Биография
Ян Фабр с ранних лет любил познавать окружающий мир. Это сформировало особый взгляд на искусство, которое может вызвать как положительные, так и отрицательные эмоции, но никого не оставляет равнодушным.
Детство и юность
Ян Фабр родился 14 декабря 1958 года в городе Антверпен, Бельгия. В детстве мальчик интересовался миром животных и насекомых, посещал местный зоопарк. Согласно его утверждениям, он увлекся энтомологией благодаря родственным связям с Жаном-Анри Фабром.
Другим интересом Яна было творчество. Он изучал искусство в Муниципальном институте и Королевской академии родного Антверпена. В этот период молодой человек приступил к написанию сценариев для театральных постановок и начал рисовать картины, преимущественно шариковой ручкой Bic.
Творчество
Фабр известен умением эпатировать и шокировать публику. В возрасте 20 лет он создал серию картин, используя собственную кровь. Позже парень начал выступать с перформансами на улицах города. Во время наиболее резонансного представления художник собрал у зрителей бумажные купюры, а затем сжег их, чтобы пеплом написать слово money (деньги).
Также Ян провел серию перформансов с использованием Bic. Он запер себя в помещении с белыми стенами и потолком, которые расписал шариковыми ручками. В конце 90-х в рамках проекта Tivoli художник украсил особняк, используя только чернила.
Другим увлечением мастера стал театр. Его дебютный спектакль состоялся в 1982 году под названием «Это театр: как ожидали и как предвидели». Постановки Фабра, как и все образцы его творчества, поражают зрителей оригинальностью, экстравагантностью и порой жестокостью.
Актерам пьесы «Сила театральных глупостей» пришлось бить на сцене друг друга и самих себя. В середине 1980-х Ян основал в Антверпене группу Troubleyn, получившую название по фамилии матери художника. Проект прославился за счет театральных и хореографических постановок, созданных по сценарию Фабра.
В скульптурах мастера раскрываются три основные темы его творчества: стратегия войны, тело человека и мир насекомых. Он известен благодаря произведениям, изготовленным из надкрылий златок. Материал Ян получал у владельцев ресторанов, в которых жуки подаются как деликатес. По заказу королевы Паолы мужчина оформил в брюссельском дворце экспозицию «Небо восхищения» — потолок и люстра были покрыты панцирями насекомых.
Для работ Фабр часто использует человеческие выделения, подручные предметы и чучела животных. В 2016 году в Эрмитаже состоялась его скандально известная выставка, на которой в отдельном зале с возрастным ограничением 16+ были представлены образцы таксидермии.
Вскоре после того, как творения скульптора представили российской публике, в «Инстаграме» началась «война хештегов». Пользователи требовали закрыть выставку, обвиняя Яна в жестокости к животным. В ответ руководители музея запустили тег #кошкизафабра и пояснили, что художник использует только трупы собак и кошек, найденные на обочине дороги. Таким образом мастер хочет показать потребительское отношение к домашним любимцам, которых люди выбрасывают из окон машин.
Скандалы в биографии Фабра связаны не только с его творчеством. Осенью 2018 года 20 танцовщиц театра Troubleyn обвинили мужчину в сексуальных домогательствах. Об этом сообщалось в открытом письме, которое было опубликовано изданием Rekto Verso.
Личная жизнь
Творческий деятель предпочитает не говорить о личной жизни, уделяя внимание искусству.
Ян Фабр сейчас
В ноябре 2019-го в Большом драматическом театре имени Георгия Товстоногова стартовал фестиваль, посвященный работам художника. На сцене состоялся показ его постановок «Ночной писатель», «Воскресение Кассандры» и Preparatio Mortis.
Сейчас Ян продолжает творить. Он делится с поклонниками новостями и фото на официальном сайте.
Работы
- 1978 – «Мое тело, моя кровь, мой пейзаж»
- 1978 – «Я, когда я мечтаю»
- 1979 – «Деньги»
- 2001 – «Я Кровь»
- 2002 – «Небо восхищения»
- 2003 – «Ангел смерти»
- 2006 – «Я выпускаю себя»
- 2010 – «Глава I—XVIII»
- 2016 – «Рыцарь отчаяния – воин красоты»
- 2016 – «Гора Олимп»