Биография
Весной 2020-го исполнилось 40 лет с того момента, как на советские телеэкраны вышел фильм, повествующий о приключениях Электроника, Сережи Сыроежкина, профессора Громова и гангстера Урри. В основу культовой кинокартины легли фантастические повести Евгения Велтистова, открывающие цикл произведений о мальчике-роботе. Годом раньше, в 2019-м, прошли два юбилея автора — 85 лет со дня рождения и 30 лет со дня смерти.
Детство и юность
В 21-й июльский день 1934-го москвич Серафим Велтистов, военный инженер по профессии, стал отцом — любимая супруга подарила ему сына Женю. На второй год Великой Отечественной войны, в 1942-м, мальчик пошел в 1-й класс 265-й школы, располагавшейся на известной Домниковской улице, которой сейчас уже нет на карте.
Учебников и тетрадей для занятий практически не было, зато была огромная потребность в чтении. Поэтому, когда будущего писателя спрашивали: «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?», тот, не задумываясь, отвечал, что продавцом детских книг, «чтобы прочитать их все». Любовь и тяга к литературе не ослабевали и в дальнейшем, и по окончании среднего учебного заведения юноша получил высшее образование на журфаке МГУ.
Выпустившись из университета в 1956-м, вчерашний студент работал по полученной специальности — трудился в различных газетах, в итоге дослужившись до должности редактора знаменитого «Огонька». Из-под пера автора выходили забавные фельетоны и любопытные статьи, но особенно удавались очерки и репортажи, так как он тонко чувствовал характер и настроение людей.
Еще одной его отличительной особенностью являлось умение находить новых героев. Например, в 1958-м корреспондент заставил вновь зазвучать имя создательницы новогодней песни «В лесу родилась елочка» Раисы Кудашевой. Журналистский талант Евгения по достоинству оценили и «в верхах» — ему разрешили выезжать в командировки за границу и даже взять интервью у начальника уголовной полиции Нью-Йорка.
В творческой биографии Велтистова нашлось место и журналу «Кругозор», где в коллегах числился сам Юрий Визбор, и аппарату ЦК КПСС.
Личная жизнь
Главной героиней личной жизни Велтистова стала Марта Баранова, пришедшая в этот мир в 5-й день весны 1924-го. Избранница также имела отношение к литературе — трудилась корректором в Управлении делами Совмина СССР и заведовала отделами в редакции газеты «Пионерская правда». В соавторстве с любимой женщиной Евгений Серафимович создал несколько детских книг.
В конце 1962-го, 5 декабря, супруги принимали поздравления с пополнением в семье — у них родился сын Максим. По некоторым данным, впоследствии у писателя появились девять внуков.
Наследник бережно относится к творческому наследию отца. В 2011-м он оставил сообщение на одном известном российском портале о кино:
«Пишет вам сын Евгения Велтистова, автора книги “Ноктюрн пустоты” и сценария “Оружия Зевса”. Нигде не могу купить или достать диск с фильмом — нет в Интернете всех пяти серий. Если можно, пришлите сообщение, где можно купить или записать весь фильм, или с кем можно связаться. С уважением, Максим».
Книги
Творения Велтистова начали появляться в печати в конце 50-х, и уже в 1960-м советские граждане зачитывались невероятными «Приключениями на дне моря».
После «Тяпы, Борьки и ракеты» свет увидел «Электроник — мальчик из чемодана», имевший бешеный успех и настолько полюбившийся детям и взрослым, что автору ничего не оставалось, как засесть за продолжение. Вскоре библиография пополнилась «Рэсси — неуловимым другом», «Победителем невозможного» и «Новыми приключениями Электроника».
Как рассказывал сам «отец Электроника», сюжет о мальчике-роботе он придумал случайно. Однажды мужчина собирался на отдых, наполнил чемодан сменной одеждой, пишущей машинкой, стопкой чистой бумаги и отправился на вокзал. Тяжесть ручной клади породила мысли:
«Может, в чемодане кто-то есть? Может, там… электронный мальчик? Вот откину крышку, он откроет глаза, встанет, скажет: “Здравствуй, меня зовут Электроник…”».
История закончилась курьезно: только в купе выяснилось, что внутри дорожной сумки оказались не необходимые на отдыхе вещи (в том числе и ласты), а книги.
Впоследствии, прорабатывая образы учителей, писатель отправлялся в школы с математическим уклоном. В одной из них произошло знакомство с Исааком Яковлевичем Танатаром, с которого был списан персонаж Семена Таратара.
Кроме произведений, созданных в жанре научной фантастики («Глоток солнца. Записки программиста Марта Снегова», «Ноктюрн пустоты», «Золотые весла времени, или “Уйди-уйди”»), Евгений Серафимович знакомил публику и с повестями-сказками. Это «Гум-Гам», «Миллион и один день каникул», «Классные и внеклассные приключения необыкновенных первоклассников».
В круг общения литератора входили советские и зарубежные ученые, чьи мысли и идеи нередко находили отражение на страницах его сочинений, — Сергей Королев, Сергей Капица, Алексей Берг. Последний и вовсе считается прототипом профессора Громова.
Смерть
Последние 16 лет своей жизни Велтистов обитал с семьей на московской улице Алабяна, на 14-м этаже дома-корабля, не переставая заниматься писательством. Именно здесь 1 сентября 1989-го и перестало биться его сердце. Причиной смерти послужила тяжелая продолжительная болезнь.
Последнее пристанище человек, рассказавший миру о невероятных приключениях Электроника и его друзей, нашел на столичном Троекуровском кладбище. На могильном памятнике литератора, помимо фамилии, имени, отчества, годов жизни и фотографии, указаны и его род деятельности, и почетное звание.
Библиография
- 1960 — «Приключения на дне моря»
- 1962 — «Тяпа, Борька и ракета»
- 1964 — «Электроник — мальчик из чемодана»
- 1967 — «Глоток солнца»
- 1970 — «Гум-Гам»
- 1971 — «Рэсси — неуловимый друг»
- 1973 — «Излучать свет»
- 1975 — «Победитель невозможного»
- 1976 — «Богатыри»
- 1979 — «Миллион и один день каникул»
- 1982 — «Ноктюрн пустоты»
- 1983 — «Прасковья»
- 1985 — «Классные и внеклассные приключения необыкновенных первоклассников»
- 1989 — «Новые приключения Электроника»
- 1988 — «Золотые вёсла времени, или «Уйди-уйди»
Фильмы
- 1979 — «Приключения Электроника»
- 1985 — «Гум-Гам»
- 1991 — «Оружие Зевса»
Интересные факты
- Помимо «Электроника — мальчика из чемодана» и «Рэсси — неуловимого друга», были экранизированы еще две работы Велтистова. В 1985-м вышел «Гум-Гам», где сыграли Владимир Митрофанов, Денис Зайцев и Михаил Боярский. В 1991-м состоялась премьера «Оружия Зевса» с Игорем Васильевым, Юозасом Киселюсом, Неле Савиченко-Климене, Светланой Копыловой в главных ролях.
- В конце 80-х Евгений Серафимович на пару с Татьяной Яковлевой написал сценарий для телеспектакля «Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса, Хоббита», созданного по мотивам повести-сказки Джона Толкина «Хоббит, или Туда и обратно».
- Когда рукопись первой повести об Электронике была готова, автор попросил издателей, чтобы ее обязательно показали Исааку Танатару. «Будущая книга должна представить интерес для читателя», — сдержанно заявил рецензент.
- Евгений Велтистов известен еще и тем, что посодействовал ученому-физику Сергею Капице в создании телевизионного цикла научно-популярных передач «Очевидное-невероятное», а режиссеру-документалисту Марине Голдовской — в появлении фильма «Восьмой директор».
- «Все вопросы решал с ходу, почти не задумываясь», «дисциплинированный, деловой, западный тип писателя, который живет не на гонорар», «много интересного принес на телевидение, предложил ряд творческих новаций» — так характеризовали литератора те, с кем он работал.