Николай Гринько

Nikolay Grinko
О знаменитости
Карьера
Дата рождения
Возраст
68 лет
Дата смерти
10 апреля 1989 г.
Место рождения
Рост
198
Семейное положение
был женат
Соцсети
    4,6 / 5 (20 голосов)

    Биография

    Николай Гринько начал артистическую карьеру на эстраде, а позже, спустя годы, сыграл в лучших картинах мастера философского кино Андрея Тарковского. Но многие знают его благодаря ролям в детских фильмах, на которых выросло не одно поколение зрителей. Они помнят актера и спустя десятилетия после смерти.

    Детство и юность

    Будущий актер родился в 1920 году в Украине, в городе Херсоне. Его судьба была предопределена еще до рождения, ведь родители посвятили жизнь сцене. Оба играли в рабоче-крестьянском передвижном театре, где отец также числился художественным руководителем. Мать была помощницей режиссера в Запорожском драматическом театре.

    Неудивительно, что Николай с детства мечтал об актерской профессии. В пять лет он впервые вышел на сцену. Но планам помешала война. Парень служил в авиации, был стрелком-радистом на бомбардировщиках, а также механиком. В 1944 году его наградили медалью «За боевые заслуги».

    Николай Гринько в молодости
    Николай Гринько в молодости / Фото: «ВКонтакте»

    После победы Гринько приняли в труппу Запорожского драматического театра, при котором он окончил театральную студию. Играл талантливый артист и на сцене Ужгородского музыкально-драматического театра. В молодости Николай Григорьевич выступал на эстраде, участвуя в номерах комедийного характера и подрабатывал конферансье. Но славу ему принесло кино.

    Фильмы с Николаем Гринько

    Первая кинолента с участием Николая Григорьевича — «Тарас Шевченко», вышедшая на экраны в 1951 году. В этой картине он сыграл второстепенного персонажа — крепостного крестьянина. После дебюта актеру еще долго не предлагали серьезных ролей. Он снялся в нескольких фильмах, но играл героев второго плана.

    Впервые заметная роль появилась в послужном списке Гринько только спустя десятилетие после кинодебюта — в 1961 году. Он снялся в ленте «Мир входящему», где сыграл шофера-американца. Образ дался настолько убедительно, что на фестивале в Венеции зарубежные зрители действительно поверили в его принадлежность к этой национальности.

    Николай Гринько в роли папы Карло
    Николай Гринько в роли папы Карло / кадр из фильма «Приключения Буратино»

    Вскоре после этого Николай Григорьевич познакомился с начинающим режиссером Андреем Тарковским, предложившим ему сыграть Грязнова в киноленте «Иваново детство» по повести советского писателя Владимира Богомолова.

    В интервью журналу «Советский экран» Гринько поделился, что поначалу не хотел соглашаться на съемки. Впереди у актера, уставшего от напряженной работы, тогда был долгожданный отпуск, который он планировал провести у озера, вблизи Канева. Но Тарковский убедил его, что часть работы по счастливому стечению обстоятельств пройдет именно там.

    Николай Григорьевич принял предложение тогда еще неизвестного кинематографиста только потому, что это было редкая возможность совместить работу с рыбалкой. Актер приехал на съемочную площадку, ознакомился со сценарием, который ему не понравился. Художественное видение Тарковского выходило за привычные рамки. В его фильме не было ни пушек, ни танков, ни масштабных коллизий. Талант режиссера Гринько оценил только на премьере.

    Зарубежные критики тоже оценили нестандартный режиссерский подход Тарковского. Со съемок киноленты, удостоенной награды на Венецианском кинофестивале, началась дружба и совместное творчество режиссера и артиста.

    В 1963-м Николая Григорьевича приняли на киностудию имени Александра Довженко, но главных ролей ему долго не доставалось. Только спустя три года после этого на Одесской киностудии сняли фильм «Авдотья Павловна», где артист воплотил центрального персонажа.

    Взлет карьеры пришелся на период работы на «Мосфильме». Здесь режиссеры рассмотрели многогранный талант украинского актера. На столичной киностудии Гринько играл крестьян, партизан, учителей, монахов, каждый раз демонстрируя чудеса перевоплощения.

    Продолжилось и сотрудничество с Тарковским. Режиссер пригласил талантливого исполнителя сняться в исторической драме «Андрей Рублев». В СССР фильм приняли прохладно, подвергли цензуре и критике, и только спустя годы лента была оценена по достоинству.

    В 1969 году Николай Григорьевич исполнил роль Антона Чехова в «Сюжете для небольшого рассказа». Режиссер Юрий Яковлев признавался, что, когда ему показали фото актера, он спутал его с автором «Вишневого сада». Внешнее сходство с русским писателем действительно оказалось поразительным, а сам Гринько признавался, что после съемок еще долго не мог попрощаться с образом.

    Вжиться в него исполнителю удалось благодаря не столько внешнему сходству, сколько таланту и упорству. Он относился серьезно к своей профессии, полагал, что талантливый актер не играет самого себя, а, наоборот, стремится отойти от своего «я».

    После успеха в 60-е расцвет карьеры Николая Григорьевича продолжился в следующем десятилетии. В этот период артиста все чаще приглашали играть родительских персонажей. Так, Тарковский доверил ему роль отца Криса Кельвина в «Солярисе».

    Гринько обладал редкой пластикой, способностью к импровизации. Его талант пригодился на съемочной площадке детского фильма «Приключения Буратино», где он появился в образе папы Карло. Примечательно, что художественный совет отверг кандидатуру Николая Григорьевича, но режиссер все равно решил снимать его.

    Николай Гринько и Олег Ефремов (похожи)
    Николай Гринько и Олег Ефремов (похожи) / кадры из фильмов «К расследованию приступить», «Однажды, двадцать лет спустя»

    Позже последовали яркие появления в лентах «Тимур и его команда» и «Приключения Электроника». В фильме, снятом по фантастическому произведению Евгения Велтистова, Гринько исполнил роль профессора Громова.

    Продолжалось и сотрудничество с Тарковским. В интервью жена актера рассказывала, что, взявшись снимать «Сталкера», режиссер предложил ему любую роль на выбор. Николай Григорьевич выбрал Писателя, но Андрей Арсеньевич видел его только Профессором. Исполнитель не стал ссориться, уважая видение друга. Вместе они подарили зрителям очередной киношедевр.

    В 80-е Гринько не пропадал с экранов, регулярно пополняя фильмографию новыми кинолентами. Картина «Единожды солгав…» получила приз на фестивале в Испании. Роль академика Шешко — одна из последних киноработ в творческой биографии Николая Григорьевича.

    Личная жизнь

    Счастье в личной жизни исполнитель обрел не сразу. Впервые он женился вскоре после окончания войны, но брак не был счастливым. А однажды, в начале 50-х, на концерте актер познакомился со скрипачкой из ансамбля «Днепр». Ее звали Айше, она училась в консерватории. Девушка была на 12 лет младше и 50 см ниже актера, чей рост составлял 198 см. Но ничто не помешало чувствам, вспыхнувшим во время гастролей.

    Николай Гринько и его жена Айше
    Николай Гринько и его жена Айше / Фото: «ВКонтакте»

    После возвращения домой Николай Григорьевич подал на развод, а его возлюбленная расторгла помолвку с женихом. Вместе с женой Айше артист прожил счастливые 30 лет до самой смерти. Супруга оставила карьеру, чтобы сопровождать актера в командировках и на гастролях, а он всегда трогательно заботился о ней. Детей у пары не было.

    Смерть

    В конце 80-х у актера диагностировали лейкемию, которая и стала причиной его смерти в апреле 1989 года. По рассказам жены, любимец зрителей ушел тихо, во сне. Он похоронен на Байковом кладбище. Чтобы установить памятник на могиле мужа, Айше продала ювелирные украшения. На память она оставила только подарок от отца и обручальное кольцо.

    На фасаде дома, где Николай Григорьевич провел последние годы, установлена памятная доска. В его честь названа улица в Херсоне.

    Фильмография

    Интересные факты

    1. По мнению кинолюбителей, Гринько и Олег Ефремов внешне похожи.
    2. Артист мечтал снять фильм по произведению «Украденное счастье» Ивана Франко, но так и не получил поддержки.
    3. Николай Григорьевич хотел сыграть Дон Кихота, но так и не посчастливилось. Еще одним разочарованием стал отказ в роли Горацио в экранизации «Гамлета». Причина была в большой разнице в росте между Гринько и Иннокентием Смоктуновским.