Мария Максакова

Mariya Maksakova
О знаменитости
Карьера
Дата рождения
Возраст
72 года
Дата смерти
11 августа 1974 г.
Семейное положение
вдова
Соцсети
    5,0 / 5 (4 голоса)

    Биография

    Биография бабушки Марии Максаковой — оперной певицы, являвшейся полной тезкой внучки — в сталинские годы складывалась удачно, вопреки всем обстоятельствам. Она была дочерью мещанина, женой иностранного подданного, супругой врага народа, родившей ребенка от мужчины, сбежавшего из СССР. При этом женщина не только избежала репрессий, но и продолжала исполнять ведущие партии в главном театре Советского Союза, получая сталинские премии.

    Детство и юность

    Мария Максакова — старшая родилась весной 1902 года в Астрахани. Девичья фамилия вокалистки — Сидорова. Маша — младшая из детей служащего астраханского пароходства Петра Васильевича и его супруги Людмилы, происходившей из крестьян Вятской губернии.

    Потеряв в раннем детстве отца, будущая солистка Большого театра, чтобы не быть обузой для семьи, начала петь в церковном хоре. Профессиональное вокальное образование Мария получила в Астраханском музыкальном училище, основанном в 1900 году. Годы учебы совпали с гражданской войной, и девушка выступала с концертами перед красноармейцами.

    Оперную партию на сцене Мария впервые исполнила в 1919 году в городе Красный Яр, который сейчас при населении в 12 тыс. человек имеет статус села. Когда певица пришла устраиваться в астраханскую оперную труппу, то в качестве испытания спела сложную арию из «Евгения Онегина» П. И. Чайковского. Голос претендентки произвел впечатление на антрепренеров, и Марию взяли на работу.

    Коллеги по подмосткам, завидовавшие юности дебютантки, первое время фыркали:

    «Ходить по сцене не умеет, а лезет в солистки».

    В мемуарах Максакова вспоминала, что была такой наивной, что стояла на коленях за кулисами, вглядываясь в сценическую походку прим и пытаясь понять свои ошибки.

    Занявший вскоре пост руководителя труппы певец, педагог и антрепренер Максимилиан Шварц, выступавший под псевдонимом Максаков, сообщил Марии, что она плохо владеет своим чудесным голосом. Поволжская певица не поленилась съездить в Петроград и, получив в консерватории города на Неве такую же характеристику, вернулась в Астрахань, чтобы под руководством Макса Карловича совершенствовать вокал.

    Личная жизнь

    Первым мужем Марии стал овдовевший Максаков. Браку вокалистов не помешала ни разница в возрасте (Макс был лишь на 7 лет младше покойного отца Маруси), ни гражданство жениха (Шварц-Максаков имел не только советский, но и австрийский паспорт). По одной из версий, жениться на Сидоровой мужчине посоветовала умиравшая от холеры первая супруга — оперная певица Ксения Иорданская.

    Максаков использовал все связи, чтобы молодую жену приняли в труппу Большого театра. Личная жизнь и творчество супругов на 15 лет неразрывно переплелись. После каждого спектакля Макс разбирал с Марией ее ошибки.

    В 1936 году Максакова овдовела и почти сразу вышла замуж за дипломата и разведчика Якова Давтяна. Конец недолгому браку положили арест и расстрел Якова Христофоровича.

    В 38 лет Мария Петровна родила единственную дочь Людмилу. Официальным отцом девочки считался баритон Большого театра Александр Волков, который в годы войны эмигрировал из СССР в США. Отчество Васильевна Людмиле Максаковой подарил друг матери, сотрудник органов госбезопасности Василий Новиков. Есть версия, что Людочку Мария Петровна родила от Иосифа Сталина, большого поклонника певицы.

    В 21 год Людмила окончила Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина, в котором преподает на момент 2020 года. Самые известные роли в фильмографии драматической актрисы Максаковой: Таня Огнева в драме Исидора Анненского «Татьянин день», Розалинда Айзенштайн в экранизации оперетты Иоганна Штрауса «Летучая мышь», выполненной режиссером Яном Фридом, и мисс Эмили Брент в «Десяти негритятах» Станислава Говорухина.

    Людмиле не передались вокальные данные матери, но наследница во многом повторила судьбу Марии Петровны. «Вахтанговка», как и ее родительница, дважды побывала замужем. Первый супруг, художник Феликс-Лев Збарский, от которого Людмила в 1970 году родила сына Максима, через 2 года после появления мальчика на свет эмигрировал из СССР.

    Дочка Людмилы Максаковой родилась через 5 лет после кончины бабушки. однако унаследовала не только ее имя, но и голос. Мария Максакова — младшая — одна из главных медийных персон на постсоветском пространстве. Она является бывшей солисткой Мариинского театра и экс-депутатом Госдумы России, с декабря 2016 года живет в Украине. У певицы четверо детей, а у ее старшего брата — трое детей и двое внуков.

    Творчество

    В Большом театре Мария Петровна дебютировала в 1923 году в партии Амнерис в опере Джузеппе Верди «Аида». Сохранилось фото Максаковой в образе дочери фараона.

    На дебюте присутствовал Сергей Лемешев, учившийся тогда в консерватории. Будущего народного артиста потрясла лиричность образа, созданного его ровесницей. Голос и царственная осанка худенькой дебютантки, по признанию Сергея Яковлевича, завораживали.

    В дальнейшем в репертуаре Максаковой появились ведущие партии в операх «Кармен» Жоржа Бизе, «Снегурочка» и «Майская ночь» Николая Римского-Корсакова, «Лоэнгрин» Рихарда Вагнера. Двух сталинский премий из трех певица удостоилась за создание образов главных героинь в творениях Модеста Мусоргского: в «Хованщине» Мария Петровна пела Марфу, а в «Борисе Годунове» — Марину Мнишек.

    Не чуралась уроженка Астрахани и произведений, написанных советскими композиторами. Максакова участвовала в постановке оперы Арсения Гладковского и Евгения Пруссака «За красный Петроград», первой спела партию Алмаст в одноименной опере Александра Стипендиарова.

    Через месяц после смерти Сталина 51-летнюю любимицу Иосифа Виссарионовича, при жизни вождя побывавшую на гастролях в Турции, Польше и Финляндии, внезапно отправили на пенсию. Обладательница чарующего тембра нашла себя в исполнении романсов и преподавании в ГИТИСе.

    Мария Петровна по-матерински опекала свою землячку, будущую оперную звезду Тамару Милашкину, добилась открытия в Астрахани консерватории. Благодаря репродукторам, максаковская интерпретация романсов и русских народных песен отложилась в памяти советских людей как классическая. Однако звание народной артистки СССР певице присвоили только в 1971 году.

    Смерть

    Мария Петровна скончалась в августе 1974 года. В день похорон Максаковой район Большого театра, запруженный поклонниками меццо-сопрано, патрулировала конная милиция.

    Могила Марии Максаковой
    Могила Марии Максаковой / «Википедия»

    Могила певицы находится на Введенском кладбище Москвы. В Астрахани в честь вокалистки названы улица, сквер и филармония. С 1987 года в Астрахани проводится музыкальный фестиваль имени Валерии Барсовой и Марии Максаковой.

    Память

    • Астраханская государственная филармония имени Марии Максаковой
    • Улица Марии Максаковой в Астрахани
    • Мемориальная доска в Астрахани по адресу Брюсов переулок, 7
    • Фестиваль вокального искусства им. В. В. Барсовой и М. П. Максаковой в Астрахани

    Награды

    • Заслуженная артистка РСФСР
    • Народная артистка РСФСР
    • Народная артистка СССР
    • Три Сталинсках премии первой степени
    • Два ордена Ленина
    • Два ордена Трудового Красного Знамени
    • Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
    • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
    • Медаль «Ветеран труда»
    • Медаль «В память 800-летия Москвы»
    • Премия Роберта Шумана

    Интересные факты

    • Хотя мать основательницы артистической династии имела отчество Борисовна, на ее надгробном памятнике написано «Людмила Сергеевна Сидорова».
    • Максимилиан Шварц, псевдоним которого прижился в роду артисток, несмотря на их замужество, до 16 лет обладал женским оперным голосом — колоратурным сопрано. Поэтому артист исполнял партии девочек и девушек.
    • Второй муж Марии Петровны руководил реорганизацией ленинградского политехнического института — в 1930 году легендарная кузница инженерных кадров распалась на 5 вузов.
    • События в личной жизни Людмилы Максаковой легли в основу сюжета фильма Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих». Как и персонаж Олега Басилашвили Платон Рябинин, композитор Микаэл Таривердиев, по слухам, взял на себя вину за ДТП, в котором под колесами автомобиля актрисы погибла девушка-пешеход.
    • Причиной смерти мужа Марии Максаковой — младшей, как и второго супруга ее бабушки, стало пулевое ранение. В марте 2017 года бывший депутат Госдумы РФ Денис Вороненков был застрелен в центре Киева.