Биография
Льва Збарского по большей части знают как мужа звездной советской манекенщицы с трагической судьбой Регины Збарской (Колесниковой). О том, что это талантливый и узнаваемый художник, помнят разве что искусствоведы и биографы. В глазах современников график представал гедонистом, думающим только о собственном комфорте. Такая позиция творца воспринималась двояко. Кто-то считал, что это естественное поведение эстета, нуждающегося в ярких впечатлениях, кто-то называл Збарского эгоистом.
Детство и юность
Лев родился 12 ноября 1931 года (Скорпион по знаку зодиака) и стал первым ребенком Бориса Збарского и Евгении Перельман. Евгения Борисовна, выросшая в Германии, вернулась в Россию и устроилась на работу в биохимический институт, которым руководил будущий муж. Супруги познакомились благодаря университетской подруге Лидии Пастернак, сестре знаменитого поэта Бориса Пастернака. Борис Ильич стал автором российской методики производства хлороформа, участвовал в бальзамировании тел Владимира Ленина и лидера болгарских коммунистов Георгия Димитрова.
Отец дал сыну двойное имя Феликс-Лев в память наиболее уважаемых им людей: основателя советской химической промышленности Льва Карпова и первого руководителя ВЧК (предшественника НКВД и ГПУ) Феликса Дзержинского.
О ранних годах биографии Збарского информации мало. Возможно, что наложил отпечаток гриф секретности, под которым жила семья, причастная к тайнам обращения с телом вождя мирового пролетариата. Перед началом войны Лева оказался в Тюмени. Там в мальчике проснулся художественный дар, и родители наняли для сына педагога по рисованию. По возвращении в Москву Лев окончил школу с серебряной медалью. В молодости, в 1949-м, поступил во ВГИК, но вскоре потерял интерес к учебе и через год сдал документы в Полиграфический институт. Здесь юноша получил диплом художника-иллюстратора и мультипликатора.
Карьера художника
Талантливого парня отмечали еще преподаватели института. Для дипломной работы Збарский оформил книгу Виктора Гюго «Рюи Блаз» и буклет для театральной постановки. В 1955-м создал дебютный проект как график-иллюстратор, оформив издание сочинения «Связная Цзинь Фын» Николая Шпанова.
Широкую известность Збарскому принесли иллюстрации книги Юрия Олеши. На обложке художник изобразил легкую и прозрачную птицу, словно выполненную одним росчерком карандаша. Рисунок современники еще молодого, тогда 25-летнего Льва окрестили вершиной его творчества.
Не меньший восторг вызывали иллюстрации биографии Ива Монтана The Head is Full of Sun, произведений Артура Миллера и Уильяма Сарояна, серий книг об искусстве и русских городах. Искусствоведами отмечены работы Збарского для издательств детской литературы. Графика, карикатуры, разработанная Львом так называемая белая серия для оформления книг удостоены грамот и премий всесоюзных конкурсов.
Збарский выступил художником-постановщиком ряда мультфильмов: «Баня», критикующего советскую бюрократию, «Москвичок» о нарушителях правил дорожного движения и «Страна Оркестрия» об оживших музыкальных инструментах.
Столичная жизнь оказалась подходящим обрамлением для представителя золотой молодежи. Несомненный талант и тонкий вкус, хорошее воспитание и общительность вкупе с авторитетом родительской фамилии открыли для Збарского двери в высшее общество и сделали любимцем богемы.
Однако вскоре такая жизнь надоела графику.
«В 1972 году, имея успех, мастерскую в центре Москвы, дачу в Серебряном Бору, окруженный друзьями, яркими людьми, Лев уехал в Израиль. Просто от скуки, от общей серости, от запертости, запретов, недосягаемости заграницы», — так писал о художнике поэт Анатолий Найман.
Через 6 лет Збарский перебрался в Америку, поселился в огромной квартире на Манхэттене, ставшей одновременно мастерской. Деньги на недвижимость дал знакомый из еврейского эмигрантского сообщества.
Жизнь в Америке протекала тяжело. Художник предпочитал абсолютное уединение, общался только с соотечественниками, из которых единицы были вхожи в его дом. Контактов с родственниками, оставшимися в Советском Союзе, Лев Борисович не поддерживал.
Близким другом стал Роман Каплан, переводчик и литературовед, а также хозяин ресторана «Русский самовар». В эмиграции Лев по-прежнему рисовал, но главным образом занимался преподаванием дизайна и рисунка в нью-йоркском Fashion Institute of Technology.
Личная жизнь
По словам Бориса Мессерера и брата Льва Ильи, первой женой Збарского оказалась вовсе не «советская Софи Лорен», знаменитая манекенщица и муза Вячеслава Зайцева Регина Колесникова. Лев впервые женился, еще будучи студентом, на Лауре Саакян. Девушка училась в консерватории по классу фортепиано, заведовала музыкальной частью театра «Современник». В браке, согласно некоторым источникам, родился сын Борис.
Актер театра Игорь Кваша, друживший со Львом, уверял, что, хотя художника и считали плейбоем, Збарский хранил верность женщинам, с которыми был рядом. Если любил — женился, а когда любовь уходила, расставался.
С Региной Лев познакомился в начале 60-х. Женщина, окруженная вниманием сильных мира сего, мечтала о тихом семейном счастье и детях. А вот детей художник, по рассказам друзей, не любил. Кроме того, Збарский боялся, что ежедневная бытовая рутина лишит его радостей личной жизни. Лев заставил жену избавиться от ребенка. Аборт оказался неудачным, и Регина так и не познала радость материнства.
Отношения графика с супругой позднее были представлены в сериале «Красная королева» (в главных ролях снялись Артем Ткаченко и Ксения Лукьянчикова). Роман Каплан позднее сообщил, что образ художника, созданный кинематографистами, имеет мало общего с реальным. Авторы настаивали, что это все же не документальный фильм, а художественный вымысел. Каплан, по собственному признанию, не видел картину, но утверждал, что у тех, кто посмотрел «Красную королеву» и знал Збарского, лента вызвала отвращение.
Очередным увлечением Збарского стала Марианна Вертинская. Красавица-актриса оказалась на 10 лет моложе Регины. Супруга очень ревновала Льва, но поделать ничего не могла. Романтические отношения пара поддерживала в течение года, а потом Збарский ушел к Людмиле Максаковой.
Людмила Максакова
Никто в паре Збарский — Максакова не настаивал на заключении брака. По слухам, Льву вечно не хватало денег на госпошлину, а Людмила списывала все на занятость в театре и на съемках. Но, когда родился сын Максим, Збарский дал мальчику свою фамилию, а также узаконил отношения с избранницей (сохранились архивные фото со свадьбы). После эмиграции Льва в Америку актриса, испугавшись, что такой отец испортит Максу жизнь в дальнейшем, поменяла фамилию наследника на Максаков.
По другой версии, сменой фамилии Людмила освободила художника от уплаты алиментов за 15 лет вперед, заявив, что Максим не сын Збарского. Максим Максаков не пошел по творческому пути родителей, стал бизнесменом в области рекламы.
Смерть
Последние годы жизни Лев Збарский доживал в хосписе — художнику диагностировали неоперабельный рак легких, ставший впоследствии причиной смерти. На то, чтобы лечиться в частных клиниках, у Льва Борисовича не хватало средств, а обращаться за помощью не позволяла гордость. Поэтому объем медицинских услуг ограничивался тем, что входило в стандартный набор по страховке.
Людмила Максакова в интервью «Собеседнику» сообщила, что встречала бывшего мужа в Нью-Йорке. Разговор между людьми, любившими друг друга, не сложился. Не сказал Лев и о том, что болен. Лев Збарский умер в феврале 2016 года. Могила художника расположена на еврейском кладбище «Гора Мориа» в городке Фэрвью, Нью-Джерси.
Внука Петра, зятя Валентина Юдашкина, Лев Борисович ни разу в жизни не видел. Но молодой человек со сводной сестрой Аней успели к деду на похороны. Согласно распространенной в Сети информации, на печальной церемонии присутствовал мужчина по имени Алексей Вайнтрауб, которого в эмигрантских кругах называли сыном Збарского, родившимся уже в Америке.
Память
- 1958 — Илья Эренбург. «Путевые записи. Япония, Греция, Индия» (шрифтовое оформление)
- 1962 — мультфильм «Баня»
- 1963 — мультфильм «Москвичок»
- 1970 — Юрий Герчук. Сборник «Искусство книги-65/66»
- 1971 — альбом «Поэзия танца» (совместно с Борисом Мессерером. Конструирование издания)
- 2007 — Игорь Кваша. «Точка возврата»
- 2011 — Борис Мессерер. «Промельк Беллы»
- 2015 — сериал «Красная королева»
Интересные факты
- Согласно некоторым источникам, в 1941-м Лев очутился в Тюмени, потому что Бориса Збарского отправили с командой специалистов в этот город для сопровождения тела Ленина на время войны. Этот факт впоследствии оброс массой слухов. В частности, писали, что семья Збарских ехала с мумией вождя в одном купе: родители будущего художника заняли верхние полки, а мальчик и тело Владимира Ильича — нижние.
- При поступлении в полиграфический институт Лев на экзамене по рисунку получил четыре от Андрея Гончарова, ставшего затем руководителем курса, на котором учился Збарский. Позднее в архиве Гончарова нашли письмо от Льва Борисовича, в котором юноша восторгался учителем, отмечал смелость того, знакомившего студентов с творчеством Анри Матисса, Кузьмы Петрова-Водкина и других нестандартных живописцев.
- Окончив вуз, Лев получил характеристику, в которой было указано, что Збарский, хоть и участвовал в общественной жизни института, но поручения выполнял без особого желания и не всегда добросовестно. Также подчеркивалась недостаточная дисциплинированность студента.