Биография
Критик Виктор Демин называл режиссера Виталия Мельникова лириком под маской бытописателя. Земная биография постановщика и сценариста продлилась 93 года, а фильмография насчитывала полсотни проектов, но в возрасте 87 лет Виталий Вячеславович признавался, что так и не понял до конца жизнь, а кино для него, как в детстве и молодости, по-прежнему остается магией.
Детство и юность
Будущий режиссер появился на свет в роддоме города Свободного 1 мая 1928 года. Через несколько дней после рождения родители забрали маленького сына, которого в семье называли Витей, домой — в село Мазаново, тогда, как и Свободный, относившееся к Амурскому округу Дальневосточного края.
Мать Виталия Августа Даниловна, на момент его рождения работавшая учительницей, прожила 97 лет, но после ареста мужа — бывшего лесничего, продвигавшегося по партийно-хозяйственной линии, навсегда перестала петь и молиться. Вначале образованная женщина вынуждена была переквалифицироваться в учетчицу утильсырья, а затем вместе с сыном бежать сперва в Омск, а затем в Остяко-Вогульск (ныне — Ханты-Мансийск) На память о первых, самых счастливых годах детства у Мельникова сохранилось фото с родителями.
В результате репрессий погиб не только отец режиссера, но и дед — крестьянин Данила Фомич Трапезников, служивший в Русско-Японскую войну на Дальнем Востоке и влюбившийся в суровый, но красивый край. Главной радостью Виталия в Сибири стали чтение книг (особенно Николая Гоголя) и просмотр кинофильмов. Подросток крутил динамо-машину и благодаря этому занятию бесплатно следил за приключениями персонажей лент, которые привозила кинопередвижка.
После окончания школы Виталий поступил во ВГИК, где как раз тогда были востребованы абитуриенты — «чистые листы», юноши, ничего не знавшие о специфике кинопроизводства. Будущего наставника Сергея Юткевича парень подкупил на вступительном экзамене покадровым пересказом одного из его фильмов, многократно прокрученных во время жизни Мельникова в Сибири. Другим педагогом уроженца Свободного в кузнице кинематографических кадров был Михаил Ромм, а однокурсниками — Владимир Басов и Григорий Чухрай.
Фильмы
Первый раз уроженец Дальнего Востока скомандовал «Мотор!» в 1950 году: студенту ВГИКа поручили сделать пару сюжетов для киножурнала «Новости сельского хозяйства». В мае 1953 года 25-летний Виталий приехал в город на Неве и 10 лет отработал на «Леннаучфильме», снимая документальные фильмы, среди которых были кинобиографии Михаила Ломоносова и Николая Кибальчича.
Первым опытом Мельникова в художественном кино стала работа вторым режиссером в картине Иосифа Хейфица «День счастья», поставленной по повести Юрия Германа. Через год ученик Юткевича и Ромма в тандеме с более опытным режиссером Михаилом Шамковичем снял комедийную короткометражку «Барбос в гостях у Бобика».
Дебютный полнометражный фильм Мельникова «Начальник Чукотки», премьера которого состоялась в год 50-летия Октябрьской революции, удостоился приза ЦК ВЛКСМ «Алая гвоздика» и вошел в золотую сокровищницу советского кино. Образ центрального персонажа — юного писаря Алеши Бычкова, волей случая заменившего на Крайнем Севере погибшего комиссара Алексея Глазкова, — создал 26-летний Михаил Кононов. Актер стал своеобразным талисманом Мельникова, режиссер снял его в таких своих картинах, как «Здравствуй и прощай», «Первая встреча, последняя встреча», «Царская охота» и «Царевич Алексей».
Любимыми артистками корифея «Ленфильма», которых Виталий Вячеславович с радостью задействовал в лентах, были Светлана Крючкова и Людмила Зайцева. Первая из этих актрис на пробах в мельниковский фильм «Старший сын» влюбилась в оператора Юрия Векслера, а во время съемок вышла за него замуж и переехала из Москвы в город на Неве. Вторая прошла с режиссером творческий путь длиной в 35 лет — от главной героини комедии «Здравствуй и прощай», вышедшей на экраны в 1972 году, до Устиньи Гавриловны в предпоследней, автобиографической ленте мастера «Агитбригада “Бей врага!”».
И Зайцева, и Крючкова сыграли царских особ в лентах Мельникова, вошедших в трилогию «Империя. Начало» о российских самодержцах и во многом противоречащих мнению официальной историографии о Петре I и Екатерине II как о великих и мудрых правителях. Людмила Васильевна создала образ первой жены Петра Алексеевича Евдокии Лопухиной в картине «Царевич Алексей», а Светлана Васильевна использовала весь актерский талант, чтобы выглядеть неприглядно и жалко в роли коронованной покровительницы Алексея Орлова в фильме «Царская охота», поставленном по пьесе Леонида Зорина.
В фильмографии Мельникова могла бы быть еще одна картина, в названии которой фигурировало бы слово «охота», однако фильм, снятый по произведению Александра Вампилова «Утиная охота», режиссер озаглавил «Отпуск в сентябре». Лента о пьющем интеллигенте эпохи застоя пролежала на полке свыше 6 лет и вышла на экраны уже после смерти исполнителя центральной роли Олега Даля.
Последним фильмом Виталия Вячеславовича стала романтическая драма «Поклонница», воссоздающая эпизод из личной жизни Антона Павловича Чехова. Образ автора «Каштанки» и «Вишневого сада» кинематографист доверил воплотить Кириллу Пирогову.
Личная жизнь
В отличие от коллег, многократно менявших жен, Виталий Вячеславович женился один раз и навсегда. Супруга Тамара Александровна Мельникова подарила режиссеру двух дочерей: Ольгу и Ирину.
Жизнь семьи скрашивали выезды на дачу. Пока Ира и Оля росли, с ними на лето из двухкомнатной хрущевки за город выезжала мама Виталия Вячеславовича. В сентябре девочки с бабушкой возвращались в город, а режиссер с женой уезжали в Пицунду, где Мельников писал и обдумывал очередной сценарий. Ученику Юткевича и Ромма сперва предоставляли скромные государственные дачи в Зеленогорске и Репине. Затем постановщик приобрел участок в Грузине, на котором собственноручно при помощи супруги и зятя выкорчевывал деревья и строил дом.
Мельников был очень дружен с Эльдаром Рязановым и даже назвал в честь коллеги своего пуделя.
Смерть
Патриарх советского и российского кино скончался 22 марта 2022 года. Зять Мельникова, журналист и писатель Анатолий Аграфенин, сообщивший о кончине знаменитого тестя, поведал, что причиной смерти режиссера стали осложнения после перенесенного в феврале коронавируса, а также что усопшего похоронят на кладбище в Комарове — втором по престижности некрополе Санкт-Петербурга.
Фильмография
- 1966 — «Начальник Чукотки»
- 1970 — «Семь невест ефрейтора Збруева»
- 1972 — «Здравствуй и прощай»
- 1975 — «Старший сын»
- 1977 — «Женитьба»
- 1981 — «Две строчки мелким шрифтом»
- 1984 — «Чужая жена и муж под кроватью»
- 1987 — «Отпуск в сентябре»
- 1987 — «Первая встреча, последняя встреча»
- 1990 — «Царская охота»
- 1997 — «Царевич Алексей»
- 2003 — «Бедный, бедный Павел»
- 2012 — «Поклонница»
Интересные факты
- В том же городе Свободном, что и Виталий Вячеславович, родился Леонид Гайдай. Сейчас имя режиссера «Кавказской пленницы» и «Бриллиантовой руки» носит городской кинотеатр, возле которого установлен памятник Леониду Иовичу.
- В 5 лет Виталий провалился под лед в месте, где сливались реки Шилка, Аргуна и Зея. Мальчика чудом заметили и спасли. Об этом эпизоде биографии Мельников поведал в книге «Кино. Жизнь».
- В отрочестве Мельников полагал, что главный в кино не режиссер, а директор, и, не рискнув претендовать на «лидирующую работу» в кинематографе, подал документы на режиссерский факультет ВГИКа.
- Сергей Снежкин, поставивший фильмы «ЧП районного масштаба», «Невозвращенец», «Похороните меня за плинтусом» и сериал «Брежнев», утверждает, что стал режиссером благодаря картинам Мельникова.
- По тому же рассказу Николая Носова «Бобик в гостях у Барбоса», по которому Виталий Вячеславович поставил дебютный художественный фильм, спустя 13 лет режиссер Владимир Попов снял мультипликационную ленту, озвученную Юрием Никулиным и Олегом Табаковым.