Биография
Марианна Александровна Вертинская — советская и российская актриса кино и театра, которая в свое время пленила взгляды миллионов зрителей, стоило ей только мелькнуть на экране. Сегодня исполнительница крайне редко появляется в кадре, однако она навсегда вошла в историю отечественного кинематографа, состоялась как женщина и мать и имеет полное право наслаждаться отдыхом.
Детство и юность
Будущая артистка родилась 28 июля 1943 года в крупнейшем городе Китайской Народной Республики — Шанхае. Здесь в то время жил и развивал творческую карьеру популярный в XX веке шансонье Александр Вертинский, отец Марианны.
Ее мать Лидия Вертинская, в девичестве Циргвава, также была творческим человеком — киноактрисой и художницей. Позднее Лидии удалось издать книгу «Синяя птица любви», посвященную отношениям с Александром.
Через 1,5 года после появления Марианны на свет именитое семейство ждало еще одно пополнение: у девочки родилась сестра Анастасия Вертинская, которая впоследствии также прославилась благодаря кинематографу.
Хотя дочь Александра Николаевича и родилась в Китае, большую часть детства провела на территории Советского Союза. Ей было 3 месяца, когда отец с мамой получили разрешение вернуться на родину (за много лет до этого шансонье безосновательно обвинили в шпионаже).
В годы японско-китайской войны жить в Шанхае было крайне сложно: по словам матери Марианны Вертинской, проблемой было достать даже таблетку аспирина. Перед выступлениями певец выкупал собственный фрак из ломбарда, а после вновь сдавал его обратно — настолько тяжелым было материальное положение прославленной четы. Поэтому семейство с радостью воспользовалось возможностью вернуться в СССР.
В детстве родители поддерживали наследниц, которые пошли по их стопам. Правда, финансовое положение оставалось трудным и после переселения в Москву. Вертинскому приходилось давать по 24 выступления в месяц, чтобы свести концы с концами.
Тем не менее у именитого артиста оставалось время на общение с детьми, равно как и у Лидии Владимировны, начавшей сниматься в кино после переезда в СССР. И как только Марианна призналась, что хотела бы блистать на экранах, родители мыслимыми и немыслимыми способами подобрали ей лучших столичных педагогов. Вертинская без труда поступила в Театральное училище имени Бориса Щукина и с успехом его окончила.
Театр
После окончания училища выпускница начала служить в Театре имени Евгения Вахтангова. В том, что касается театральной карьеры, лицедейка на протяжении десятилетий оставалась верна этому месту, уйдя с подмостков только в 2005-м на пенсию.
Устами Марианны Вертинской к зрителям обращалась Маркиза из «Мещанина во дворянстве», Коринна из «Игры в каникулы», Огюстина Бро из «Лета в Ноане» и другие персонажи. Последнее из перечисленных представлений основано на одноименной пьесе классика польской литературы Ярослава Ивашкевича, который посвятил рукопись Фридерику Шопену.
За время работы на сцене актрисе доводилось много и успешно гастролировать, в том числе и за рубежом. Одной из ее заключительных постановок стала игра в спектакле «Будьте здоровы!», созданном по рукописи французского автора Пьера Шено. Здесь она перевоплотилась в главную героиню Вивиан Буасьер. После были еще «Варвары» по произведению Максима Горького.
Советский кинематограф
На экране Вертинская впервые появилась в 1961-м: Марианна участвовала в создании фильма «Високосный год», где изобразила Катю Борташевич. Образ дочери аморального советского чиновника не стал известным по всей стране, однако позволил артистке продемонстрировать недюжинный талант и всерьез заявить о себе.
Следующий проект, который вошел в фильмографию выпускницы «Щуки», сделал ее настоящей звездой. Это была картина «Застава Ильича», снятая в 1964-м. Кино стало одним из символов эпохи оттепели и получило «Золотую пластину» на Римском фестивале.
Здесь Марианна Вертинская сыграла молодую Аню — дочь обеспеченных родителей, представительницу золотой молодежи, с которой знакомится один из главных героев в поисках девушки, подходящей под его высокие идеалы. Премьера состоялась на широких экранах в 1965-м с измененным названием — «Мне двадцать лет».
После выхода произведений, ставших для исполнительницы путевкой в большой кинематограф, еще многие киноработы были украшены ее мастерской игрой. Вскоре после успеха «Заставы Ильича» уроженка Шанхая снялась в сказке «Город мастеров», за основу которой были взяты реальные исторические события, происходившие в Средние века в Западной Европе.
В 1967-м Марианна оказалась в касте научно-фантастической ленты «Его звали Роберт», где перевоплотилась в центральную героиню Таню. Из-за запоя исполнителя главной мужской роли Олега Стриженова съемки едва не оказались сорванными. Трудовой договор с артистом разорвали и лишили его трети месячной зарплаты. Творение постановщика Ильи Ольшвангера вышло на экраны только потому, что вся эта история произошла уже под конец съемок.
Затем дочь Александра Николаевича появилась в драме «Любить…», снятой по мотивам рассказов Иона Друцэ, Авенира Зака, Исая Кузнецова, Юрия Казакова и Владимира Сапожникова. Авторы определяли жанр своего кинополотна как «несколько необычных историй с анкетой и наблюдениями».
Запомнилась советскому зрителю работа Марианны Вертинской в комедии «Семь невест ефрейтора Збруева». В то же время, согласно опросу кинокритиков, проведенному газетой «Советская культура», детище Виталия Мельникова назвали одним из худших в 1971-м (вместе с фильмами «Морской характер» и «Песни моря»).
Параллельно вышли «Денискины рассказы», состоящие из 4 новелл, где лицедейка примерила роль матери Дениса Кораблева. Новеллы стали экранизацией популярных рассказов Виктора Драгунского, которого вдохновил на написание его собственный сын.
Стоит отметить также 3-серийную картину «Капитан Немо», снятую в середине 1970-х по мотивам 2 романов писателя Жюля Верна: «Паровой дом» и «20 000 лье под водой». Вертинской доверили изобразить жену профессора Аронакса (Юрий Родионов) — Жаклин Тюссо. Марианна Александровна блестяще передала характер персонажа и получила новую порцию зрительской любви.
Затем дама поработала на площадке детектива «Смерть под парусом», литературным синопсисом которого стал одноименный роман британского писателя Чарльза Перси Сноу.
Далее Марианна Александровна засветилась в сатирической комедии «Пена». Партнером Вертинской оказался Анатолий Папанов. Во время съемок постановщик Александр Стефанович черпал вдохновение из рукописи Сергея Михалкова. Проект получил популярность на Западе, а рецензия на него даже появилась в колонке The New York Times:
«Эта едкая киносатира на коррупцию и привилегии советских высокопоставленных кругов выгодно отличается от заурядной советской пропаганды и “режет мясо близко к костям”», — писал обозреватель Энтони Остин.
В 1986-м вышла лента «Одинокая женщина желает познакомиться», где Марианна Вертинская сыграла подругу героини Ирины Купченко. Это добрая мелодрама о том, как тяжело бывает переносить одиночество и насколько не стоит судить о человеке по первому впечатлению. Картина также получила любовь зрителей и вошла в ряды советской классики.
Еще одна работа знаменитости, которая пришлась на конец эпохи Советского Союза, — центральный образ в социальной драме «Гражданский иск», где ее партнерами выступили Петр Вельяминов, Виталий Соломин и Владимир Конкин. Производством занималась компания «Молдова-фильм» по заказу Гостелерадио СССР.
Современные фильмы
Вместе со Станиславом Любшиным Марианна Александровна появилась в драме «Женщина в море». В костяк сюжета легла повесть Леонида Бородина, который до 1988-го сидел в лагерях как политзаключенный. Для Вертинской проект стал последним перед многолетним перерывом.
В начале 2000-х исполнительница вместе с Лидией Смирновой и Ириной Скобцевой попала в каст 2-серийного шоу «Наследницы». Режиссер Эльёр Ишмухамедов остановился на нынешнем названии, однако изначально планировал назвать творение «30 сентября». Эта дата считается днем памяти святых мучениц Веры, Надежды и Любови.
В 2005-м Вертинская появилась в сиквеле вышеупомянутого сериала, а через год предстала в мелодраме «Союз без секса». Помимо Марианны Александровны в кадре зрители увидели Эдуарда Трухменева, Викторию Исакову и Елену Панову. Некоторые обозреватели отмечали, что улавливали в сюжете параллели с романом Ги де Мопассана «Милый друг».
Кинематографическая биография лицедейки приостановилась в 2007-м. Последней на данный момент работой дамы на экране стала роль гадалки в многосерийном проекте «Одна любовь души моей» о Марии Раевской, музе Александра Пушкина. Режиссером выступила Наталья Бондарчук, в образе великого поэта предстал Сергей Безруков.
В 2021-м вышел биографический сериал об отце Марианны Александровны. К нему приложила руку родная сестра Анастасия Вертинская, высказав идею Константину Эрнсту. От первых зарисовок до премьерного показа прошло немало лет, производство ленты «Вертинский» на некоторое время было приостановлено из-за финансовых проблем. Тем не менее задумка была реализована — главную роль великого шансонье исполнил актер Алексей Филимонов.
Телевидение
Звезда нередко становится героиней ток-шоу на телевидении. Дважды — в 2015 и 2017 годах — она приходила в студию программы Юлии Меньшовой «Наедине со всеми», где дала развернутое интервью на тему личной жизни, взаимоотношений с родственниками, мужьями и детьми.
В 2017-м в программе «Прямой эфир» с Борисом Корчевниковым, в которой рассматривался отъезд Марии Максаковой в Украину, Вертинская выступила с высказыванием, на фоне последующих событий прозвучавшим пророчески. Марианна Александровна предрекла Денису Вороненкову, супругу оперной дивы, скорую гибель. В эфир передача попала за 13 дней до убийства Вороненкова.
В следующий раз программа с ее участием вышла на телеэкраны в декабре 2018-го. Это была передача «Эксклюзив» на Первом канале. Там гостья поведала о любимой сестре, которая, как говорили, стала ее соперницей.
Помимо этого, Марианна Александровна рассказала, как избежала смерти от рук знаменитого ревнивца, кто из подруг уводил у нее мужчин и почему ее бывший возлюбленный Георгий Рерберг оказался супругом другой женщины. По словам Вертинской, он много пил, а иногда и ее заставлял пить вместе с ним, принуждал содержать его, не уходил. А когда выпивал слишком много, становился неуправляемым и агрессивным.
В конце февраля 2020-го медиаперсона появилась в ток-шоу «Привет, Андрей!», выпуск которого был посвящен возвращению Елены Соловей на родину. Узнав о приезде подруги, дама без колебаний согласилась приехать в студию к Андрею Малахову.
Коллеги вместе снимались в картине «Семь невест ефрейтора Збруева». По словам Марианны Вертинской, об отъезде Елены Яковлевны в США она узнала от общих знакомых и сильно огорчилась, поэтому при личной встрече попыталась уговорить артистку остаться в России подольше.
В ноябре 2020-го актриса стала гостьей программы Бориса Корчевникова «Судьба человека», где поведала много интересных подробностей об актерской карьере и уделила внимание личной жизни. Рассказала гостья в программе и о том, почему ее сестра рассталась с режиссером Никитой Михалковым.
Но больше всего эфирного времени заняло обсуждение ее болезненных отношений с Андреем Кончаловским. По словам Марианны Александровны, режиссер был влюблен в нее без памяти, и чувства мужчины не остались без ответа. Он восхищался Вертинской, водил по ресторанам и сравнивал с изящным творением бельгийского художника Рене Магритта.
Хотя кинематографист отчаянно ухаживал за возлюбленной, он сам и прервал этот роман. Актриса так переживала, что не видела дальнейшей жизни без Андрея Сергеевича и даже пыталась навредить собственному здоровью, выпив уксусную эссенцию. Она пришла домой с обожженным лицом, чем сильно напугала мать.
Несмотря на ссору, Марианна Александровна с большой теплотой отзывалась о постановщике, причинившем ей такую боль. Вертинская называла бывшего избранника абсолютно очаровательным, совершенно свободным и прелестным человеком с прекрасной эрудицией.
В связи с успехом сериала «Вертинский», премьера которого состоялась в 2021-м сначала в онлайн-кинотеатре Kion, а затем на Первом канале, Александр Гордон посвятил именитому шансонье очередной выпуск программы «Док-ток». В студию пришли наследницы певца, они поделились воспоминаниями об отце и мнением о телекартине.
Вертинская с сестрой похвалили создателей за то, что они смогли передать на экране такое качество папы, как доброта. Однако за то, что в фильме присутствовали его песни, но не звучал его голос, Марианна Александровна авторов раскритиковала. Также были высказаны и другие замечания. Например, Анастасия Александровна опровергла слухи о любовной связи отца с Марлен Дитрих и Верой Холодной.
Личная жизнь Марианны Вертинской
При попытке найти семейные фото знаменитости становится ясно, что у нее был не один возлюбленный: в молодости Вертинская пользовалась популярностью у мужчин и за всю жизнь успела выйти замуж трижды. Красота, женственная фигура (при росте 165 см вес дамы не превышал 60 кг), эмоциональность и живой ум всегда привлекали к артистке внимание противоположного пола.
Первым мужем Вертинской стал архитектор Илья Былинкин. Дети всегда играли большую роль в жизни Марианны Александровны, и в этом браке без них не обошлось: молодая мама родила очаровательную дочь Александру, которая в настоящее время живет в Москве, работает художницей и телеведущей.
Затем у нее случился роман с оператором Георгием Рербергом. Георгий жил вместе с ней и дочерью, но семейного счастья не случилось.
Вторым мужем Марианны Вертинской оказался гораздо более известный Борис Хмельницкий — композитор, актер театра и кино, народный артист РФ. В браке прославленных артистов родилась еще одна наследница — Дарья Хмельницкая, которая также избрала творческий путь. К слову, после развода наследница предпочла остаться с отцом. Впоследствии она выбрала не творческую карьеру, а дизайнерское искусство.
Третьим супругом звезды был бизнесмен Зоран Казимирович, который переехал в Прагу. Не устоял перед шармом актрисы и прославленный постановщик Андрей Тарковский. В разное время у красавицы были романы с оператором Александром Княжинским, художником Львом Збарским. В настоящее время звезда сцены находится в разводе.
Несмотря на преклонный возраст, Вертинская по-прежнему хорошо выглядит. Отчасти это обусловлено энергичностью и жизнерадостностью самой Марианны Александровны, а отчасти тем, что улучшить внешний вид ей помогла пластика. Чувствовать радость жизни артистке помогают внучки, которых у нее три: Василиса и Лидия от дочери Александры и Анна от Дарьи.
Старшая наследница артистки живет в Италии, но ее мать, похоже, не собирается покидать родину. Однако это не мешает медиаперсоне регулярно наведываться к дочке в гости. Например, в 2013-м свое 70-летие юбилярша отмечала в Европе.
Память о творчестве Марианны Вертинской хранят благодарные зрители — ее фото периодически появляются в «Инстаграме» (соцсеть запрещена в РФ, она принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской) в тематических сообществах.
Марианна Вертинская сейчас
Сейчас знаменитость предпочитает уединенный образ жизни и не появляется на светских мероприятиях. По информации на 2023-й, дама не задействована ни в каких кинопроектах и не дает интервью журналистам.
Фильмография
- 1965 — «Город мастеров»
- 1965 — «Перекличка»
- 1967 — «Его звали Роберт»
- 1970 — «Денискины рассказы»
- 1971 — «Конец Любавиных»
- 1976 — «Смерть под парусом»
- 1980 — «Диалог с продолжением»
- 1986 — «Одинокая женщина желает познакомиться»
- 2001 — «Наследницы»
- 2003 — «Дни ангела»
- 2004 — «Влюблённые-2»
- 2005 — «Наследницы-2»
- 2006 — «Союз без секса»
- 2007 — «Одна любовь души моей»
Интересные факты
- В Сети ходит информация, что одно время Марианна Александровна страдала от алкоголизма, а справиться с пагубной привычкой Вертинской помогло только лечение в специализированной клинике. Однако достоверных сведений, подтверждающих этот факт, нет.
- Лидия Вертинская дала дочери необычное имя в честь героини зарубежного фильма о Робин Гуде — Марианна была возлюбленной благородного разбойника.
- Вертинская дважды отказывалась сниматься в фильмах Андрея Тарковского. В первый раз это была небольшая роль, где нужно было пройтись по мостику. А в картине «Андрей Рублев» он предложил ей изобразить дурочку. На резонный вопрос о причинах выбора такого персонажа он ответил: «А что тебе играть? Ты и так дурочка».
- Поклонники отмечают, что в молодости Марианна Александровна была внешне похожа на коллегу Ольгу Битюкову.