Описание
«Зеркало» — фильм, который многие киноведы и критики называют центральным в творчестве режиссера Андрея Тарковского.
Все события картины крутятся вокруг Алексея. Будучи взрослым, он пытается понять самого себя и не потерять любовь близких людей — матери, супруги и сына. Чтобы найти происходящему с ним объяснение, он обращается к прошлому, к самым ярким моментам своего детства, надеясь таким образом объяснить мотивы собственных поступков в настоящем времени и найти оправдание своим переживаниям.
Интересные факты
- Фильм «Зеркало» во многом автобиографичен. О его съемках Тарковский задумался, когда закончил работать над лентой «Андрей Рублев» (1966). При том, как утверждал сам режиссер, в новом фильме он хотел рассказать не о себе, а о собственных чувствах, которые были связаны с близкими, о взаимоотношениях с ними
- Сценарий фильма изначально назывался «Исповедь», затем наименование сменилось на «Белый, белый день»
- Несмотря на готовность сценария, разрешение на съемки в Госкино режиссеру получить не удалось, и он взялся за работу над «Солярисом» (1972). После Тарковский вновь обратился в Госкино. На этот раз его просьба была одобрена
- Тарковский множество раз переписывал сценарий, а во время работы над финальными эпизодами решил изменить его название на «Зеркало»
- В фильме есть сцена, где мать ведет детей через гречишное поле. Интересно, что территорию, где снимался этот эпизод, специально заблаговременно засеяли гречихой
- «Зеркало» — не единственный проект, где Николаю Гринько и Анатолию Солоницыну удалось поработать с Тарковским. Оба актера также снимались в его фильмах «Солярис» (1972) и «Сталкер» (1979). Кроме того, Николай Гринько участвовал в работе над другой картиной Тарковского - «Иваново детство» (1962)
- Просмотрев фильм, Филипп Ермаш, председатель Госкино, сказал следующее: «У нас, конечно, свобода творчества! Но не до такой же степени!». Его реакция во многом повлияла на то, что в советский период «Зеркало» выпустили в прокат ограниченном тираже. Кроме того, картина так и не была отправлена на Каннский кинофестиваль. На конкурс Московского кинофестиваля она тоже не попала. Несмотря на это, «Зеркало» продали в прокат за рубеж. Там фильм восприняли благосклонно. В Италии, например, «Зеркало» признали лучшей иностранной картиной на 1980 год
- «Зеркало» считают одной из самых запутанных и сложных лент Андрея Тарковского. При этом сам фильм часто рекомендуют к просмотру для подготовки ко вступительным испытаниям для поступления в российские киноинституты
Трейлеры и тизеры