Биография
В конце зимы 2020-го весь просвещенный мир отдавал дань памяти Оскару Кокошке: в феврале со дня смерти выдающегося художника прошло 40 лет. По этой причине, а еще из-за того, что год был объявлен годом австрийской литературы и театра в России, калининградский храм Мельпомены под управлением Михаила Андреева приготовил для своих зрителей спектакль о жизни экспрессиониста, постановкой которого занималась Регина Саттарова.
Детство и юность
1 марта 1886-го супруги Кокошка, проживавшие в Пёхларне, радовались не только приходу весны, но и рождению второго ребенка — дочь лесника Мария Романа подарила мужу Густаву Йозефу, продолжавшему родовое ювелирное дело, сына Оскара (первый умер в младенчестве). Позднее на свет появились Берта и Богуслав.
Из-за нестабильных заработков главы семьи приходилось кочевать с места на место, все дальше отдаляясь от центра города. В итоге история закончилась банкротством мужчины и переездом в Вену. Но, несмотря на тяготы ранней жизни и дальнейшее содержание родных, художник считал детство счастливым, а отца — человеком, давшим ему необходимые книги для начального образования.
В положенный срок мальчик начал посещать реальное училище, где упор делался на современные предметы (в том числе химию). Но изучение их мало интересовало Оскара, больше тяготевшего к творчеству. Однажды его рисунки заметил один из преподавателей и посоветовал ему перейти в школу искусств и ремёсел. Наставника подросток послушался и вскоре попал в число учеников, которым передавали знания Густав Климт и Карл Отто Чешка.
Чтобы помочь талантливому протеже набить руку в изображении человеческих лиц и найти свой неповторимый стиль, педагоги отправили юношу в «Венские мастерские», где тот участвовал в создании графических открыток и иллюстраций.
В 1908-м основоположник модерна, написавший «Поцелуй» и «Данаю», выставил работу Кокошки, «величайшего таланта среди молодого поколения», вместе со своими. Для знакомства с публикой он выбрал его автобиографическую поэму «Мечтающие юноши», из-за изобилия эротических изображений вызвавшую громкий скандал и повлекшую за собой исключение автора из учебного заведения.
Личная жизнь
В 1912 году Оскар познакомился и влюбился без памяти в Альму Малер, вскружившую немало светлых голов: за ней в молодости ухаживал Густав Климт, а женились Густав Малер, Вальтер Гропиус и Франц Верфель.
В личной жизни музы и художника случалось всякое, но в итоге терпение роковой красавицы иссякло, когда мужчина, запрещавший аборты, выкупил из больницы окровавленную простыню и демонстрировал публике. После расставания он создал одно из лучших произведений — «Невесту ветра».
В середине 30-х в Праге Кокошка встретил будущую жену Олду Палковску — женщину, которая в тяжелые времена выходила на улицу торговать печеньем, всячески поддерживала мужа, на ее руках выдающийся деятель искусства в итоге скончался.
Творчество
Та самая первая резонансная выставка (впрочем, скандалов и эпатажа на век Оскара хватило сполна) подарила знакомство с архитектором Адольфом Лозом, оказывавшим покровительство и введшим в мир авангарда.
В период с 1909-го по 1914-й экспрессионист создал множество портретов («Автопортрет», «Ханс Титце и Эрика Титце-Конрат»), на которых он старался сохранить полную художественную свободу, поэтому зачастую писал без натурщиков. Еще одна отличительная особенность картин Кокошки — эмоции, выраженные через жесты рук, тело, расположенное в трехчетвертном повороте, яркие цвета и темный невыразительный фон.
В 1910-м портретист перебрался в Берлин, где его ждали сближение с Василием Кандинским, «продвижение» на мировом уровне Паулем Кассирером и работа в издательстве Герварта Вальдена. Первая мировая война не обошла стороной и деятеля искусства: он добровольно пополнил ряды австрийской кавалерии (перед отправкой на фронт было сделано фото в форме и издано в виде открытки), но уже через год получил тяжелое ранение и отстранение от службы.
В течение 20-х годов Кокошка был профессором Dresden Academy of Fine Arts, много путешествовал по Европе, Азии, Северной Африке, творя в основном пейзажи. После прихода к власти нацистов мастер бежал в Прагу, затем в Лондон, где своими картинами пытался противостоять Бенито Муссолини, Адольфу Гитлеру и их приверженцам.
Смерть
В конце своей насыщенной жизни мастер эпатажа успел поработать и писателем, и преподавателем, и сценографом, и художником-оформителем, провести выставки по всему миру и выпустить сборники литературных произведений. Зимой 1980-го, 22 февраля, в швейцарском Монтре обладателя премии Эразма Роттердамского не стало. Смерть наступила по естественным причинам: Кокошка умер в 93 года.
Картины
- 1909 ‒ «Ханс Титце и Эрика Титце-Конрат»
- 1911 ‒ «Благовещение»
- 1913 ‒ «Альма Малер и Оскар Кокошка»
- 1913 ‒ «Автопортрет»
- 1913-1914 ‒ «Невеста ветра»
- 1915 ‒ «Странствующий рыцарь (Автопортрет)»
- 1922 ‒ «Двое детей»
- 1929 ‒ «Арабская женщина и ребенок»
- 1929 ‒ «Вид Константинополя»
- 1934 ‒ «Вид Праги»
- 1937 ‒ «Автопортрет (Дегенеративный художник)»
- 1941 ‒ «Аншлюс: Алиса в Стране чудес»
- 1941 ‒ «Красное яйцо»
- 1945 ‒ «Христос помогает голодным детям»
- 1971 ‒ «Господа, время выходит»