Георгий Рерберг

Georgiy Rerberg
О знаменитости
Карьера
Дата рождения
Возраст
61 год
Дата смерти
25 июля 1999 г.
Место рождения
Семейное положение
был женат
Соцсети
    4,5 / 5 (8 голосов)

    Биография

    В съемочном процессе одним из главных участников является оператор — человек, строящий художественную реальность и смотрящий на мир сквозь объектив. Признанным мастером работы с кинокамерой считался Георгий Рерберг, в советское время ставший обладателем престижных премий. Его талант ценили именитые режиссеры, и вместе с тем отрицательные черты характера выматывали как коллег, так и близких людей. Сам же Георгий Иванович старался жить на полную мощь, даже если свои идеалы приходилось отстаивать в спорах, заканчивающихся скандалами.

    Детство и юность

    Георгий Иванович Рерберг родился в довоенное время, начало биографии пришлось на 1937 год. Предки, носившие шведско-датскую фамилию, были представителями интеллигентных творческих профессий.

    Семья гордилась подданными Российской империи, проектировавшими здания и писавшими портреты аристократов. Отец Георгия Иван Федорович Рерберг, став профессиональным художником-оформителем, пошел по стопам талантливых родственников.

    Мать Галина Семеновна Козолупова, получившая академическое образование, пела и играла на струнных инструментах. Также она была известна как организатор литературно-музыкальных вечеров.

    Георгий Рерберг и Андрей Тарковский
    Георгий Рерберг и Андрей Тарковский / Фото: «ВКонтакте»

    Георгий, интересовавшийся всем, что происходило в доме, научился разбираться в живописи. В юном возрасте он попал под влияние представителей голландской и итальянской школ и самостоятельно создал ряд вполне зрелых картин. Позднее из чувства перфекционизма автор уничтожил большую часть полотен.

    В школе Рерберг вызывал восхищение преподавателей. Он увлекался искусством и чтением классики. Получив аттестат зрелости, Георгий, ни минуты не сомневаясь, подал документы во Всероссийский государственный институт кинематографии. Прославленный педагог Борис Израилевич Волчек с удовольствием взял подающего надежды студента в свою мастерскую и научил его обращаться с камерой.

    Фильмы

    В молодости Георгий Иванович работал стажером на «Мосфильме». Применив на практике знания, полученные во ВГИКе, он получил право на съемки дебютного фильма. В тандеме с режиссером Андреем Кончаловским оператор оживил произведение Чингиза Айтматова «Первый учитель», рассказывавшее о тяготах жизни после Гражданской войны.

    В черно-белой 100-минутной картине проявились индивидуальные особенности начинающего мастера, стремившегося к строгости изобразительных решений, документальности стиля и композиционной четкости. В 1966 году лента, представленная на Венецианском фестивале, получила ряд престижных призов в Италии, Франции и СССР.

    Георгий Рерберг и Валентина Титова
    Георгий Рерберг и Валентина Титова / Фото: «ВКонтакте»

    Успех вдохновил недавних выпускников лучших творческих мастерских столицы взяться за создание «Истории Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» (1967). Особенностью ленты, 20 лет пролежавшей в архивах из-за провокационного подтекста, было отсутствие профессиональных актеров и превалирующий натурализм.

    С подачи Рерберга в киноленте тщательно отрепетированные сцены сочетались с живыми рассказами обитателей нижегородской деревни, ставшей домом для главных героев. Именно Георгий Иванович предложил снимать непрофессионалов с нескольких ракурсов одновременно, а затем синхронизировать с пленкой отдельно записывавшийся звук.

    От экспериментов пришлось отказаться в процессе работы над экранизацией классики. В фильме «Дворянское гнездо» оператор обошелся эффектными крупными планами и за счет этого попытался передать черты далеких эпох. Эксперты раскритиковали киноленты за излишнюю эстетичность и отсутствие психологизма и души. По их мнению, в яркой, детально прорисованной картинке, затмевавшей образы персонажей, на первом плане неожиданно оказался вещизм и неуместный символизм.

    После выхода артхаусной ленты Андрея Тарковского «Зеркало» (1974 г.) злые языки замолчали. Историю авторитетные люди, присутствовавшие на премьере, назвали вершиной режиссерского и операторского мастерства. Во время съемок оба мастера отличились кропотливым подходом. Так, выстраивая кадр с Маргаритой Тереховой, оба могли часами ловить нужное состояние и свет. Несмотря на старания группы, из-за сюжета, местами противоречивого и сложного для понимания, массовую демонстрацию фильма запретили. Проект был показан в кинотеатрах ограниченным тиражом.

    По-другому дело обстояло с лирической комедией «Здравствуйте, я ваша тетя!», авантюрным фарсом «12 стульев» и драмой «Безымянная звезда». Рерберг всерьез отнесся к проектам легких жанров, потому что разнообразие сцен, ракурсов и планов давало шанс свободно творить.

    Спокойно протекала работа над картинами «Отец Сергий», «Звездопад», принесшими премии и награды. После этих премьер сотрудники Госфильмофонда вспомнили об «Истории Аси Клячиной…». Давний эксперимент Рерберга и Кончаловского оценили в конце 1980-х. Однако перед публичной демонстрацией картину пришлось восстановить.

    Георгий Рерберг и Марианна Вертинская
    Георгий Рерберг и Марианна Вертинская / Фото: «ВКонтакте»

    После развала СССР оператор не потерялся и продолжил пополнять фильмографию. Кроме того, Георгий Иванович заинтересовался съемками рекламы. Здесь он ставил для себя новые творческие задачи и легко преодолевал их. Были отсняты знаменитые видеоролики из рекламной серии Тимура Бекмамбетова «Всемирная история. Банк “Империал”».

    Скандалы

    Самой яркой работой 1970-х считалась драма Сергея Соловьева «Мелодии белой ночи». В ходе производства Георгий Иванович, получивший от коллег прозвище Гога, демонстрировал чудеса операторской работы, несмотря на нехватку качественного оборудования. Когда половина картины была снята, выпускник ВГИКа неожиданно ушел в запой.

    Автор советско-японской мелодрамы в интервью рассказывал, что коллега превратился в настоящее чудовище. Рерберг ругался, бросал камеру в руки ассистентов и уходил из павильона, полного иностранных актеров и актрис.

    Истории об этом не становились достоянием общественности, поэтому о них быстро забывали. На репутацию оператора наложил отпечаток конфликт с Андреем Тарковским, произошедший во время работы над фантастической кинопритчей «Сталкер». Георгий Иванович обвинил режиссера в намеренной порче дефицитной пленки фирмы Kodak из-за неудовлетворенности материалом, и фильм переснимал его коллега Александр Княжинский.

    Личная жизнь

    Женщины страстно любили Георгия Ивановича за брутальную внешность, мужественные поступки и способность удивлять. Однако гений, в глубине души жаждавший счастья в личной жизни, на самом деле был сердцеедом, не привязывавшимся ни к кому и ни к чему.

    Георгий Рерберг и Рената Литвинова
    Георгий Рерберг и Рената Литвинова / Фото: @o_kino, @renatalitvinovaofficiall

    О многочисленных романах Рерберга свидетельствовали архивные фото и воспоминания очевидцев. «Жертвами» мэтра советского кинематографа были Марианна Вертинская и молодая Рената Литвинова. Артистка балета Нина Тимофеева родила от него дочь Надежду, но ребенка по стечению обстоятельств воспитал другой человек.

    Дольше других Георгия Ивановича терпела обворожительная Валентина Титова. Познакомились они на площадке киноленты «Отец Сергий». Как потом признавался оператор, первоначально влюбился он в спину актрисы. Пара прожила в гражданском браке 15 лет. Для творческих людей было важно чувство свободы, поэтому у них не было детей. Звезда фильмов «Опасный поворот», «Дни Турбиных» стала законной женой Рерберга в начале 1990-х годов и по его настоянию поменяла фамилию.

    Смерть

    Причиной смерти Георгия Рерберга в 1999 году стал разрыв сердечной мышцы. Другой версии придерживалась Валентина Антиповна. Она считала, что было совершено убийство, а исполнительницей стала женщина. О своих подозрениях актриса рассказала в эфире программы «Судьба человека», но имени подозреваемой не раскрыла. Как она объяснила, опасалась мести знакомой. Немногие знали об официальном браке пары и о том, что актриса унаследует после смерти Гоги часть его имущества. Эти факты стали неприятным сюрпризом для убийцы.

    Георгий Рерберг и его предполагаемая дочь Екатерина
    Георгий Рерберг и его предполагаемая дочь Екатерина / Фото: @pausa.silentium, @ererberg

    Георгия Ивановича похоронили в могиле на Введенском кладбище в присутствии коллег и близких друзей. Незадолго до трагедии, узнав о кончине актера и режиссера Александра Кайдановского, оператор сказал:

    «По поводу меня. Никаких союзов, никаких панихид. Отпеть в переулке. На выносе — слева и справа — заказать по одному из отличных, класснейших джаз-оркестров. С выносом не торопиться — пусть поиграют. И никаких речей…»

    Фильмография

    Интересные факты

    1. Дед Георгия Ивановича по материнской линии был знаменитым виолончелистом. Семен Матвеевич Козолупов являлся наставником таких виртуозов, как Мстислав Ростропович, Валентин Берлинский.
    2. История отношений Рерберга с автором экранизации повести братьев Стругацких «Пикник на обочине» рассказана в документальном фильме Игоря Майбороды «Рерберг и Тарковский. Обратная сторона “Сталкера”», вышедшем в конце 2000-х годов.
    3. В 2000-х всплыла информация о дочери оператора Екатерине. Но кроме архивного фото предполагаемого отца на страницах девушки в соцсетях, ничто не подтверждает факт ее родства с Георгием Ивановичем.