Биография
Особенностью операторской профессии стало то, что часто даже маститые кинооператоры остаются в тени славы актеров и режиссеров фильмов. Но только в кинематографических кругах знают, что успех картины во многом зависит от мастерства человека с камерой. Этот творец делает художественный замысел фильма видимым. На хороших операторов режиссеры и артисты буквально молятся. А Юрий Векслер обладал таким чутьем, которое вывело многие фильмы в разряд культовых.
Детство и юность
В начале 1940 года в семье знаменитого художника-постановщика киностудии «Ленфильм» Абрама Соломоновича Векслера родился сын Юрий. Династия Векслеров, евреев по национальности, вела истоки из Белоруссии, из города Витебска. В Белоруссии у отца остался брат Михаил, который также занимался живописью.
Векслеры окончили Витебский художественный институт под руководством Юделя Пэна и Казимира Малевича. Поэтому естественным образом художественное чутье передалось и маленькому Юре, который впоследствии стал одним из самых знаменитых кинооператоров своего времени.
Детство мальчик провел в Ленинграде. Маленьким ребенком Векслер пережил блокаду, отчего его здоровье сильно пошатнулось. Ростом Юрий вышел ниже, чем его отец, часто болел. Но это не мешало ему в юности оставаться сорванцом и хулиганом.
Отец часто брал наследника в киноэкспедиции, где мальчик познал тонкости киноискусства изнутри. Но Абрам Соломонович в какой-то момент устал терпеть вольности поведения сына и отправил Юрия учеником фотолаборанта в цех комбинированных съемок. Такой выбор мужчина сделал неспроста: парень к этому времени увлекся фотографией и проявлял способности в написании картин, любил жанр портрета.
Работа увлекла Векслера настолько, что он погрузился в нее с головой и даже не пошел поступать в вуз после окончания десятилетки. В молодости Юрий участвовал в съемках нескольких короткометражных лент в качестве помощника оператора.
Юрий Векслер в кино
В 1969 году Векслер встретил мастера-оператора Дмитрия Долинина, который сразу взял талантливого молодого человека в коллектив для съемок фильма «Семь невест ефрейтора Збруева». Художественные и операторские находки Юрия оказались настолько точны и интересны, что его по праву указывают в титрах вторым оператором-постановщиком ленты. А режиссер Виталий Мельников в последующих картинах каждый раз работал только с Векслером.
Советы Юрия Абрамовича по съемкам оказывались бесценны. Например, это Векслер предложил проводить съемки «Женитьбы» зимой. Заснеженность улиц скрывала ненужный в кадре асфальт, делая демонстрируемые пейзажи исторически правдоподобными.
В конце 70-х Векслер начал сотрудничать с режиссером Игорем Масленниковым, задумавшим снять экранизацию детективных произведений британского классика Артура Конан Дойла о приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Сотрудничество двух мастеров оказалось плодотворным. Позднее в интервью Игорь Федорович отметил:
«Векслер был оператор от бога: темперамент, помноженный на интуицию, врожденная культура глаза плюс свобода от догм».
Благодаря идеям Юрия Абрамовича серия значимых в его творческой биографии фильмов получила неповторимый колорит и даже самого центрального героя — ведь именно Векслер рекомендовал режиссеру обратить внимание на актера Василия Ливанова. Масленников ранее уже работал с Ливановым, но не рассматривал артиста с непростым характером в роли детектива, полагая взять на главную роль Олега Янковского или Александра Кайдановского.
Но оказалось, что Василий Борисович невероятно схож внешне с Шерлоком Холмсом, изображенным на рисунках к произведениям Дойла британского портретиста и иллюстратора Сиднея Пейджета. Также авторству Векслера принадлежит композиция знаменитого кадра, в котором зрители видят со спины сыщика и доктора Ватсона, сидящих напротив камина.
Наделенный истинной интеллигентностью, Юрий Абрамович оставался страшным трудоголиком, мог сутками искать кадр, работать без перерыва. Режиссеры всегда могли положиться на врожденное мастерство Векслера и чувство стиля. Подготовительные работы оператор проводил незаметно, во время построения мизансцены. Таким образом, режиссер уже не ждал выстраивания картинки дополнительно.
Личная жизнь
Первый брак оператора с Инной Станиславовной Браун продлился 11 лет. После развода он некоторое время жил один. Поджарый, с офицерскими усиками и немного грустным взглядом, Юрий пользовался популярностью у сотрудниц киностудии.
Светлана Крючкова
В 1974 году на съемках «Старшего сына» в личной жизни Юрия Абрамовича произошли изменения: Векслер познакомился с будущей женой Светланой Крючковой. Эта яркая женщина и гениальная актриса стала на многие годы музой оператора. С самого начала их романа страстно влюбившаяся артистка покинула Москву и переехала в Ленинград к избраннику.
Шесть лет они прожили, не регистрируя отношения. Их расписали только накануне рождения сына Дмитрия Векслера в 1981 году. К этому времени Юрий, не отличавшийся хорошим здоровьем, уже перенес первый инфаркт. Это стало тяжелым моментом для обоих.
Роды прошли с осложнениями, при этом Светлане приходилось регулярно ездить в больницу к супругу. Усугубил ситуацию не вовремя начатый ремонт в квартире. Позднее сын Юрия Векслера перебрался во Францию, где стал работать переводчиком. У оператора больше не было детей.
Юрий Абрамович любил работать с женой. Из лица Крючковой в кадре Векслер мог лепить любой кинообраз. Оператор не только занимался съемочным процессом, но и участвовал в создании грима для актеров. По словам Светланы, он всегда давал ей дельные советы, которые попадали в точку. Это касалось и других ее работ. Вместе они работали на съемочных площадках фильмов «Шерлок Холмс и доктор Ватсон», «Женитьба», «Царская охота».
Однако спустя 13 лет брак распался. На фоне возросшей популярности Светланы Крючковой супруги стали часто ссориться, что и привело в конечном счете к разводу. Юрий Абрамович пережил это расставание тяжело.
Последние годы жизни сценарист оформил отношения с третьей женой Еленой Поникаровской, взявшей фамилию мужа.
Смерть Юрия Векслера
Причиной смерти Векслера стал второй инфаркт. Оператора похоронили на ленинградском Сестрорецком кладбище. С гением прощался весь состав «Ленфильма».
В возрасте 51 года Юрий Векслер готовился к своему режиссерскому дебюту, которому не суждено было состояться. Мастер начал работу над сценарием военного детектива «Долгие ночные стоянки». Эту рукопись нашли после смерти оператора на его рабочем столе.
Память
В честь 70-летнего юбилея со дня рождения Юрия Абрамовича в январе 2010 года на канале «Россия-1» состоялся премьерный показ документального фильма режиссера Владимира Непевного «Острова. Юрий Векслер». Также о талантливом кинодеятеле регулярно упоминают СМИ — его имя звучит в интервью коллег, с которыми мастер успел поработать.
Фильмография
- 1970 — «Семь невест eфрейтора Збруева»
- 1972 — «Здравствуй и прощай»
- 1974 — «Странные взрослые»
- 1975 — «Старший сын»
- 1976 — «Ключ без права передачи»
- 1977 — «Женитьба»
- 1979 — «Шерлок Холмс и доктор Ватсон»
- 1979 — «Отпуск в сентябре»
- 1980 — «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»
- 1981 — «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Собака Баскервилей»
- 1982 — «Пиковая дама»
- 1983 — «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Сокровища Агры»
- 1983 — «Пацаны»
- 1984 — «Колье Шарлотты»
- 1985 — «Зимняя вишня»
- 1988 — «Презумпция невиновности»
- 1990 — «Царская охота»
- 1990 — «Зимняя вишня 2»
- 1991 — «Лох — победитель воды»
Интересные факты
- Светлана Крючкова в интервью рассказала, что кандидатуру Юрия Абрамовича в мужья одобрил Олег Ефремов. Когда актриса сообщила, что собирается оставить театр и пойти в загс, услышав это, режиссер воскликнул, что та сошла с ума. Но, узнав о выборе актрисы, сказал: «За Векслера? Выходи!»
- Интересным оказался подход Юрия Абрамовича к каждому актеру. Оператор подолгу мог сидеть в гримерке рядом с артистом, беседовать с ним. А потом, следуя какому-то собственному внутреннему наитию, давал команду снимать. В каждого исполнителя Векслер влюблялся как художник, тонко и точно выстраивал крупные планы.