Биография
Основатель Барбизонской школы живописи Жан-Франсуа Милле прошел путь от крестьянского сына до золотого медалиста Парижской всемирной выставки. Биография и творчество художника вдохновили Марка Твена на написание рассказа «Жив он или умер?», а фото Милле сделал отец французской фотографии Феликс Надар, снимавший Шарля Бодлера, Эмиля Золя и Рихарда Вагнера.
Детство и юность
Художник родился на севере Франции в год первого отречения Наполеона Бонапарта от престола в зажиточной крестьянской семье. Родители Жан-Луи Николя и Эми Анриет Аделаида отнеслись к таланту Жана-Франсуа как к Божьему дару и в 20 лет отправили сына в Шербур учиться ремеслу художника.
Юноша, благодаря дяде-священнику не только владевший грамотой, но и прочитавший в отрочестве Монтеня, Ла Фонтена, Шекспира и Виктора Гюго, начал с копирования работ испанских и голландских живописцев. В 1837 году Милле поступил в Парижскую школу изящных искусств. Наставником Жана-Франсуа был художник Поль Деларош.
Личная жизнь
О личной жизни художника известно мало. Первая жена Жана-Франсуа — дочь портного Полина Оно, изображенная на картине Милле 1841 года. Женщина скончалась через 3 года после свадьбы. Причиной смерти стал туберкулез.
В 1853 году Милле женился на бывшей служанке Кэтрин Лемэр. Вторая супруга подарила живописцу девятерых детей.
Живопись
Милле можно назвать Некрасовым французской живописи. Как и русский стихотворец, художник отразил в работах не столько пейзанскую поэзию, сколько тяжесть крестьянского труда. Картину «Сборщицы колосьев» современники сочли тенденциозной: три женщины подбирают колоски, оставшиеся после жатвы.
Стиль, в котором Милле создавал полотна, несомненно, является реализмом как по правдивости изображаемого, так и по художественным средствам. Однако многие искусствоведы считают картины Жана-Франсуа предтечей импрессионизма. Пейзаж «Побережье в Гревиле» напоминает работы Поля Сезанна.
Картину «Сеятель», в которой Милле поднялся до создания обобщенного образа крестьянина, копировал сам Винсент Ван Гог. Полотно «Анжелюс», наполненное трагизмом, цитировал Сальвадор Дали.
Милле никогда не рисовал пейзажи с натуры. На прогулках художник делал зарисовки, которые затем использовал в картинах. Нюансы крестьянского труда Жан-Франсуа помнил с детства и, кажется, стремился воссоздать на полотнах все этапы производства сельхозпродукции. Так, картину «Уборка урожая», созданную в 1855 году, через 7 лет художник дополнил «Посадкой картофеля».
С годами пессимизм Милле снижался. Если картину 1859 года «Крестьянка, пасущая корову» назвали манифестом бедности, то последнее полотно художника «Весна» наполнено любовью к природе и нарисовано яркими мазками.
Смерть
Жан-Франсуа скончался в январе 1875 года. Могила Милле находится на кладбище Шайи-ан-Бьер в департаменте Сена и Марна. Дом в Барбизоне, в котором Жан-Франсуа жил с 1849-го и до смерти, в 1922 году стал музеем художника.
Картины
- 1841 - «Портрет Полины Оно»
- 1848 - «Веяльщик»
- 1850 - «Сеятель»
- 1850-1853 - «Жнецы на отдыхе»
- 1852 - «Крестьянки с хворостом»
- 1854 - «Женщина, пекущая хлеб»
- 1855 - «Уборка картофеля»
- 1857 - «Сборщицы колосьев»
- 1857-1859 - «Анжелюс»
- 1859 - «Смерть и дровосек»
- 1862 - «Посадка картофеля»
- 1863 - The Goose Girl
- 1866 - «Зимний пейзаж с воронами»
- 1874 - «Ночная охота на птиц»
- 1874 - «Стога сена: осень»