Биография
Евгений Весник был личностью неординарной. Помимо того, что советский и российский киноактер плодотворно работал на театральной сцене, он озвучивал фильмы и анимационные ленты, писал книги, выступал на радио, ставил спектакли. Поздний по киношным меркам успех не умаляет достоинств великолепного артиста, о чем свидетельствует обширный перечень его наград и зрительская любовь.
Детство и юность
Евгений Яковлевич Весник родился в Петрограде в начале зимы 1923 года в семье домохозяйки и чиновника советской промышленности. Рассказывая в интервью о своих корнях и национальности, артист отмечал, что правильное ударение в его фамилии ставится на второй слог: отец его «был белорусский еврей, а мать — русифицированная чешка».
Отец Яков Ильич родом из купечества, в 1917-м вступил в РПК(б), воевал на фронтах Гражданской войны, награжден двумя орденами Красного Знамени. С матерью будущего актера, Евгенией Кестранковой, познакомился в госпитале в Баку. Евгения окончила консерваторию, служила в оперном театре.
По окончании Высших инженерных курсов отец Евгения Весника работал в Швеции, США, Германии в качестве торгового представителя, курировал поставку техники и оборудования для металлургических комбинатов. На один из них — «Криворожсталь» — вскоре был назначен директором. Награжден орденом Ленина. Чтобы не отставать от мужа, Евгения окончила птицеводческие курсы, заведовала птицефермой, была в числе организаторов движения за улучшение быта трудящихся.
Якова Ильича расстреляли в разгар сталинских репрессий. Мать девять лет провела в лагерях. Сына врагов народа ждала участь детдомовского ребенка. Но мальчик сбежал во время переезда и обратился за помощью к Михаилу Калинину, который до революции занимал должность начальника в цехе, где трудился отец Весника. «Всесоюзный староста» помог ребенку вернуться в Ленинград и прописаться в родительской квартире. Жил Весник на деньги от продажи вещей, потом устроился на завод по производству противогазов.
Со сценой будущую звезду кино познакомила педагог по литературе Анна Дмитриевна Тютчева. Будучи одинокой женщиной, правнучка русского поэта Ф. И. Тютчева окружила ученика материнской заботой. Она посоветовала ему поступать в театральное и в последующем писала подробные рецензии на каждую работу подопечного.
В молодости, перед началом войны, Евгений подал документы сразу в несколько театральных учебных заведений и в итоге поступил в училище имени М. С. Щепкина. Осенью 1941-го училище и Малый театр эвакуировали в Челябинск. На следующий год Весника призвали в армию. Окончив ускоренные артиллерийские курсы, он воевал на Карельском и Белорусском фронтах, под Кенигсбергом. За проявленное мужество был награжден двумя медалями «За отвагу» и орденом Красной Звезды.
И даже во время учебы в артиллерийском училище Весник находил время на художественную самодеятельность. Увлеченность искусством, можно сказать, вышла ему боком: Евгению единственному присвоили звание младшего лейтенанта, тогда как его сокурсники покинули училище лейтенантами.
Демобилизовавшись в 1946-м, Весник вернулся на студенческую скамью и окончил Щепкинское училище с отличием. Однако в приеме в штат Малого театра, где молодой актер уже играл, ему отказали. Сказалось пресловутое клеймо «сын врага народа». Евгений устроился в Московский драматический театр им. К. С. Станиславского.
Театр
В драмтеатре имени Станиславского, ныне именуемого «Электротеатр Станиславский», молодой артист начал с ролей стариков. Такому факту Весник был даже рад, поскольку прошел настоящую школу перевоплощения. Тогда же он попробовал силы в режиссуре: поставил на сцене родного театра пьесу Германа Матвеева «Вспышка» и пьесу Максима Жежуры-Калиновского и Льва Устинова «Правда об его отце».
На сцену Театра Станиславского Евгений выходил на протяжении семи сезонов. Затем его домом стал Московский театр сатиры, которому артист посвятил девять лет. Знаковое место в его творческой биографии заняла роль Остапа Бендера в постановках «Золотой теленок» и «Двенадцать стульев». Весник был первым советским актером, воплотившим этого персонажа на сцене.
В 1963-м артист наконец попал в труппу любимого Малого театра. Этому храму Мельпомены он прослужил до 1992 года. Среди спектаклей с участием Евгения Яковлевича зрителям запомнились «Свадьба Кречинского», «Средство Макропулоса», «Господа Головлевы». В «Ревизоре» актер воплощал задумки Юрия Соломина и собственные трактовки пьесы.
Одновременно с этим за творчеством любимца зрители могли наблюдать на подмостках и театра «Сфера» («Театральный роман» по Михаилу Булгакову, «Письма к незнакомке» по Андре Моруа), и Театра имени Моссовета («Вечерний свет» по Алексею Арбузову). Весник покинул сцену, когда ушло поколение старых актеров, с которыми он начинал, когда сменилась атмосфера и утратилась влюбленность в профессию.
Фильмы
Когда говорят о Евгении Веснике в кино, сразу вспоминают его самые яркие роли — учителя математики в «Приключениях Электроника» и белого офицера в «Новых приключениях неуловимых». Но до этих работ артист успел сняться во многих лентах. А дебютным в его фильмографии стал образ Родриго в фильме «Отелло», снятом еще в 1955 году.
Главные персонажи артисту доставались редко, но сыгранные второстепенные запоминались гротеском, специфическим выговором, походкой либо еще какой-нибудь «фишкой». Такими находками мастер перевоплощений удивлял зрителей в «Старике Хоттабыче», «Семи стариках и одной девушке», «Летучей мыши», «Пиквикском клубе».
Неповторимые интонации голоса Евгения Яковлевича слышны в художественных фильмах «Любимец Нового Орлеана» с Марио Ланцей, «Возраст любви» с Лолитой Торрес, мультфильмах «Приключения Буратино», «Кот в сапогах». А фильмы с Марчелло Мастроянни просто немыслимы в другой озвучке.
Личная жизнь
О личной жизни Евгения Весника ходили легенды в театральных и кинокругах. Первая жена Клавдия Шинкина была однокурсницей актера. Счастливому браку помешала встреча с певицей, цыганкой Лялей Черной.
С солисткой театра «Ромэн» Евгений Яковлевич официально не расписывался. Определенная свобода способствовала новому увлечению, на этот раз коллегой по Театру сатиры Никой Демидовой. Роман вызывал в театре зависть. Ника подарила Веснику сына, которого назвали в честь отца — Евгением. Спустя семь лет Демидова ушла от мужа к футболисту московского «Спартака».
Обаятельный артист, умеющий быть смешным и трогательным, в холостяках ходил недолго. Следующую его даму сердца звали Галина Зенкина, она была сотрудницей ни много ни мало Министерства иностранных дел СССР. В браке родился сын Антон. Но семейный союз просуществовал всего год.
В 1971 году жизнь артиста пересеклась с бывшей супругой его фронтового друга Нила Каменева Нонной (Сусанной). Каменева привела на прослушивание к Веснику дочь Марину, которая метила в артистки. Евгений Яковлевич отговорил девушку от непостоянной карьеры. А Нонна Гавриловна стала подругой его сердца почти на 40 лет.
Дети Весника утверждали, что последняя жена отца препятствовала их общению, даже не сообщила о смерти артиста ближайшим родственникам. В свою очередь, Нонна Каменева говорила, что проблемными оказались как раз сыновья и их матери, поэтому Евгений Яковлевич не жил в тех семьях. Антон и Евгений Весники сделали карьеру, далекую от кино и театра. Старший сын Евгения Яковлевича — успешный строитель, младший выбрал фотографию.
Смерть
Народный артист СССР умер в Москве. До этого он перенес пневмонию, страдал приступами астмы. В апреле 2009-го Евгения Яковлевича госпитализировали с подозрением на инсульт, но в итоге причиной смерти назвали сосудистый спазм. Похоронен актер на Троекуровском кладбище.
Фильмография
- 1964 — «Обыкновенное чудо»
- 1968 — «Новые приключения неуловимых»
- 1970 — «Приключения желтого чемоданчика»
- 1974 — «Три дня в Москве»
- 1978 — «Средство Макропулоса»
- 1979 — «Приключения Электроника»
- 1982 — «Чародеи»
- 1987 — «Единожды солгав»
- 1990 — «Шапка»
- 1992 — «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-бич опять идут дожди»
- 1994 — «Мастер и Маргарита»
- 1995 — «Ширли-мырли»
- 1999 — «Белый танец»
Интересные факты
- Только начиная играть на театральной сцене, Евгений Яковлевич решил выбрать для себя сатирическое амплуа. На это один из театральных критиков заметил, что Веснику не суждено найти успех и популярность в таких ролях, потому что молодой актер «слишком уж обаятельный».
- В театральной среде артисты знали Евгения Яковлевича как «коллекционера» людских походок. Сам актер признавался в интервью, что, начиная работать над ролью, сперва продумывал, как двигается его персонаж. Это помогало создать на сцене и на экране яркий, выразительный образ. Также Весник помогал находить нужную походку коллегам по творческому цеху. Так, с его подачи запоминающиеся движения воплотил на экране Николай Гриценко, игравший Алексея Каренина в картине «Анна Каренина».
- За время работы на подмостках Московского театра сатиры Весник исполнил роль Остапа Бендера в общей сложности 600 раз.
- Уйдя со сцены, Евгений Яковлевич писал книги и участвовал в радиопрограммах. Из под его пера вышли 19 произведений, среди которых «Хмельные странички для непьющих», «Врать не буду», «Курьезы». На телеканале «Культура» Весник вел передачу «Актерские байки» — рассказы о театральной жизни, забавные случаи с людьми, с которыми его свела судьба.