Биография
Российский фантаст Андрей Ливадный на редкость продуктивный автор. Его библиография давно перевалила за сотню произведений. В ответ на вопрос о любимом из них писатель называет «Слепой рывок» и считает, что постепенно все больше становится похожим на главного героя — искусственный интеллект, призванный нести прекрасное в массы.
Детство и юность
Андрей Львович Ливадный родился 27 мая 1969 года в столице Кабардино-Балкарии — городе воинской славы Нальчике. Мальчику не исполнилось и года, как семья перебралась с юга на северо-запад России, в Псков, где отец занимал пост в обкоме КПСС.
О городе, где прошли детство и юность, писатель готов рассказывать часами, признаваясь, что особенно ему запали в душу берестяные грамоты и архитектура, а сам он в молодости не вылезал с археологических раскопок. Известно также, что в годы с 1987-го по 1989-й парень отдал долг родине, отслужив в войсковой части № 6722.
Книги Андрея Ливадного
Свой первый роман на пять листов школьной тетради Ливадный написал еще по окончании первого класса. Школьник зачитывался книгами Жюля Верна, Александра Дюма, Вальтера Скотта, Валентина Пикуля и Роберта Хайнлайна. Роман последнего «Пасынки Вселенной» («Сироты неба») открыл для него дверцу в неведомый мир безграничного космического пространства и помог определиться с жанром собственного творчества.
Увлечение писательством укрепилось к седьмому классу школы, тогда Ливадный истратил с десяток тетрадей, трудясь над созданием «Двоих на острове». Работа над следующим творением «Звездный Таран» началась незадолго до армейской службы, а продолжилась уже после демобилизации. В интервью писатель признался, что изначально не ставил целью издаваться и писал из внутренней потребности помечтать. Романы уходили в стол — из издательства «Молодая гвардия» рукопись Ливадного вернули с резолюцией «такая фантастика нам не нужна». Андрей Львович сам признает, что в СССР он бы достиг уровня «начинающего писателя» только к годам 40–50.
Началом серьезного творчества считается написание «Острова Надежды». Рассказ вышел самиздатом в 1990 году и стал первым произведением серии «Экспансия: История Галактики». Стоит учитывать, что финансовое положение в семье Ливадного на тот момент было тяжелым — у супругов родился ребенок, в стране была разруха, и семья буквально выживала. Чтобы обеспечить родных, будущий автор фантастических произведений работал в вагонном депо, токарем и даже таксовал. Поддержку в своем увлечении литературой Андрей Львович нашел только в жене. В то время как друзья откровенно посмеивались над семьей Ливадных, супруги обсуждали каждого персонажа и иногда расходились во мнениях до взаимных обид. Но именно это помогало фантасту создавать книги и обрести собственный стиль.
Постепенно цикл «Экспансия: История Галактики» пополнялся, образовывал подразделы (например, «Наемник», «Мать», «Жизненное пространство», «Механоформы», «Отделившийся») и в итоге разросся до 60 книг, содержавших модели истории человечества на два тысячелетия вперед.
Несмотря на то что творческая биография Андрея Львовича по большей части состоит из романов, не чурается он малых форм — повестей («Мишень», «Знак Близнецов»), рассказов («Имя твое», «Реальное превосходство») и статей в виде предисловий к «Пепельному свету» и «Шагу к звездам».
Автор также признавался, что пробовал свои силы не только в прозе, но и в поэзии, хотя стихотворения в основном содержали размышления на личные темы и посвящались любимой жене.
Личная жизнь
В личной жизни фантаста все гармонично и спокойно с 1988-го. Именно тогда Андрей повел под венец возлюбленную — Лану, через год подарившую ему единственного сына. Знакомство молодых людей по тем временам казалось чем-то невероятным, и, как часто шутили супруги, они вообще не должны были встретиться из-за разных социальных классов.
У жены писателя высшее юридическое образование, но женщина отказалась от карьеры, чтобы обеспечить супругу тыл и возможность писать книги. Андрей Львович называет это собственным жизненным выбором Ланы. Впрочем, она нашла себя в искусстве и стала профессиональной художницей — ее работы украшают не только рабочий кабинет фантаста, но и некоторые обложки его книг.
В 2007-м чета решила подыскать себе новое место жительства: родной Псков, построенный, как и Санкт-Петербург, на болотах, не подходил мужчине по климату из-за перенесенной операции на легких. Сначала выбор пал на Ейск, но в итоге своими красотами и воздухом Ливадных переманил к себе Геленджик, где они поселились практически в лесу и отказались от телевизора. Как признавался писатель, южный край помог реализовать давнюю мечту — закончить «Край Бездны».
Андрей Ливадный сейчас
Сейчас Андрей Ливадный является одним из самых популярных авторов-фантастов наряду с Сергеем Лукьяненко, Станиславом Лемом, Аркадием и Борисом Стругацкими. В соответствии с современной конъюнктурой литературный рынок частично переместился в Сеть. Поэтому автор развивает собственный сайт, где выкладываются фото, интервью, а также продаются бумажные и электронные версии романов. В ответ на запросы поклонников фантаст работает и над аудиокнигами.
Новинкой 2023 года в библиографии Ливадного стал роман «Репликант прорыва» из цикла «Экспансия. История Вселенных», который является серийным продолжением вышедших годом ранее «Техносфер» и «Репликанта».
Также автор вернулся к поэтическим экспериментам и порадовал поклонников новым стихотворением, посвященным Великой Отечественной войне.
Библиография
- 1992 — «Пепельный свет»
- 1992 — «Имя твоё»
- 1997 — «Роза для киборга»
- 1997 — «Знак Близнецов»
- 2001 — «Жизненное пространство»
- 2005 — «Заря над Араксом»
- 2006 — «Башня»
- 2008 — «Первый мир»
- 2013 — «Слепой рывок»
- 2017 — «Алчущие»
- 2017 — «Замок на Гиблых Болотах»
- 2018 — «Край Бездны»
- 2019 — «Беглец»
- 2019 — «Нейр»
- 2019 — «Тиберианец»
- 2023 — «Репликант прорыва»
Интересные факты
- Ливадный отметил, что его читатели, занимающиеся теорией создания искусственного интеллекта, в своих письмах отмечают совпадение наработок в этой отрасли с романами Андрея Львовича 15-летней давности.
- Сюжеты для произведений автор берет из окружающей жизни. В «Слепом рывке» прототипом искусственного интеллекта, безуспешно играющего на скрипке на улицах мегаполиса, стал скрипач в пустом приморское кафе — живая музыка не трогает людей ни сейчас, ни в будущем.