и не сумел. Между тем узнаваемая картавость у Вертинского – это не только принадлежность к богемной элите, но и дар природы.
С юных лет Вертинский бредил театром. Александр верил в собственный талант и не сомневался в том, что его разглядят и примут в Школу-студию МХАТ.
Однако Станиславский и Немирович, увидев непонятного паренька с дефектом речи, оказались не в восторге от юноши. Один из мэтров уточнил, что Вертинский планирует делать со звуком «р». Александр пообещал исправить речь. Но Вертинского оборвали на полуслове и не зачислили в список поступивших.
Между тем, когда Вертинский вышел на сцену в образе Пьеро, грассирование, дополненное грустными глазами и эффектными взмахами рук, оказалось уместным. «Ариетки Пьеро» с трогающими душу песнями принесли успех. Такой популярности удивлялся и сам артист, что можно отнести к интересным фактам об Александре Вертинском.
«Поэт я был довольно скромный, композитор тем более наивный! … Вместо лица у меня была маска. Что их так трогало во мне?» – задавался вопросом шансонье.
Анекдоты о «грустном Пьеро»
Со временем тон песен Вертинского становился язвительнее. Певец сменил традиционный белый наряд Пьеро на черный цвет. Жанр музыканта оказался многим непонятен, хотя и обладал некоторым магнетизмом, когда с первых фраз Вертинского, произнесенных тихим голосом, зал мгновенно замолкал.
В переломный для страны год, в 1917-м, Александр Вертинский впервые вышел на сцену в черном фраке, который контрастировал с белой манишкой. А в 1920 году знаменитость покинула Россию и вернулась в страну спустя 23 года.
Между тем соотечественники все эти годы помнили об актере, выступавшем в образе грустного Пьеро, и даже тайно доставали пластинки певца, отличавшегося оригинальной манерой подачи музыкальных произведений.
После возвращения Вертинского из эмиграции в народ ушли веселые истории о певце, которому разрешили вернуться домой. Что было правдой, а что вымыслом, вычислить сложно. Но так в юмористической форме народ проявил любовь к «грустному Пьеро». Самым популярным оказался анекдот о первых мгновениях певца на родной земле.
Анекдот звучал так. Вертинский выходит на перрон, ставит чемодан на землю и произносит: «Здравствуй, родина». После чего оборачивается, а чемодана уже нет. И тогда Вертинский добавляет: «Я, родина, узнал тебя». Этот анекдот звучит в различных интерпретациях, но смысл во всех версиях сохранен.
Разница в 34 года
Интересен факт об Александре Вертинском: семейное счастье артист нашел со второй попытки. А избранницей оказалась 17-летняя Лидия Циргвава. Знакомство произошло за кулисами. Казалось, что у влюбленных нет общего будущего, ведь артисту на тот момент исполнилось уже 51 год.
Мать отговаривала дочь от опрометчивого шага, но Лидию не испугала разница в возрасте, и она приняла предложение Вертинского. Спустя два года с момента знакомства влюбленные обвенчались. А еще через год, в 1943-м, супруги с дочерью Марианной переехали в Москву.
В СССР артиста приняли благосклонно. Между тем семья оказалась далека от советского быта. Вертинские содержали экономку, няню, гувернанток. К тому же музыканту хотелось баловать дочерей и любимую жену. Перед каждым выступлением Вертинский выкупал фрак в ломбарде, а затем сдавал вещь обратно до следующего концерта.
За 14 лет гастрольной жизни Вертинский дал более 3 тыс. выступлений. И изнурял себя работой певец неслучайно. Представитель богемы, как ни странно, мечтал оставить жене и детям после себя дачу с коровой. Идея о хозяйстве появилась из детских воспоминаний, когда юному Александру казалось, что наличие дома, земли и буренки гарантировало обеспеченное будущее.
Слава за границей
Между тем возвращение Вертинского в СССР не совпало с его ожиданиями. Давать концерты в крупных городах певцу запрещали. В репертуаре оставили только 30 песен. О Вертинском молчала пресса, на прилавках по-прежнему отсутствовали пластинки с записями шансонье. К Александру Николаевичу приставили цензора, контролировавшего поведение маэстро.
Выступления Вертинского сопровождались аншлагами, поэтому шансонье мало заботила тишина вокруг своего имени. Наконец терпение лопнуло, и артист обратился к замминистра по культуре СССР. В дерзком послании Вертинский просил посчитаться с народной любовью.
«У меня мировое имя... И я хочу одного – стать советским актером», – писал Вертинский и далее задавал вопросы о том, почему его композиции не звучат на радио, не выпускаются на пластинках и не печатаются в музыкальной литературе.
«За границей обо мне пишут, знают и помнят больше, чем на моей родине. До сих пор за границей моих пластинок выпускают около миллиона в год, а здесь из-под полы все еще продают меня на базарах "по блату" вместе с вульгарным кабацким певцом Петром Лещенко», – приводил интересные факты Александр Вертинский. Однако вопросы шансонье остались без ответа.
Александр Николаевич скончался 21 мая 1957 года от острой сердечной недостаточности. После смерти мужа Лидия Вертинская оказалась в затруднительном положении. Правительство посчитало музыканту небольшой рабочий стаж, и государство начислило на детей скромное пособие. Жена шансонье оставшуюся жизнь хранила верность супругу и больше замуж не вышла.