История персонажа
Электроник – механическая копия живого мальчика, мечтающая стать человеком. Робот, появившийся в лаборатории гениального профессора Громова, самостоятельно постиг азы жизни в коллективе, сумев-таки обрести душу и способность выражать эмоции.
История создания
В 1960-ые годы электронная эра переживала романтический период. На пике моды находились темы, связанные с развитием технического прогресса. На каждой советской кухне обсуждали новые научные успехи и возможности. В такой атмосфере родился чудо-робот, придуманный журналистом, писателем-фантастом Евгением Велтистовым.
Первая история о приключениях необычного подростка, созданного в лаборатории профессора Громова, вышла в 1964 году. За повестью «Электроник – мальчик из чемодана» последовали еще три произведения: «Рэсси – неуловимый друг», «Победитель невозможного» и «Новые приключения Электроника».
Идея написать о юном роботе посетила автора в поездке к морю, о чем поведал детский поэт и писатель, друг Велтистова Владимир Приходько в предисловии к первой книге. Мальчик действительно появился «из чемодана». Евгений Серафимович однажды отправился в отпуск в теплые края. Неся багаж к поезду, удивлялся его тяжести, ведь ласты и одежда не могли столько весить.
По дороге фантазия разыгралась не на шутку: фантаст вдруг задумался о том, что, возможно, в чемодане электронный мальчик, который умеет разговаривать. К сожалению, вместо живого существа там оказалась всего лишь кипа книг – отпускник перепутал собственный чемодан с чужим.
Происшествие осталось бы просто курьезом, но выдуманный Электроник прочно обосновался в воображении Евгения Велтистова, и писатель принялся создавать удивительную историю юного робота. Во время работы он часто гостил в школе с математическим уклоном, чтобы реалистичнее воплотить замысел.
Здесь фантаст познакомился с гениальным учителем Исааком Танатаром, который стал прототипом книжного учителя математики Таратара, позаимствовавшего у своего прообраза прозвище. Позднее преподавателю выпала честь выступить в роли критика первой повести, и он посчитал, что читателю книга непременно понравится.
Заслуженный математик оказался прав: приключения мальчика-робота покорили сердца маленьких и даже взрослых книгочеев. Автора заваливали письмами. Вдохновленный успехом Велтистов засел за продолжение истории, придумывая новых персонажей. Последнюю часть «Электроника», вышедшую из-под типографских станков, автор получил, лежа в больнице со смертельной болезнью.
Главные герои получились настолько самобытными и оригинальными, что так и рвались на экран. Режиссерское воплощение книг произвело еще больший фурор – в книжных магазинах появились очереди за повестями писателя, а ребятишки объединялись в клубы под именем любимого персонажа, где ваяли собственных роботов.
Произведения Евгения Велтистова оценивали и светила науки. Например, физик-математик, профессор Сергей Капица увидел в Электронике черты Буратино, назвав фантастические повести проекцией сказки Алексея Толстого в электронный век: рукотворный мальчик обретает черты живого человека, а за положительными героями стоят люди «с душой», для которых на первом месте свобода.
Приключения Электроника
События разворачиваются в конце 70-ых годов в столице России. Талантливый профессор, инженер-кибернетик Громов доказал, что возможности технического прогресса безграничны, создав Электроника. Образцом для воплощения внешнего вида послужила фотография ученика 6 класса Сергея Сыроежкина, которую гений увидел на обложке советского журнала.
Удивительный робот хоть и не отличается от обычного подростка, но обладает супер-способностями – демонстрирует чудеса физической силы и выносливости, бегает с высокой скоростью, на лету усваивает любую информацию. Мало того, бездушное существо начинает превращаться в личность, мечтая стать настоящим человеком.
О появлении необычной машины прознал главарь иностранной группы грабителей предметов искусства Стамп и послал добыть ее своего помощника по имени Урри. Но тут сюжет закрутился неожиданным образом.
Обидевшись на создателя, Электроник сбегает из дома Громова. Знакомство с собственным двойником Сережей Сыроежкиным, оболтусом и лодырем, дарит шанс «стать человеком». Хитрый школьник убеждает нового друга в том, что цель достижима, если тот будет ходить вместо него в школу. Наивный робот, конечно же, верит приятелю.
Так начинается райская жизнь у Сыроежкина – мальчишка лентяйничает, пока за него учится Электроник, демонстрируя невероятные таланты в науках. Постепенно робот полностью занимает место Сергея, а тот, почувствовав, что остался не у дел, возвращается в школу и раскрывает сверстникам тайну своего преображения. Заодно признается Электронику – ответ на вопрос, как стать человеком, ему неизвестен.
Расстроенный Электроник скитается по городу, пока не находит смысл существования в помощи людям. Мальчик чинит механизмы и приборы, за что однажды получает в качестве благодарности игрушку в виде собаки, из которой создает верного друга-робота по имени Расси. Триумфальное возвращение в школу случается по просьбе девочки Майи: Сыроежкину срочно необходима помощь для зачислении в хоккейную команду. И Электроник соглашается помочь.
Тем временем Громов догадывается, где его механическое создание, и, проанализировав нить последних событий, понимает, что роботу удалось приблизиться к мечте, ведь он смог влиться в коллектив и не вызвать подозрений о своем происхождении.
Доказательством того, что Электроник все же превратился в живого человека, стала заварушка с хоккейным матчем, когда робот не сумел понять суть игры, а Сыроежкин впервые в жизни одержал победу хоть в чем-то. Созданный в лаборатории мальчик, еще вчера не проявлявший эмоций, вдруг заплакал.
Дальнейшие приключения Электроника – еще более захватывающие. Робот попадает в плен к Урри и оказывается за границей, где помогает гангстерам пробраться в музей. Но когда мальчик узнает об истинных целях ворюг, решает вернуть украденные картины на место. В этом главному герою через медальон-передатчик помогает Сыроежкин.
Экранизация
Летом 1980 года советские дети распевали песню «Мы маленькие дети», исполненную Сыроежкиным (за кадром пела Елена Камбурова) в трехсерийном фильме «Приключения Электроника». За основу картины режиссера Константина Бромберга сценаристы взяли две повести Велтистова - «Электроник – мальчик из чемодана» и «Рэсси — неуловимый друг».
Сначала авторы ленты задумывали отдать роли школьника и его прототипа одному молодому актеру, однако в последний момент решили, что выгоднее будет, если разные образы воплотят близнецы.
Ассистенты постановщика прошерстили Страну Советов вдоль и поперек в поисках подходящих типажей. Но главное – от юных претендентов на роли требовались умения играть на гитаре, петь и ездить на мопеде. Братья Володя и Юра Торсуевы, которых на пробы отправила завуч их родной московской школы, владели этими навыками.
Близнецы умудрились поспорить перед распределением ролей – каждому хотелось предстать в образе положительного героя Электроника. В итоге Владимир Торсуев уступил брату, но во время съемок режиссер поменял мальчиков местами.
В картине снялись такие яркие звезды советского кино, как Николай Караченцов (Урри), Владимир Басов (Стамп), Николай Гринько (профессор Громов), Евгений Весник (учитель математики Таратар).
Фантастические книги об Электронике сразу после премьеры стали пользоваться огромным успехом. Спустя год фильм оценили и представители киноискусства – на Всесоюзном телефестивале режиссер получил приз за лучший фильм для детей. А со временем «Приключения Электроника» превратились в культовую картину.
Цитаты
«Электроник — гениальное изобретение. Но только что вы теперь будете с ним делать?»
«Громов: - Ты создан для других целей.
Электроник: - Чтобы играть в шахматы? Нет, я не хочу. Я хочу быть как все, как мальчишки по телевизору».
«Мне дали велосипед и сказали: жми. Ну, я и обогнал. Немного мешал велосипед. А так бы я пришел раньше».
«Понимаете, я хочу стать человеком».
«Я могу делать вид, что я ем или сплю. А больше всего я не люблю пить воду — она потом булькает!»
«У каждого человека есть кнопка: тщеславие, жадность, честолюбие… Тем более у робота».